7 апреля 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
2 мая 2007 г.
версия для печати

«Провода» под током

Сила «Проводов» в том, что, будучи группой нового поколения (что хорошо прослеживается по их саунду и имиджу), они полностью презрели отравленные плоды 90-х, но бережно сохранили и приумножили истинные культурные ценности 80-х

Мы любим пофилософствовать на тему смены эпох. И почему-то очень пугаемся, когда граница материализуется и проходит прямо через нас. Этот воистину чёрный апрель чётко дал понять, что Знамения – не пустой звук. Каждая смерть чего-то да значила. Восприятие других вещей тоже, соответственно, обострялось до предела. Возникали тайные ниточки, которые нужно было непременно увидеть, чтобы извлечь уроки на будущее. Иногда нити крепли и превращались в провода под током, возле которых необходимо сооружать табличку: «Не влезай – убьёт».

Лично я очень ждал 19 апреля – дня презентации дебютного альбома «Похолодало» группы «Провода» в клубе «Шестнадцать Тонн». Как правило, такие мероприятия проходят бурно и пышно, но резонанса (прежде всего – внутреннего) не вызывают. Музыкантов обычно заваливают подарками и комплиментами от влиятельных людей, но уже через неделю событие напрочь стирается из памяти – причём, у его непосредственных участников, наверное, в первую очередь.

С «Проводами» вышло с точностью до наоборот. Никаких затянутых пресс-конференций, утомительных речей и тошнотворных «свадебных генералов» не было и в помине. По форме получился просто рядовой клубный концерт. Пятеро сухопарых парней в белых футболках служили видимой антитезой группе «Кино», но выражали при этом непротокольные респекты Виктору Цою.

Группа Крови зависит от курса валют

Мы не ждём перемен. Тишина. Абсолют.

Нам уже не поможет, никто не поможет

Ни Начальник Камчатки, ни Последний Герой

Мама Анархия придёт за тобой

И никто никогда ничего не узнает

Те, кто ложатся спать, сон потеряют.

Не помогут, потому что не заслужили, наверное… Но вот усталая исповедь сменяется жарким гитарным соло – и интонации солиста Тимы становятся утвердительными. Следует цитата из фильма «Игла»: «Знаешь, люди делятся на две категории… Одни – сидят на трубах. Другим – нужны деньги……» Народ замер, зачарованно ловя каждый слог прозаического волшебства, а Тима грустно улыбается – и так и не завершает начатую мысль. Надо беречь больное горло. То, что он вышел на сцену в таком состоянии, если не подвиг, то, конечно, Поступок. Я снова и снова вспоминаю, как весной 2003-го перед концертом «ГО» в Горбушке Владимир Селиванов из «Красных Звёзд» на пике возможностей хрипел почти полностью утраченным голосом: «Кукольные домики, картонные крыши, в сантиметре над землёй… Выше… ВЫШЕ!!!».

Всё Настоящее связано с Преодолением… Я прекрасно отдаю себе отчёт, что сейчас буду говорить о явлениях разного порядка, но на следующий день после презентации «Проводов» поступила весть о кончине Александра Непомнящего. Не он ли доказал всем нам, что воспламенять сердца можно не только в героической позе перед многотысячными Лужниками (как Кинчев или Шевчук), но и сидя с высокой температурой перед монитором компьютера в патриархальном Коврове? Здесь пролегает путь грамотного осмотрительного катехизатора. А «Провода» нам показывают ещё один продуктивный метод: как рамках молодёжного имиджа a-la группа «Звери» можно излагать предельно неполиткорректные истины:

Я — пустая коробка

Из-под новых ботинок

Я – дешёвый журнал

Полный порнокартинок

Я – еврей-адвокат

Я – русский-убийца

Я – чеченский бандит

Я – гость нашей столицы

(«Не Убил»)

Сокрушительный потенциал этого боевика ничуть не ниже, чем, скажем, у «Чумы» «Красных Звёзд» и «Убить Жида» Романа Неумоева. Чего только стоит экспрессивная жалоба в припеве «Я ещё пока никого не убил», упор в которой, конечно же, делается на «ещё» и «пока». На первый взгляд, «Не убил» – трепетная песня юного скинхеда, который девственно желает белых шнурков на свои начищенные тяжёлые ботинки, но пока ещё не заслужил этой чести. Однако тут всё гораздо сложнее. Главный удар герой направляет всё же не на перечисленные в цитате уродливые явления современной России, а против себя, костенеющего в трусости и нерешительности. Опасаясь взять в руки оружие, он невольно уподобляется врагу нации, автоматически вносит в «расстрельный список» и свою кандидатуру. Попуская творящиеся беззакония, он парадоксальным образом превращается в мерзостного «русского-убийцу» – при том, что формально «никого не убил».

Ключ к подобному пониманию вещей лежит в переосмысленной евангельской цитате:

Это стая товарищей

Клубок старых друзей

Когда бьют уже по третьей щеке,

Очень сложно кормить голубей…

(«Родинка»)

«Провода» способны по-христиански сносить бытовые оскорбления (удары по обеим щекам). Но любым унижениям наступает предел – когда под угрозу встаёт само человеческое достоинство (третья щека вряд ли является полноценным атрибутом человеческого облика, а потому служит в контексте песни знаком (за)предельного уничижения). Вот тогда и настаёт пора браться за оружие…

Впрочем, основное оружие «Проводов» – это всё-таки Слово, которым они владеют в совершенстве. Они очень бережны (я бы даже сказал, скупы) в выборе выразительных средств и отнюдь не грешат словоблудием. «Я поцелую тебя глубоко, я сердце задену – тебе станет легко», — нежно, но уверенно обещает Тима на фоне ласковых сёрфовых приливов и отливов в песне «Глубоко» – и мы понимаем, что речь здесь идёт не только о девушке (хотя и о ней тоже). Сразу идёт на ум символика поцелуев как способа передачи сакрального знания. Именно такое значение имели поцелуи у гностиков. Именно такие смыслы положены в основу редкой иконы «Целование Святой Праведной Елисаветы». Точно такое же значение – но со знаком минус – носит пресловутый поцелуй Иуды. Если целования праведников вверяли человека Богу, то Иуда, напротив, предаёт Господа в бесчинные руки людей.

«Провода» своими поцелуями воспламеняют сердца. Зрители чувствуют – и требуют эту песню на бис. Больному Тиме не остаётся ничего, как повиноваться. Облегчение ощутимо. «Я сердце задену тебе ЛЕГКО», — чуть меняет акценты вокалист, сообщая фразе припева универсальный подтекст. Личное невероятно легко перетекает во всеобщее, социальное. Так бывает всегда, когда идеи выстраданы, но не вымучены. У «Проводов» общественное отражается в персональном, как Вечная Небесная Родина в родинке на теле невесты:

Падают небоскрёбы

Горят телевышки и в Африке снег

В отпуск уходят «боги»

Важней твоей родинки ничего нет

(«Родинка»)

«Провода» всегда способны отличить подлинную любовь от пустых плотских привязанностей. Первая обязательно вписана в социальный контекст. Не случайно песня «Первая Любовь» начинается с многозначительной речи, произнесённой голосом Владимира Путина: «А теперь – о главном. Что для нас главное? О семье, о женщинах, о детях – и о самой острой проблеме современной России». И, напротив, плотская привязанность объявляется «Проводами» бесполезным, но опасным «Флешмобом» – фальшивой поверхностной игрой, рассчитанной на публику и неизбежно оборачивающейся грандиозным обманом.

За три дня до смерти Бориса Ельцина «Провода» очень красиво попрощались с «завоеваниями» минувшего десятилетия. Песня «90-е» — грандиозный итог, смелое нелицеприятное обобщение, на которое, пожалуй, ещё не решался ни один рок-музыкант. Из смутной эпохи музыканты не намерены брать в будущее НИЧЕГО. Впрочем, и до осуждений они не опускаются, относясь к предыдущему поколению как к неизлечимому больному – с сочувствием и жалостью:

Вы где-то лет в 20 стали стареть

Сменили кастеты на пистолеты

Белые розы убили в снегу

Слово «fuck you» учили по видаку

Весёлый бардак – то с кайфом, то с болью

Твой красный пиджак, проеденный молью

Налей «Амаретто» – я пью эту гадость

За тех, в ком ещё Группа Крови осталась.

Сила «Проводов» в том, что, будучи группой нового поколения (что хорошо прослеживается по их саунду и имиджу), они полностью презрели отравленные плоды 90-х, но бережно сохранили и приумножили истинные культурные ценности 80-х (творчество группы «Кино», христианские искания Бутусова, стоическая неполиткорректность русского панка и пост-панка). Кажется, из молодых на подобный рискованный демарш пока не решался никто. Прочие либо безнадёжно застряли в форматном «рокапопсе», либо уныло копируют совсем уж архаические рок-стандарты. Да, недаром в названии группы «Провода» слышится не только намёк на «проводы», но и на Высшую Правду…


Прикреплённый файл:

 provoda.jpg, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020