2 июня 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Храмов
22 июня 2006 г.
версия для печати

Истина Кожинова

Автор «Правды против кривды» выдающийся русский историк Вадим Кожинов чётко и уверенно расставляет все слова и предложения в тексте русской истории по своим местам. Он не только ликвидирует противоречия и нестыковки в процессе познания нашей истории, но и манифестирует любовь ко всему русскому в любых его проявлениях

Кожинов В.В. Правда против кривды. – М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. – 512 с.

Эта книга – переиздание труда «История Руси и русского слова» — в равной мере своевременна и несвоевременна (Кожинов В.В. Правда против кривды. – М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. – 512 с.).

Первое – потому что никогда прежде выбор пути развития России не происходил столь болезненно и неуверенно, как в наши дни. И потому авторитетнейшее мнение выдающегося русского историка, культуролога и публициста Вадима Валерьяновича Кожинова (1930 – 2001) как никогда кстати: в качестве пищи для ума или даже готовых тезисов для очередного идеологического диспута. Несвоевременность же книги – в её намеренной бескомпромиссности. Именно поэтому редакционное название книги – «Правда против кривды» – вполне отражает суть множества мелких и крупных конфликтов, назревших в русско-российской историографии и вскрытых Кожиновым. Эти конфликты лежат как в плоскости знания об истории, так и в сфере трактовки былого, а значит, и выводов из неё.

Кожинов стремился охарактеризовать те периоды и стороны истории Руси и русского Слова, которые либо мало известны широкому кругу людей, либо толкуются односторонне и просто неверно. А именно: рождение и судьба богатырского эпоса, противоборство Руси с Хазарским каганатом, "темное" время 910—930-х годов,— время "забытого" князя Олега II, судьбоносное перемещение центра Руси в XII веке, истинный смысл Куликовской битвы, понимаемый чаще всего ложно и, наконец, деятельность и взаимоотношения величайших духовных вождей Руси конца XV — начала XVI века — Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Кожинов не полемизирует с другими авторами, он чётко и уверенно расставляет всё по своим местам, ликвидирует противоречия и нестыковки, оперируя громадным объёмом сведений из самых разных источников. При этом он не претендует на роль истины в последней инстанции, избегает подытоживающих формулировок, а если и употребляет их, то максимально корректно, без идеологической пристрастности.

Вместе с тем, ряд линий, которые могут быть сплетены в единую мировоззренческую базу, безусловно, прослеживается. Трактовке Кожинова присущ приоритет долгосрочной идейно-нравственной мотивации в историческом процессе, наперекор прагматизму. Тем не менее, будучи фундаментальным учёным, он не мог не видеть, что одно и то же явление в разных обстоятельствах и с разных точек зрения может приносить как пользу, так и вред:

«Едва ли можно усомниться в том, что именно идеократическая и евразийская суть России определяла её беспрецедентные крахи и падения; однако не стоит сомневаться и в том, что именно эта суть выражалась в её великих победах и взлётах, в её, по словам отнюдь не благоволившего России Маркса, «мировых успехах»» (С.61).

Кожинов – увлечённый и увлекающий автор. К сожалению, по его книгам не изучают историю и литературу в государственных заведениях, а ведь это могло бы изрядно «подстегнуть» гуманитарную мысль. Историк не только раскладывает по полочкам все ключевые моменты главных событий и явлений, но и высказывает множество мыслей-афоризмов, заслуживающих быть включёнными во все возможные цитатники. Вдумайтесь только:

«Если уж называть Россию «тюрьмой народов», то, в точном соответствии с логикой, следует называть основные страны Запада не иначе как «кладбищами народов», а потом уж решать, что «лучше» — тюрьма или кладбище» (С.74).

Или например, вот такое интересное сопоставление автора:

«Франческо Петрарка и преподобный Сергий Радонежский были современниками, но решать, кто из них кого «опережал» — дело не только неблагодарное, но и просто нелепое, — хотя сопоставление этих двух личностей может многое прояснить» (С.45).

Книгу следует рекомендовать всем, кто желает не просто получить знания об истории русского народа, но и узнать нашу историю, прочувствовать её. Конечно, Кожинова можно упрекнуть за такие «непопулярные» идеи, как апология Монгольской империи или «евразийской» полиэтничности русского государства, но очевидно, что всякий, кому небезразлично наше прошлое и наша культура, обязан прочесть эту без малого классическую книгу.


Прикреплённый файл:

 Kozhinov, 6 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

27 июня 01:07, В.Карпец:

Никогда не забуду,как во время оно, в ЦДЛ, супруг одной известной поэтессы, диссидентствовавший тогда критик,впрочем,вполне благополучный,после очень тихого и спокойного,ясного,как он сам,выступления Вадима Валерьяновича, кричал с трибуны - они нас будут сажать,они нас хотят бить по глазам... Никто их по глазам не побил,страну под откос пустили они, а критик сей ныне известнейший православный священник с именем и репутацией. Вот так...


14 сентября 19:48, Посетитель сайта:

К реплике В.Карпеца: Уж не Вова ли это был Вигилянский?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020