2 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Лабанов
24 июля 2006 г.
версия для печати

Братья Киреевские: сочинения в полном объёме

Впервые предпринятое калужским издательством «Гриф» издание полного собрания сочинений И.В. и П.В. Киреевских является большим событием в культурной, общественной и политической жизни России

Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полное собрание сочинений: В 4-х т. \ Составление, примечания и комментарии А.Ф. Малышевского. – Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 2006.

Впервые творчество двух прекрасных братьев Киреевских – патриотов России, особенно И.В. Киреевского, глубокого и замечательного русского мыслителя – славянофила предстала в максимально полном объёме. Братья Киреевские – выдающиеся русские мыслители, положившие начало самобытной отечественной философии, основанной на живой православной вере и опыте восточнохристианской аскетики.

В первый том вошли философские работы И.В. Киреевского и историко–публицистические работы Петра Васильевича Киреевского. Во второй том вошли литературно-критические и художественные произведения И.В. Киреевского и литературно-критические статьи П.В. Киреевского. В третий том вошли дневники и письма обоих братьев, а в четвёртый – материалы к биографиям братьев Киреевских (очерки К.Д. Кавелина, П.И. Бартенева, стихи В.А. Жуковского и его переписка с матерью И.В. и П.В. Киреевского, очерк С.Т. Аксакова, стихи Н.М.. Языкова), а также статьи и работы философов и критиков (А.С. Хомякова, Д.И. Писарева, В.Н. Лясковского, М.О. Гершензона, В.В. Розанова), оценивающие их личность и творчество. Всё это представляет большой интерес для исследователей славянофильства как идейного и общественного течения, а также является богатым материалом в помощь специалистам, изучающим нашу русскую философию и культуру.

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения замечательного русского философа И.В. Киреевского (1806-1856) и калужане приурочили данное издание к этой прекрасной дате сочинения своего великого земляка и его брата.

Если о фигуре И.В. Киреевского известно многое, то информация о П.В. Киреевском (1808-1856) очень мала. Он как- то остался в тени своего более знаменитого брата, что, как кажется, является не совсем справедливым. Между тем, он являлся вместе с поэтом Н.М. Языковым собирателем русских песен и фольклора. Несколько слов следует сказать о судьбе П.В. Киреевского.

П.В. Киреевский родился 23 февраля \11 февраля 1808 года в селе Долбино Калужской губернии. Его мать, так же как и Ивана Васильевича была А.П. Юшкова, родственница великого русского поэта и государственного деятеля В.А. Жуковского. Сам юный Киреевский испытал влияние Василия Андреевича, который, расставаясь с юными родственниками, уловил контраст между «Ваничной… с улыбкой милой на устах» и «угрюмым Петушком» (стихотворение «Прощание», 1815). После переезда семьи в Москву (1822) Киреевский брал уроки у профессоров Московского университета А.Ф. Мерзлякова и И.М. Снегирёва, прививших ему интерес к изучению русского фольклора. В 1823 году Киреевский познакомился с польским этнографом и фольклористом З. Доленга -Ходаковским, которому вместе с братом оказывал помощь в разборе коллекции, собранной на русском Севере. В 1825 и 1829 гг. порывался вступить в военную службу (оба раза был отговорён братом).

К середине 1820-х годов, вслед за братом, он входит в круг любомудров, завязывая литературные и дружеские связи с Д.В. Веневитиновым, М.А. Максимовичем, А.С. Хомяковым, С.А. Соболевским, С.П. Шевырёвым, А. Мицкевичем и др. В октябре 1826 года он присутствует на авторском чтении «Бориса Годунова», а также на обеде по случаю основания «Московского вестника». В этом же журнале Киреевский дебютирует изложением «Курса новогреческой литературы» Яковаки Ризо Нерулоса. Кроме этого, он много переводит с испанского, английского, немецкого.

В июле 1829 года Киреевский вместе с братом Иваном уехал в Германию и был зачислен в студенты Мюнхенского университета, где слушал лекции Л. Окена, Ф. Тирша, Й. Гёреса и с особым вниманием знаменитого немецкого философа Ф. Шеллинга, личные беседы с которым он относил к числу наиболее значительных интеллектуальных событий этого периода. С осени 1829 по весну 1830 года (до приезда в Мюнхен брата) самый частый собеседник Киреевского – великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Именно под его воздействием Петр Васильевич активно штудирует труды В. Кузена. В это время он пишет «Философский дневник» (в данном издании переиздан в 3-м томе). В нём выражена позиция, заключающаяся в том, что личность должна следовать главному «направлению», предназначенному ей судьбой, и в соответствии с этим адаптировать все усвоенные знания.

Ещё в Германии он сформировался как первый славянофил, безусловно уверовавший «в великое значение русского народа» и тогда же решившего посвятить себя воссозданию в современной ситуации его духовной основы – великого «предания», с максимальной полнотой отразившегося в народных песнях. Для интуитивно (в отличие от своих единомышленников) пришедшего к славянофильству Петра Васильевича оппозиция «предание» – «беспамятность» становится фундаментальной. Так, например, в письме к Н.М. Языкову от 17 июля 1833 – наиболее ранним откликом на чаадаевское «Философическое письмо» – альтернативной «чаадаевщине», в которой, по мнению Киреевского, индивидуалистическая начало нашло своё крайнее выражение в ругани «над могилами отцов», выступает «великое откровение воспоминаний». Тут можно сравнить данное высказывание со знаменитым более поздним высказыванием А.С. Пушкина П.Я. Чаадаеву.

В дальнейшем свои взгляды Киреевский наиболее полно сформулировал в статье «О древней русской истории. Письмо к М.П. Погодину» (опубликовано в 1-м томе данного издания). Данная статья явилась откликом на статью М.П. Погодина «Параллель русской истории с историей западных европейских государств, относительно начала». Не оспаривая главную идею Погодина о противоположности исторических процессов в России и Западной Европе, Пётр Васильевич отвергает тезис Погодина о терпении и смирении как доминантах национального характера и бытия. По его мнению, на всех этапах отечественной истории решающее значение имели сила, энергия и благородные порывы народа.

Намечая контуры славянофильской теории патриархального быта (в частности идеи К.С. Аксакова), Киреевский исследует «внутренний порядок» славянского мира, его целостность, которая «держалась не единством управления, а больше взаимным сочувствием, выходящем из единства быта и рождающим единство потребностей». Одну из коренных особенностей всех славянских народов Киреевский видел в отсутствии личной земельной собственности, в принадлежности земли «целой общине (деревне или городу), которая распоряжается ею на мировой сходке».

Пётр Васильевич Киреевский был одним из немногих людей, для которых нравственная чистота, высота духовного строя, твёрдость убеждений и живая их самобытность бывает зиждительною силой лучших эпох и поколений. Именно, благодаря таким людям жива Россия (к сожалению, сегодня чувствуется недостаток в таких людях, и восстановление памяти о братьях Киреевских позволит нам самим стать лучше, нравственнее, патриотичнее).

Что же касается И.В. Киреевского, то в данном издании представлены все его сочинения (философские трактаты, статьи, повести), включая дневники, письма и материалы, позволяющие лучше понять вклад Киреевского в русскую и мировую культуру. В частности, в полном объёме были опубликованы письма к В.А. Жуковскому, М.П. Погодину, Н.М. Языкову, А.И. Кошелеву, А.С. Хомякову, и, безусловно, к оптинскому старцу Макарию, благодаря двум последним он приблизился к таинствам веры, став, в полной мере, православным человеком.

Всё это, безусловно, обогащает наше представление о месте братьев Киреевских в русской философии, литературе, культуре в целом. Но есть в издании и ряд недостатков, среди которых следует отметить отсутствие вступительной статьи, а также слабую комментаторскую базу, что существенно обедняет данное издание. Но несмотря на это, все эти недостатки компенсируются тому объёму текстов, который позволяет в полной мере ознакомиться, в канун 200-тия И.В. Киреевского, с нашим национальным наследием. В этой связи, хотелось бы поблагодарить составителей данного четырёхтомника, ибо даже в Москве, редки стали подобного рода события, как выпуск собраний сочинений философов, во многом из-за тяжёлого положения издательств.


Прикреплённый файл:

 Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полное собрание сочинений: В 4-х т., 5 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

20 июля 22:03, Сергей:

Для русской философской культуры выход собрания сочинений братьев Кириевских в 4-х домах поистине событие огромного масштаба. Впервые в полном обьеме представлено творчество этих замечательных братье. Для любителей славЬянофильства, русской мудрости названные книги являются неоценимым пособиев по изучению духовнной культуры и науки. Считаю и убежден, что названные книги займут достойное место на книжной полке каждого культурного человека. История славьянофильства - это культурная, багатая разными духовными поисками история каждого росиянина. Хочу сказать, что славьянофильство - это становление истинно руской философской мысли. Без этих двух мудрых чудаков, своременная русская философская мысль была бы скучной, неполной и наверное бедной. Именно благодаря им мы имеем сегодня такой ошеломяющий расцвет философской мысли в России, имеем такое созвездие новых оригинальных мыслителей, работы которых вызываю восхищение и удивляют не только постсоветское пространство, но и вес культурный мир. Недостатки: Книги надо было бы издать более солидными, эстетическими, чтобы радовали глаз покупателя, а так они выглядят серыми.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020