2 июня 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Алексеев
10 ноября 2006 г.
версия для печати

Вне форматов

Здесь — фэнтези. Здесь — научная фантастика. Здесь мистическая. А вот здесь местечко для социальной фантастики… Небольшая книга Натальи Иртениной "Культурный слой" явно "вне форматов"

Иртенина Наталья. Культурный слой. Повесть. — М.: Лепта Книга, 2006. — 192 с.Для жанровой литературы, предназначенной «широкому кругу читателей», естественно искать четкие жанровые определения. Проще говоря — «формат». Здесь — фэнтези. Здесь — научная фантастика. Здесь мистическая, она же, как считается обычно, «ужасы». А вот здесь местечко для социальной фантастики…

Небольшая книга Иртениной явно «вне форматов». Строго говоря, не впервые у этого автора. Как будто всего понемногу и отовсюду. Альтернативная история? Действительно, прошлое, пройденное этим миром, как будто отдельными приметами отличается от нашего. Скажем, вместо известных нам «вольных каменщиков» манипулируют его жизнью здесь «вольные цветочники», «флормазоны».

Но, с другой стороны, «государственные» названия и границы как будто вполне напоминают нашу реальность. Социальная фантастика? Антиутопия? Пожалуй, в чем-то. Мир, превратившийся в большую помойку, но по-прежнему одержимый политическими и экономическими страстишками, при этом вконец забывший о Боге… Но какая-то не слишком буквальная.

Достаточно попробовать нанести местные аналоги современных государств на карту — едва ли выйдет. Вообще складывается ощущение, что все они умещаются на одном небольшом пятачке заселенного пространства. Фэнтези? Приметы есть — вооруженный двуручным мечом истребитель нечисти Крысобой как будто со страниц какой-нибудь фэнтезийной эпопеи.

То, да не то. И само расплывающееся жанровое определение указывает на это. Перед нами «всего лишь» притча. Мир, забитый «культурным слоем» мусора и надеющийся обрести из него «общечеловеческие ценности» — наш, сегодняшний. Истинные претенденты на него, даже не «флормазоны», к концу повествования выйдут на сцену — как главные строители и вместе с тем боги строящегося ложного Храма. Но есть еще посреди нарастающего бессмыслия и ужаса единственный оплот чистоты — Крепость. Кто жители Крепости? Христиане. Где обретает главный герой — и его страна, столь похожая на Россию, — спасение? В Крепости. Что такое Крепость?.. Церковь.

Здесь не нужно искать точных социальных прогнозов. Не во всех случаях автора и следует понимать буквально. Что же, как раз для притчи это естественно. К тому же образность, парадоксальность, а в изображении тьмы — почти абсурдность — в манере Иртениной. Она смело использует инструментарий нынешней «актуальной прозы» — но для борьбы с теми «ценностями», которые несет мир постмодерна. И в то же время проза Иртениной, как и всегда, укладывается в определенный «формат». «Формат» сакральной фантастики — фантастики христианской, основанной на религиозном видении мира.


Прикреплённый файл:

 Иртенина Наталья. Культурный слой. Повесть. — М.: Лепта Книга, 2006. — 192 с., 5 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020