3 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Лабанов
7 сентября 2006 г.
версия для печати

И.С. Аксаков. Патриот Москвы и России.

В серии «Большая Московская библиотека» вышла книга "У России одна-единственная столица…" авторства виднейшего славянофила и одного из выдающихся умов России XIX века И.С. Аксакова (1823-1886)

И.С. Аксаков. У России одна-единственная столица…Стихотворения и поэма. Пьеса. Статьи, очерки, речи. Письма. Из воспоминаний и мнений об И.С. Аксакове. Венок И.С. Аксакову. Москва И.С. Аксакова. /Сост., вступ. ст. и примеч. Г.В. Чагина. – М., Русский мир, 2006. – 512 с., ил. – (Серия «Большая Московская Библиотека»).

В серии «Большая Московская библиотека» вышла очередная книга виднейшего славянофила И.С. Аксакова (1823-1886). И.С. Аксаков (1823-1886) – один из выдающихся умов России XIX века, писатель и публицист, поэт, славянофил, «печальник земли Русской». Большую часть своей жизни он прожил в Москве, которую чрезвычайно ценил и любил как столицу великого Русского государства.

До этого, в этой же серии выходили книги Е.А. Баратынского (1800-1844) и Н.М. Языкова (1803-1846). В эту блистательную компанию русских гениев, живших и любювших Москву, входит и И.С. Аксаков.

Сборник состоит из основных поэтических произведений, поэмы и пьесы, публицистических статей и избранных писем Ивана Сергеевича Аксакова к родственникам и друзьям. В разделе «Из воспоминаний и мнений об И.С. Аксакове» помещены малоизвестные мемуары его друзей, сослуживцев (М.И. Сухомлинова, А.В. Никитенко, В.П. Мещерского, Дмитрия Языкова, О.Ф. Миллера, А. Никольского и др.), а также работы о его творчестве исследователей ХХ века (П.Б. Струве). Кроме того, в сборнике дан путеводитель по «аксаковской Москве» и небольшой стихотворный «Венок Аксакову». Данное издание существенно расширит наше представление об Аксакове и существенно поможет как специалистам по истории русской мысли, так и обычным людям цельнее представить себе Аксакова как гражданина и общественного деятеля.

Аксаков, без всякого сомнения, является одним из виднейших теоретиков и практиков славянофильства как идейного течения. И данное издание в значительной мере восполнило тот пробел, когда до сих пор не переизданы его основные сочинения. До сих пор, в полном объёме не издано обширное публицистическое, поэтическое, философское и эпистолярное наследие Аксакова.

В последний момент сделан большой шаг в этом направлении. В начале, была выпущена знаменитая биография И.С. Аксакова о своём великом тесте – поэте и государственном деятеле Ф.И. Тютчеве. Кроме этого, вышел в свет сборник его публицистики в серии «Из истории отечественной философской мысли» и сборник статей «Из потаённой литературы». Издательство «Русская книга», ныне прекратившее свое существование из-за финансовой неразберихи, выпустило трёхтомник «И.С. Аксаков в его письмах», где впервые было представлено эпистолярное наследие Аксакова, его очерки о путешествиях, как по стране, так и за границей. Также там представлены полемические речи, посвящённые Ю.Ф. Самарину, А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю, И.С. Тургеневу. Кроме этого, в это издание вошли статьи В.С. Соловьёва, О.Ф. Миллера, П. Струве.

Однако все эти издания недостаточно отображают роль И.С. Аксакова в русской культуре. Так, например, дореволюционное собрание одних только публицистических сочинений Аксакова составляет семь увесистых томов! Поэтому, можно сказать, данное издание лишь слегка восполняет пробел в переиздании его основных произведений.

Вся жизнь Ивана Сергеевича Аксакова была отрицанием бездействия и самоуспокоения. О каждой его речи в Московском славянском комитете во все концы мира неслись многочисленные телеграммы, и по ним во многих европейских столицах судили, что же думает русский народ о тех или иных шагах русского правительства. А слова «честный как Аксаков» стали своего рода поговоркой.

Всю свою жизнь Аксаков задавался вопросом: «Отчего же так нелегко нам живётся на Руси?». В одной из своих многочисленных статей он отмечает следующее: «Трудно ей особенно потому, что приходится ей иметь дело не с какой-либо внешней опасностью, внешними врагами — и с самой собой. Трудно ей потому, что и врачевания приходится искать, как убеждает в том недавний опыт, не во внешних учреждениях только, не в одной благонамеренности правительственной, а в чём-то ином, в разрешении многочисленных, громадных вопросов духовного свойства».

Далее публицист обращается к западнически мыслящим крупным чиновникам и общественным деятелям, как бы объясняя — из-за чего, в итоге, возникает сложная жизнь в России: «Пора бы, кажется понять, что это не более как средства к жизни, её внешние формы, а не сама жизнь; что в том–то и состоит уродство нашего развития, что прежде содержания являются у нас формы, в которые и втягиваются потом содержания, являются у нас насильственно, а не содержание само свободно и органически, создаёт себе форму. Итак, казалось бы, по этой дороге и идти дальше некуда».

Какой же выход видит русский публицист из данного тяжёлого положения? С его точки зрения, необходимо прекратить многочисленные эксперименты по навязыванию России западного образа мыслей и образа жизни. Какие же меры предлагает Аксаков в данной ситуации? Он вполне обосновано считает, что всем нам необходимо вернуться к своим национальным традициям. «Надо только уразуметь сокровища духа в русской земле и познать их…», — отмечает он.

Достаточно важной оказалась статья, впервые опубликованная в данном издании под названием «Народный отпор чужестранным учреждениям», где Аксаков отмечает следующее: «…Оттого я так безобразна, отвечает святая Русь, что набелили вы, нарумянили мою красу самородную, что связали вы по рукам и по ногам мою волю-волюшку, что стянули вы могучие плечи во немецкий тесный… кафтан!.. И связали, и стянули, да и нудите: ходить по полю да не по пахотному, работать сохой неприлаженной, похмеляться во чужом пиру, жить чужим умом, чужим обычаем, чужой верою, чужой совестью! О, не хольте меня, вы отцы, вы благодетели! Не лелейте меня, вы незванные и непрошенные, вы дозорщики, вы надсмоторщики, попечители, строители да учители! Мне невмочь терпеть вашу выправку! Меня давит, томит ваш тесный кафтан, меня душат ваши путы чужеземные! – Как не откормить коня сухопарого, не утешать дитя без матери, так не быть мне пригожей на заморский лад, не щеголять мне красою немецкою, не заслужить у Бога милости не своей душой!».

И далее: «…Многим покажутся наши слова парадоксом, но мы просим их возобновить в своей памяти историю последних полутораста лет. С тех пор как расстроились отправления цельного организма, нарушалось единство в русской земле, отшиблась память, и взаимное недоверие и непонимание разделило простой народ от служилой и образованной части общества, русская земля подверглась всякого рода пробам и испытаниям. Как китайские тени в фонаре, сменялись в нашем обществе реформы, преобразовательные и созидательные доктрины, и разные модели, по которым отливались формы для русского народа. Общество снисходительно смотрело на народ, как послушное и годное место, из которого легко вылепить потребную на всякое время фигуру. Но формы были не по народу, всё лопалось и разбивались, оставляя однако же на нём свои обломки. Вид, конечно, неблагодарный, но чтоб порадовать наши взоры своим благообразием, народу следовало бы прижаться, съёжиться, пожертвовать некоторыми необходимыми для своего существования органами и услужливо уложиться в форму нынче голландскую, завтра шведскую, нынче стать совершенным немцем, а завтра ещё более совершенным французом».

В заключение статьи, Аксаков нам даёт следующий совет, чтобы мы, наконец, сегодня к нему бы прислушались: «Пусть же воздержатся молодые доктринёры от всякого нового насильственного искажения Русской земли, пусть не накладывают они ни белил, ни румян, чтоб сделать её европейскою красавицей: она ответит ещё пущим безобразием! Пусть не заботятся они и об излечении безобразия внешними способами, а пусть сами отстранят вместо заносчивой благонамеренности и самонадеянного стремления образовывать русский народ, проникнутся они некоторым смирением пред явлениями его жизни, уважением к фактам истории, пусть задумаются наконец над несокрушимою твёрдостью коренных основ и духовных начал народного быта».

В целом, можно вполне заслужены похвалить составителей данной книги за профессионально сделанную работу, прекрасную вступительную статью, путеводитель по аксаковской Москве, а также грамотно и довольно подробно сделанный комментарий к изданию.


Прикреплённый файл:

 Аксаков. У России одна-единственная столица, 1 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

20 октября 05:02, Порывай А.:

Хороший подарок. Вообще надо снова издать хорошими тиражами конец девятнадцатого и начало двадцатого века, специальной серией, наших русских мыслителей и философов, публицистов и даже журналистов патриотической печати. У Президента есть какой-то фонд, почему он на эти цели не выделит хороших средств?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020