4 апреля 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
15 июня 2007 г.
версия для печати

Песни пересоленной беды

В 15 песнях нового альбома ДДТ «Прекрасная Любовь» Юрий Шевчук предельно сгущает скорби, чертя ими границы своей среднерусской тоски. Если достоевщина определяла творческий настрой группы ДДТ всегда, то нездоровые блоковские тенденции взяли верх именно в нынешней работе.

Новый альбом ДДТ «Прекрасная Любовь» генетически восходит к одной-единственной (и, притом, не далеко самой показательной) песни периода второго «Единочества» «В Ресторане». «С душою Достоевского, с комплексами Блока я в ресторане сидел, меня тошнило от сока», — так пять лет назад Юрий Шевчук очертил границы своей среднерусской тоски. И, надо сказать, редко переступает их на протяжении всех 15-ти опусах «Прекрасной Любви».

Если достоевщина определяла творческий настрой группы ДДТ всегда, то нездоровые блоковские тенденции взяли верх именно в нынешней работе. Очередную инкарнацию его Незнакомки и соловьёвской Вечной Женственности представляет центральный образ заглавной песни:

Когда-то в старину

С бродягой обвенчалась

Прекрасная Любовь,

Дарящая мечты

Как водится, далее по сюжету нездешнее создание посрамляют, забывают и втаптывают в грязь несознательные люди, отчего и проистекают сегодняшние проблемы. Кажется, Шевчук свято верит в то, что если бы современники Блока разглядели в его Прекрасной Даме воплощение высшей Премудрости (а не признали бы её проституткой), то теперь в нашей глухой повседневности нас бы не терзали разнообразные беды. Может быть, это утверждение и не безосновательно: ведь известно немного случаев, когда ангелы и давно почившие святые приходили к людям в облике простых смердящих нищих.

Однако такая мысль зачастую идёт автору не на пользу. Плодом его сентиментальной веры в далёкую Избавительницу становится бездействие, что, конечно идёт вразрез с путём христианского спасения:

Вот сижу я у окна

Эх, смотрю я на дорогу

Ох, молюсь тихонько Богу

Ну, когда придёт Она?!

Начало вроде бы многообещающее (правда, немного смущает старческое кряхтение «эх» и «ох», несовместимое с чувствами настоящей молитвы). Но далее лирическое «я» погружается в совсем уж эфемерные мечтания, связанные с бесполезными полётами к облакам и спонтанным возвращением на землю, сопровождаемым маниакальным желанием увидеть Ту в облике какой-нибудь прелестницы.

Апелляции Шевчука к чужим артефактам также весьма показательны. Мелодика «Расскажи как ты любила» весьма напоминает некоторые музыкальные темы к мелодраме «Питер FM». Финал песни в точности копирует развязку саркастично расслабленной баллады Чижа «О Любви»:

Спой-ка мне про ветер белый

Да пошли ложиться спать.

Наконец, одна из песен — «Антонина» – написана специально для фильма Григория Никулина «Антонина Обернулась». В картине речь идёт о простой русской женщине, которая к старости начала чудить: увидела некий сон, давший ей понять, что она прожила чью-то чужую жизнь. Опять же, Православие не советует верить сновидениям как неким пророчествам и не благословляет находиться в подобных состояниях, связанные с истерическим пересмотром былого жизненного пути и беспорядочным отречением от всего, что даровал Господь. Каждый человек несёт свой крест, исполняет собственное предназначение, а описанные в фильме и песне шатания приличествуют некоторым оправдывающим похоть пасторальным стишкам ещё одного поэта Серебряного Века – Игоря Северянина «Берсез Осенний»:

День алосиз, лимоннолистный лес Драприт стволы в туманную тунику. Я в глушь иду под осени берсез, Беру грибы и горькую бруснику. Кто мне сказал, что у меня есть муж И трижды овесененный ребенок? Ведь это вздор, ведь это просто чушь! Ложусь в траву, теряя пять гребенок. Поет душа под осени берсез, Надежно ждет и сладко, больно верит, Что он придет, галантный мой эксцесс, Меня возьмет и девственно озверит... Иду, иду под осени берсез, Не находя нигде от грезы места, И я хочу, чтоб сгинул, чтоб исчез Тот дом, где я — замужняя невеста!

При этом зафиксированные Шевчуком скорби никак нельзя назвать деструктивными. Порою складывается впечатление, что певец намеренно сгущает страсти, чтобы скорее активизировать скрытый потенциал к сопротивлению и быстрее и решительнее разорвать порочные узы. «Мы с тобой по горло сыты пересоленной бедой», — говорится в одной песне. Тогда становится ясно, что легче преодолеть гиперболизированное и преувеличенное горе, нежели недооценить масштабы порока – и продолжать спокойно нежиться в нём. Это состояние Юрий Шевчук выразил замечательной метафорой из «Песни о людях героических профессий»:

Жду, как лосось натуральный в вине

Что вскроет меня весна.

Стоит немного потомиться под спудом и пропитаться вином благодати и солью испытаний, чтобы явиться на свет очищенным и более совершенным. Каким бы ни был буйным и непокорным магистральный персонаж альбома, в каждой песне альбома ему находится смиренный оппонент, который кротким, но решительным словом ставит всё на свои места. В «Разговоре на войне» гордый боец поймёт, в конце концов, правоту слов друга «Господь нас уважает». «В гостях у ‘генерала’» познает истину не шумный ФСБшник, а «очкастый, смирный, небогатый ветеран».

А вообще порою кажется, что под Прекрасной Любовью подразумевается юная и целомудренная княгиня Ольга, которая достойно отвергла домогательства своего будущего мужа Игоря: «Князь, устыдись, ты ведь должен быть светлым примером добрых дел для своих поданных».


Прикреплённый файл:

 prekrlub-ddt1.jpg, 1 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

17 июня 17:30, Посетитель сайта:

В рецензии как будто совершенно не учитываются даты создания песен - добрая половина из них написана в 80-е годы. Поэтому некоторые аналогии выглядят натянутыми.


18 июня 22:28, Влад:

Песни пересоленной беды

По поводу нового альбома Ю. Шевчука.

На мой взгляд основной песней и мотивом альбома стала "Цыганочка", отражение порочного, оголтелого, бездуховного в нынешней России с тоской и мечтой по доброму, чистому и прекрасному, по "Новой жизни".

Спасибо Юре за эти верные песни, спасибо за верность русскому року и России вообще.

Имея эти песни в своем репертуаре он никогда не будет приглашен на концертные площадки "нашистов" как в день России. Никогда эта власть не захочет услышать голос своей проданной совести звучащий в песнях ДДТ.


22 июня 15:39, А.Ю.:

Песни, приведенные автором, написаны лет за 20 до задумки фильма Питер FM, и лет за 8 до задумки проекта Чиж & Со. Чистая правда)))) Кто у кого стырил - очевидно.

Автор статьи просто идиот полнейший))))) Если ему верить, то получается, что старческие "Ох" и "Эх" Шевчук написал еще в свои старческие 25 лет)))

Просто автор статьи совершенно не изучил тему, о которой написал. Печально это. Вместо этого он "Питер FM", явно, пересматривал))))))))) Что ж, это ему явно ближе))))))))))


22 июня 21:42, Дмитрий:

хехе

Ну и умора. Автор, хоть бы понитересовались историей песен этого альбома... Денис, написали чушь и не стыдно? Лучше бы подумали о Боге, которого Вы в творчестве ЮЮ не видите...


22 июня 22:56, Partizan:

Лучший альбом Шевчука

Однозначно лучший альбом, настоящие стихи, искренне русские песни. А постоянные аппеляции к "святоотеческой традиции" уже набили оскомину. ИМХО не способствуют возрождению этой традиции. Жизнь шире и многограннее любого частного опыта. И не стоит везде искать pro и contra Православию. Душа памятует о Боге и взывает к нему как умеет.

Это не "Православный Рок", так же как и не Ваша Победа в Великой Войне (почтим память павших, наше неравнодушие к судьбам братьев и страны лучшая память им), это Русская Песня и Русская жизнь!


10 июня 16:18, макс:

музыкально альбом слабоват. Ария лучше!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020