3 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Дмитрий Володихин
27 октября 2006 г.
версия для печати

Устроитель Земли Русской

Полезный почин, предпринятый издательством «Вече», — серия «Устроители земли Русской», — продолжен еще одним научным трудом "Владимир Святой"

Алексеев С.В. Владимир Святой: Создатель русской цивилизации. — М.: Вече, 2006.

Полезный почин, предпринятый издательством «Вече», — серия «Устроители земли Русской», — продолжен еще одним научным трудом. Именно научным — потому что при всей почти «художественной» легкости чтения книга «Владимир Святой» доктора исторических наук С.В.Алексеева, — подлинно научная монография. Эта работа продолжает и, надо думать, не завершает, авторский цикл о великих князьях Древней, в просторечии «Киевской» Руси. Вместе с вышедшим в начале года «Ярославом Мудрым» «Владимир Святой» С.В.Алексеева образует своеобразную дилогию, широкую панораму истории домонгольской Руси в пору ее наивысшего расцвета.

Есть фигуры в истории, значимость и достоинство которых как будто однозначны — но в то же время то и дело вызывают неожиданные споры. Для многих поколений русских, и не одних русских православных людей святость и величие Владимира I были несомненны. Признание это пришло не сразу, и некогда споры были, — но семь сотен лет Русь Православная чтила Владимира как святого. И вот наступил ХХ век. По одной причине святости Владимир I не сникал любви в советской науке. Из истории ни его, ни историческое значение Крещения вычеркнуть было невозможно. Но акценты в изображении личности, стоящей на грани двух эпох и потому неизбежно противоречивой, — сместились. Языческому прошлому уделялось больше внимания, чем христианскому итогу жизненного пути князя. Да и сам этот итог смазывался беззастенчиво принятой на веру из одного-единственного, позднего источника легендой о насильственном, «огнем и мечом», Крещении Руси. Это наследие советской науки вполне воспринято и современными неоязычниками. Да если бы ими одними!

Монографию Алексеева едва ли можно назвать Житием. Это научное исследование, в котором автор не принимает просто «на веру» устоявшиеся представления, подвергает их тщательной критике. Но выводы его о личности князя — те же, что в летописи и в житиях. Путь Владимира к просвещению во Христе был сложен. Однако этот путь завершился его внутренним очищением. Святость — это и победа над собой, над своими грехами, и Владимир к концу долгой и трудной дороги победу эту свершил. Своих убеждений автор книги не скрывает, и это не снижает убедительности его доводов.

Попутно развенчиваются некоторые расхожие мифы. Первый — о величественном, стройном здании славянской языческой религии и мифологии, которое сейчас с жаром «реконструируют» многие. Весьма корректно (может быть, излишне корректно) автор указывает неоязычникам на корень их заблуждений. Религиозные и мифологические конструкции древних славян были довольно развиты, но не могли походить на косную литературную форму греческих мифов. В силу отсутствия «литературы» как таковой — в нашем нынешнем понимании. Фольклор, рождаемый мифологическим сознанием, — стихия более живая и естественная, а потому легко варьирующаяся по отдельным «родам». Второй миф — помянутое насильственное крещение. Здесь автор предоставляет говорить за себя источникам. И выясняется, что насильственное крещение всей Руси не имеет ни археологических, ни иных подтверждений. Единственный источник — Иоакимовская летопись, весьма спорную подлинность которой автор разбирает отдельно. Но и она говорит — да еще и подчеркнуто — об одном лишь Новгороде, а не обо всей Руси!

Владимир для Алексеева — создатель Русской цивилизации. И в этом нет преувеличения, позиция автора скрупулезно обосновывается. При Владимире на Руси существуют уже все три формальных признака «цивилизованности». Крепостцы-грады сменяются подлинными городами. Распространяется славянская письменность. С 996 г., года построения Десятинной церкви, начинается история монументального строительства на Руси. А помимо этого, из разноплеменья «Руси изначальной» вырастает настоящее единое государство во главе с родом Рюриковичей. Пусть удавалось не все — но на этом пути многое было сделано. Самое же главное — Русская цивилизация обрела неотменяемый духовный стержень, свою вечную сверхценность — Православие.

Едва ли книга обошлась без неточностей и недостатков. Но положительные стороны появления такого исследования очевидны. Хорошо, когда спокойный и вдумчивый исследователь в то же время не считает нужным скрывать своей Православной веры. Хорошо, когда историческая работа читается легко, почти как исторический роман — только основанный на точно переданных первоисточниках. Хорошо, наконец, когда очищаются от наносов лжи и полуправды светлые страницы истории нашего Отечества.


Прикреплённый файл:

 Алексеев С.В. Владимир Святой: Создатель русской цивилизации. — М.: Вече, 2006, 6 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020