3 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Храмов
10 июля 2006 г.
версия для печати

Уроки для оппозиции

Только в бытность оппозицией возможна кристаллизация идеологии. Если бы КПРФ получила власть в смутные 1990-е годы, внутренние противоречия этой партии разорвали бы русское общество

Сергей Георгиевич Кара-Мурза – один из наиболее ярких и цельных мыслителей и публицистов наших дней. Его работы неизменно получают множество читательских откликов, затем что вопросы, в них поднимаемые, мягко говоря, больные. Издательство «Алгоритм» регулярно выпускает его тексты, и вот – новинка, «Оппозиция как теневая власть» (М.: Алгоритм, 2006. – 368 с.). В книге собраны статьи Сергея Георгиевича 1990-х годов, опубликованные, в основном, в «Советской России». Проблематика статей – вопросы идеологии российской оппозиции времён ельцинщины.

Как обладатель научного мировоззрения, Кара-Мурза не мог не видеть того идейного беспорядка, который царил в Компартии РФ – наиболее сильной тогда организации, представлявшей реальную опасность для правящего режима и всерьёз претендовавшей на власть. Фактически же оказывалось, что КПРФ своими эклектичными тезисами и непродуманной стратегией делала всё, чтобы легитимировать в глазах общества политический строй, сложившийся в первые постсоветские годы. Происходило это из-за шаткости партийной идеологии, из-за не излеченных со времен упадка КПСС болезней косности.

«Беда, что оппозиция унаследовала от КПСС низкую способность к диалогу и обучению. Она отторгает постановку главных вопросов, из которых только и может родиться стратегия борьбы» (С. 88).

На «лево-патриотический» сектор возлагались тогда большие надежды, поскольку шансов на то, что власть оздоровится сама, было крайне мало, и на тот момент только оппозиция как альтернативная политическая сила могла стать двигателем возрождения страны. Проблема заключалась в том, что факторы, уничтожившие СССР изнутри, не были осознаны и, следовательно, не побеждены в КПРФ и других организациях. Фактически главная проблема была и остаётся все тем же – хаотичным сознанием партийных деятелей и простых людей, базирующимся на догмах вульгарного марксизма с одной стороны и на клише рыночно-демократической пропаганды с другой. Не преодолев этой ментальной преграды, невозможно было двинуться вперёд. Кара-Мурза писал, что статус оппозиционной организации, впервые за 70 лет появившийся у коммунистов, давал им уникальный шанс решить идеологические вопросы, учесть прежние ошибки и сформулировать такую положительную программу, которая сама по себе стала бы движущей силой истории. Но КПРФ слепо стремилась к власти и получи она тогда рычаги управления страной, наше общество было бы разорвано старыми и новыми внутренними противоречиями «левой» элиты.

«Главная задача оппозиции, не сравнимая по своей важности ни с какими другими, — именно «починка сознания». Прежде всего, восстановление и подпитка главного охранителя целостности сознания – здравого смысла. Эту работу могла бы делать и бесправная Дума, и немногочисленные партии, и слабенькие газеты оппозиции» (С.313).

Кара-Мурза много внимания уделяет базовым терминам оппозиционной идеологии, в частности, диалектике «правого» и «левого». По его мнению, главное, что несёт в себе употребление сложных терминов «всуе» – отрыв слов от их смысла. А здесь уже полшага до манипуляции сознанием и просто вредоносной путаницы. Автор видит своей целью вернуть словам их суть, например, в связи с вопросом «правого» и «левого» он писал:

«Левые, разрушавшие СССР, — <…> не прямое порождение западных демократов, они дети ВКП(б), но только её левого крыла. И они нисколько не изменились, их суть – разделение, разрушение, растравливание, уничтожение жизни» (С.14).

Много внимания уделяется совершенно неисследованной в рамках КПРФ группе вопросов, связанных с подлинными, а не конспирологическими причинами разрушения СССР. Не поняв этих причин, не учтя совершенных ошибок, невозможно построить более разумное общество, в котором гармоничное сосуществование разных групп не приведёт к формированию достаточно мощной разрушительной, действующей изнутри силы:

«Предстоит исследовать процесс самоорганизации особого, небывалого союза: уголовного мира, власти (номенклатуры) и либеральной части интеллигенции – той ударной силы, которая сокрушила СССР» (С.99).

Предотвратить «разбегание России», превращения её территории в «зону вымирания русского народа» — вот задача подлинной оппозиции, а не ковыряние в догмах нетворческого марксизма и вульгарного истмата, равно как и вульгарного антисемитизма или вульгарного же национализма. Автор выдвигает некоторые базовые элементы положительной программы, в надежде быть услышанным руководством КПРФ. Но бестолковый «менеджмент» лидеров Компартии привёл к тому, к чему привёл: сегодня даже двухлетняя «Родина» обогнала КПРФ по численности.

Кара-Мурза предлагает использовать такие организационные технологии, которые обеспечили бы неуязвимость патриотического лагеря. Сегодня мы видим, что эти «сетевые» технологии признаны передовыми и активно используются по всему миру:

«Главная опора – на переплетение разных, но соединенных низовых, неустранимых организаций, на их сеть, которую можно рвать и топтать, но полностью порвать невозможно» (С.93).

Ах, если бы голос учёного был тогда услышан, а ещё лучше, стал бы ведущим в оппозиции, сегодня, возможно, русское общество было построено на более разумных принципах. И ещё – чего не отнять у Кара-Мурзы, так этого его патриотического оптимизма, связанного с будущим России. Он писал, что СССР «упал, как подкошенный, от щелчка. Весь мир так и стоит с открытым ртом. В какое же это место щелкнули? Но с этой слабостью неразрывно связана и неведомая сила. Ведь если люди могут жить на 6 долларов, то если же соберутся и начнут работать на развитие своей страны, а не на воров – разовьют мощность, которая потрясёт мир» (С.144).

У книги есть и ряд недостатков, к примеру, не вполне точное заглавие, плохо отражающее её суть. Что касается подбора статей, то здесь есть «лишние», то есть растерявшие актуальность, а есть те, что «выпали»: они упоминаются в тексте других статей как программные, но в сборник не вошли. Особо острые полемические статьи хорошо было бы сопроводить – в приложении – ответными репликами оппонентов, но, вероятно, здесь действовал принцип экономии места. Чего не хватает сборнику, так это сносок, в которых разъяснялось бы, в связи с чем написаны те или иные строки. Впрочем, такая роскошь есть прерогатива академических собраний сочинений. В целом же книга невероятно актуальна сегодня и главную свою миссию – «починку сознания» работы Кара-Мурзы выполняют успешно.


Прикреплённый файл:

 Уроки для оппозиции, 6 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020