2 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Чесноков, Правая.Ру
23 июня 2006 г.
версия для печати

Церковь и люди

В книге отца Андрея Кураева "Церковь в мире людей" можно найти ответы на вопросы: нужно ли отказываться от власти, надо ли быть маргиналом или активистом, как относится к Ельцину, что такое настоящий шовинизм и т.д. Ответы, как всегда, неожиданны, весомы и в хорошем смысле вызывающи

Диакон Андрей Кураев, "Церковь в мире людей"События, подобные выходу качественной богословской литературы, происходят в России все же не так часто, как хотелось бы. Но когда такое событие случается, то моментально завоёвывает внимание. Тех, кто думает о Церкви и России, об их взаимосвязи и единстве. Но еще большее внимание приковывают имена авторов. А когда речь идет о богослове, миссионере отце Андрее Кураеве, книга вообще становится бестселлером.

Новый труд отца Андрея – это обращение к тем людям, которые созидают общественную жизнь: публицистам, экспертам, журналистам, чиновникам, молодежи. Ответы на актуальные и далеко не однозначные проблемы должны стать основой для более вдумчивого и глубоко осмысления современной жизни. И в то же время, в своих ответах сам отец Андрей предстает общественным деятелем, говорит о своих взглядах, анализирует свою деятельность.

Поэтому обойти вниманием новую книгу отца Андрея – «Церковь в мире людей» – было бы нелогично и неправильно. Книга, изданная по благословению Патрирха Сретенским монастырем в 2006 году, написана в уже ставшей привычной в последнее время для отца Андрея форме большого интервью. От чего кажется проще в понимании и интерактивней при чтении.

Отец Андрей касается серьезных тем: «опричной реформации», «дня Святого Валентина», созыва Поместного Собора, денежного вопроса, роли женщины, отношения Церкви и власти.

Нельзя не отметить приятный момент — в книгу вошел фрагмент интервью, данного отцом Андреем Правой.Ру .

В центре книги тема «Церковь и власти». Отец Андрей старательно и подробно распутывает целый клубок недоразумений, связанных с этой проблемой. Нужно ли отказываться от власти, надо ли быть маргиналом или активистом, как относится к Ельцину, что такое настоящий шовинизм и т.д. Ответы отца Андрея неожиданны, весомы и в хорошем смысле вызывающи. Например, отвечая на целую серию вопросов по теме «Основ Православной культуры», богослов задается вопросом: «Эти умненькие интелегентные дискуссии у Познера и Шустера на тему «Можно ли преподавать Закон Божий в наших школах? А не нарушит ли это чьи-то права?» ведутся как будто в безвоздушно-правовом пространстве. А у русского населения на своей земле есть хоть какие-то права или нет? В сегодняшней ситуации вымирания неверующих и потому малодетных семей отказ в праве на изучение православной культуры равнозначен отказу русскому народу в праве на жизнь». Только вдумайтесь в последние слова: ОТКАЗУ РУССКОМУ НАРОДУ В ПРАВЕ НА ЖИЗНЬ. И отец Андрей приводит аргументы за ОПК. Но это не просто аргументы православного христианина, а аргументы и думающего человека, думающего о своей стране и ее будущем.

Много полезного можно извлечь из раздела «Женщина в церкви». Отец Андрей снова дает понять, что означает плат на голове женщины.

В разделе «Церковь: «мир искушений»», автору книги задается вопрос: «Скажите – к чему, по-вашему, движется Церковь, какой она будет через 15-20 лет?». И следует ответ: «Не знаю. Настолько разные вещи происходят в церковной жизни, настолько разные векторы движения. Но когда я думаю о будущем Церкви, для меня один из главных вопросов звучит примерно так: «Сколько потребуется времени, чтобы имя дьякона Андрея Кураева в сознании семинаристов стало бы синонимом мракобесия и осталости?»». И продолжая отвечать, он добавляет свой разговор с митрополитом Климентом о проповедях на рок-концертах и приводит его слова: « что в этом такого особенного? Мы специально в документах Архиерейского собора записали, что надо активно использовать формы современной молодежной культуры во внебогослужебной проповеди».

В разделе «Опричная реформация» автор поднимает вопрос, что « «Верные», посещающие наши храмы и даже причащающиеся в них, далеко не во всем верны православию. А если он не верен Православию – значит он не член того лаоса (церковного народа), который хранит Православие». Далее идут цифры социологических опросов о вере в астрологические прогнозы, спиритизм и тому подобное — цифры говорят сами за себя: «Верящих в гороскопы…среди посещающих церковь еженедельно – 34%... среди тех кто не ходит в церковь, верящих в предсказания астрологов вдвое меньше – 16%». Вот так.

Последний раздел книги посвящен Великой Отечественной Войне. Отец Андрей пишет, что «духовная победа крадется у русского народа и даруется куда-то на экспорт». И в эти дни, когда мы вспоминаем 65 годовщину начала ВОВ, можно закончить словами, которыми диакон Андрей Кураев венчает свою книгу: «Самое же главное чудо 40-х годов очевидно и неоспоримо: наша Родина выстояла и победила. Как сказал маршал Язов, «войну выиграли безбожники, но с помощью Божьей»».


Прикреплённый файл:

 Диакон Андрей Кураев, "Церковь в мире людей", 8 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

23 июня 16:36, В.Карпец:

Кураев отчасти нужен.Но только отчасти.Когда нужно отвлечь дам климактерического возраста от секса и рериховщины.В помощь батюшке на приходе.Мыслителя же такого нет.Полукатолическая-полупротестантскфя теология - именно теология,а не богословие-,несколько разбавленная цитатами из православных источников. Схоластика с разделением явлений на спасительные,нейтральные и греховные. Это из Фомы Аквинского.Плюс христианская демократия - тоже от католиков. Плюс скрытая русофобия - в форме ненависти к т.н.народному православию


23 июня 21:35, Посетитель сайта:

Кураев довольно содержательный, дельный товарисч. Весьма и весьма эрудирован. Почитайте хоть полную версию интервью о "Коде да Винчи" на этом сайте.

Надеюсь, и книга не пустая.


24 июня 02:18, Константин Белик:

В защиту Кураева

Отец Андрей Кураев - это один из не многих (пока) по настоящему выдающихся людей в нашей Церкви - крупнейший проповедник и один из крупнейших богословов. И если Русская Православная Церковь сейчас возрождается, то только благодяря таким людям как о. Андрей.

И уж не господину Карпецу, свободно плавающему в море неоевразийской эзотерической мути, упрекать о. Андрея в недостатке православности.


24 июня 21:32, Максим:

о чём речь?

а что вы называете "народным православием"?

если перевести это на другой язык получается языческое "православие" - вы это защищаете? гороскопы, видимо?..


25 июня 09:11, В.В.:

В.Карпец помянул "т.н. народное православие". Странно, Православие может быть "народным"? Или, например, "интеллигентским" (известно, ведь - "страшно далеки они от народа")?.. Православие - это Православие. Оно может быть Вселенским, и, очень условно говоря, русским, например, или грузинским, греческим, сербским. Конечно, одни православные - люди образованные, начитанные в святоотеческих трудах, разбирающиеся в тонкостях богословия. Другие, - хорошо, если знают главные молитвы наизусть и Символ Веры понимают правильно. Но, насколько можно судить, о.А.Кураев противится не какому-то там мифическому "народному православию", а элементарному невежеству и зловредным, зачастую полуязыческим, предрассудкам, которые для кого-то являются их "собственным" и очень доступным, "удобным" православием. Что, для кого-то секрет, - сколько сегодня в православной среде можно услышать откровенной дичи, выдаваемой за некое "предание старцев"? Примеры надо приводить? Так это материал на целую книжку! И среди единоверцев этого материала найдётся, уверен, ничуть не меньше, м.б., со своим особым даже колоритом. И это наша давняя общая беда. Народ нуждается в просвещении, которое несводимо к дешёвым только брошюркам о том, как правильно лоб крестить или чем во время поста пробавляться. Неплохо, наверное, знать, что св.Иринарху Ростовскому "молятся об умножении урожая огурцов", но ещё лучше бы - знать житие самого Св.Иринарха. Безотносительно к огурцам.


25 июня 11:12, Васильев:

Владимиру Игоревичу полное согласие и поддержка! (или, как в сети выражаются, респект)Насчет движения Кураева в сторону меневской кочетковщины (глубоко огорчительного) писал я уже (отзыв на статью Бражникова, полную злобных нападок на М. Дунаева, примерно март)Потом все куда-то пропало


26 июня 14:59, Владимир:

Карпец

ну как не кусануть о. Анедрея.Если судить по отзывам таких рыбок как вышепроявленный Карпец - Кураев просто монстр.Расслабьтесь Карпец.Дамам,с приведенными Вами качествами,только оно-"народное православие"и нужно.по крайней мере от секса можно не отказываться.А Вам какой богослов необходим?Ежели народный,дык обратитесь к упомянутым Вами дамам.


27 июня 00:30, В.Карпец:

Максиму.Народное православие - это и богородичный платок,и любимый нами обоими Никола Клюев - все,чего просто нет в баптистски читаемой Библии. При встрече поговорим,если хотите,конечно. Владимиру. Мне необходимы святые Иоанн Богослов,Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов Белику. А Вы атлантист?


27 июня 00:46, Sabbaka:

Константину Белику

А Вы уверены,что действительно возрождается? Что это не "постмодерн"? Не маскульт - от Кураева до Киркорова?


27 июня 19:04, Дама:

Sabbake. Да, возрождается,с Божьей помощью. Понятия "постмодерн" у православных не существует, и вообще, не будь употребляемо так часто это слово, не существовало бы и ни у кого, т.к. это виртуальное явление. И не "маскульт". Ничего нет менее схожего, чем православный культ и Киркоров. Из области абсурда. Вам что, лишь бы укусить?

В. Карпецу. У Вас есть другой объект для битья, кроме о. Андрея? Честное слово, он не больше всех заслужил. Народное православие, какого хотелось бы вам, к сожалению, осталось где-то между Клюевым и Розановым. А идеологию "дам", да и "господ", о. Андрей понимает лучше Вас и плющит поделом. Православие находится у нас между двух мутных потоков: 1) поднимающегося снизу какого-то прямо хтонического язычества, которым заражены в Церкви чуть ли не все, как когда-то гностицизмом - то и дело с дрожью нарываешься среди самых верующих и культурных людей на "чисточетверговую водицу", "заговоренную землицу", "икону Распутина" или пророчество неизвестно какого "старца" о конце света в понедельник; и 2) хлещущего со всех сторон рерихианства (название условное, но Вы понимаете, о чём я), масштабы которого адекватно представляет себе, по-моему, только о. Андрей (а Вы-то в метро ездите? Ну и вглядитесь, что люди читают. Увы, секс и кровавое мочилово только на втором месте...) Он и стоит один на два фронта, вращая меч над головой, а умники только критикуют: не то, не так, не соответствует. Да попробуйте сами. Может, Ваши глаголы крепче прожгут тьму невежества, в которую наш народ отброшен смутными временами - а ведь, как обоснованно считает о. Андрей, большинство не доросло еще не только до христианских, но и до ветхозаветных понятий. Тут и евразийство Ваше опасно - не раствориться бы нам с этим всем в азиатской пучине. (Я, кстати, не атлантист).


27 июня 21:00, Константин Белик:

Ответы

«Белику. А Вы атлантист?»

Нет, я не атлантист и не евразиец – я христианин.

«А Вы уверены,что действительно возрождается? Что это не "постмодерн"? Не маскульт - от Кураева до Киркорова?»

А Вы уверены, что не возрождается? Что это не «приблизилось Царство Божие»? Не торжество Христова Духа – от Кураева до Крестьянкина?

Можно привести много конкретных примеров того, что я прав, но это всё суета. Дело в том, что я верю не в Евразию и не в Империю, а во Христа, в Его милость и Его всемогущество. И если Он всемилостив и полон любви, то разве оставит Он народ Свой – Церковь – на поругание и прозябание? И если Он всемогущ, то можно ли сомневаться в возрождении? Вот в чём моя вера и моя уверенность.


28 июня 07:25, Европеецъ:

В.Карпецу

А что, Кураев платочки для женщин запретил?.. Не поверю. А что до Николая (Николы, если угодно) Клюева, то это совсем не обязательное для "народного православия" чтение, а всего лишь дело вкуса. Этак, глядишь, ежели Библию не "по-баптистски читать", то такого ещё там вычитаешь... Уж евразийство, в "единоверческом прочтении", точно отыщешь.


28 июня 17:53, Владимир:

В.Карпецу

Я православный христианин.

Ваш отзыв возмутителен по одной простой причине:Кураев проделал огромную и,по моему,очень качественную работу.Этого уже достаточно для того,что бы не лепить всякую дрянь.Причем Вы это делаете на уровне школьного сортира-припоминаете а?

Если Вам что-то не нравится-выражайте свое несогласие на том же уровне какой имеет кусаемый Вами объект.Это хотя бы интересно.


29 июня 01:58, B.K.:

Вл-ру

Чем и с кем Вы занимались в школьном сортире,я не помню - обычно приходил,справлял нужду и уходил.


29 июня 11:51, Владимир:

В.Карпецу

перечитайте свой последний отзыв.смешно получилось а?


29 июня 16:03, B.K.:

Bл-ру

Шел бы ты,а...Заколебал


30 июня 02:04, Владимир:

В.Карпецу

не нервничайте рыбка-поберегите себя для народа.


30 июня 13:55, Владимир Вереснев:

Просто Владимиру

Милостисдарь, Вы тут давеча писали: "Я православный христианин". Простите, что дерзаю Вам, православному христианину, напоминать об элементарных приличиях, предполагающих ведение диалога между порядочными людьми. Что бы там не высказывал Ваш оппонент, не стоило бы, наверное, "опускать" тему дискуссии до, извините, школьного сортира. Это, знаете ли, тоже никак не на уровне защищаемого Вами "объекта", как Вы изволите называть отца Андрея Кураева. А то ведь, в самом деле, так кого угодно "заколебать" можно. Но при чём тогда наше православное христианство?


3 июля 15:10, Михаил Маркитанов:

С. Чеснокову

В своё время я вступил с Вами в жёсткую полемику (по поводу С. Мурзинского и А. Дугина). Теперь, после знакомства с этой Вашей заметкой, я прошу у Вас прощения. Вы - то что надо! Большое спасибо за Ваши добрые слова об отце Андрее Кураеве, которого сегодня не лягает только ленивый - и совершенно незаслуженно. Большое спасибо также Владимиру, К. Белику и другим авторам и читателям "Правой.ru". Низкий вам поклон от всех по-настоящему православных.


3 июля 15:18, Михаил Маркитанов:

В. Карпецу

А Вы, "товарищ " Карпец, сможете аргументировать свои обвинения? Чего католического Вы нашли в книгах Кураева? А чего протестантского? Или "я роман не читал, но осуждаю"? Бросать надо совковые привычки! Сейчас Вам не тридцатые годы. Нечего врагов народа выискивать, особенно среди священнослужителей, Господь на Вас такого послушания не возлагал. С уважением, Ваш пока ещё брат во Христе, а там - видно будет. PS. Отдельно - "товарищу" Васильеву. Вы, судя по всему, Кураева тоже не читали. Неужели Вам неизвестно, что и с Менем, и с Кочетковым он активно полемизирует. Так что нечего клеветать.


3 июля 16:25, Михаил Маркитанов:

Досада

Братцы, ну почему вы саму книгу-то не прикрепили?!!! Ведь интересно же!!!


3 июля 18:10, Владимир:

Владимиру Вересневу

Охотно Вас прощаю Владимир Вереснев.Вот и я о том же.И если бы Вы удосужились внимательне просмотреть все то о пишете Вы бы непременно заметили,что не опускал я тему дискуссии на этот злополучный уровень.Это сделал оппонент(так его назовем).Я всего лишь назвал его поступок так-как он называется.

-О том,что я православный христианин-это был ответ на вопрос оппнента не атлантист ли я?

-К тому же я не защищал о.Андрея.Что Вы!Зачем?Просто очень обидно за дам,пусть даже климактерического возраста.Кстати у оппонента,вероятно,тоже есть мама.

Даже правила приличия имеют свои границы,которые он т.н. оппонент нарушил не задумываясь.Так что диалог предполагаемый между порядочными людьми уже был,по крайней мере для меня невозможен-оппонент сразу показал себя хамом-я лишь намекнул ему об этом.

К сожалению(я не шучу)Вы,мне кажется,прочли всё так же,как написали обращение ко мне.Вот так-милостивый государь.

Меня зовут Владимир без всяких просто.кстати где же Ваши элементарные приличия Владимир Вереснев?


3 июля 20:37, Sabbaka:

Михаилу Маркитанову

Совок лично Вас - почему-то в этом уверен - спас от Освенцима. Так что поосторожнее.Насчет тридцатых годов. Да,сейчас где-то на уровне двадцать шестого-двадцать седьмого. Все ипереди,как писал в свое время Василий Иванович Белов.


2 августа 12:33, Михаил Маркитанов:

"Собаке"

Дорогой Вы мой человек! Да мне же Вам в пояс надо поклониться! Я построил свою апологию Кураева на единственном тезисе - что его противники - это не православные исповедники, а всего лишь коммунисты, мечтающие "всего лишь" расколоть Святую Церковь. И Вы вместо того, чтобы обрушиться на этот тезис со своей нелицеприятной критикой, блестяще именно его подтвердили! Так что мой эксперимент удался. Может, сообщите своё подлинное имя, чтобы я мог помолиться за Вас, как за благодетеля? Православный христианин, занимающийся апологией коммунистов и испытывающий ностальгию по годам самых лютых гонений на веру - это в каком же голливудском триллере такое чудо-юдо увидишь! Нанасчёт моего якобы еврейского происхождения - Вы ошибаетесь. Но даже будь это так - не вижу в этом ничего предосудительного. Всего наилучшего. И становитесь христианином, батенька!


6 сентября 16:42, Михаил Маркитанов:

"Правой"

А ещё прошу Владимира Игоревича простить меня за несправедливые слова по его адресу, я так написал по неведению. Примите мои уверения в искренней благодарности за то, что вы есть. Искренне ваш, грешный раб Божий Михаил



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020