3 апреля 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
1 апреля 2008 г.
версия для печати

Пульс Хранителя Русского Космоса

Хороший поэт – мертвый поэт,

И всех сильней на свете тот, что не написан, куплет.

Тимофей Яровиков

Для Кинчева не существует мертвых поэтов. Наверное, поэтому новый альбом "Алисы" "Пульс Хранителя Дверей Лабиринта" выстроен так, что на всех его уровнях царит недосказанность и нарочитая незавершенность. Диск напоминает незавершенное импрессионистское полотно, которое будет доделываться уже отнюдь не человеческими усилиями.

У каждого из нас есть родные, друзья, духовно близкие люди, которые находятся за гранью земного бытия, но мы продолжаем ощущать с ними незримую связь. Мы внутренне просим у них силы пережить трудные ситуации, мысленно обращаемся за советом в запутанных вопросах, пытаемся хоть как-то соответствовать их идеалу, чувствуем, как они нас ведут, поминаем их в молитвах. Именно они дают нам уверенность в незримом и бесконечное упование на милосердие Бога, который непременно предоставит нам возможность увидеться с ними в час смертный. И где-то в глубине души нас никогда не покидает знание, что именно они первыми встретят в момент перехода в потусторонний мир. Наверное, это имел в виду Пушкин, когда писал свое знаменитое стихотворение о «любви к отеческим гробам».

Конечно, тема эта в высшей степени деликатная, и говорить о ней стоит лишь по касательной, полунамеками, языком символов и ассоциаций. Короче, быть крайне осмотрительным на этом пути. Не потому ли новый альбом «Алисы» с загадочным названием «Путь Хранителя Дверей Лабиринта» столь непрост для дешифровки? Личность, запрятанную в этом трудно произносимом названии, Константин Кинчев пока называть категорически отказывается, предлагая «уважаемой публике» решить вопрос своими силами. В подмогу слушателям приготовлены устные прозаические комментарии, пущенные шиворот навыворот перед каждой из дюжины песен альбома.

Подобный приём для Кинчева не нов. Прочитанный задом наперед текст был задействован еще в заглавной песне диска «Черная Метка» (1994), где он звучит во время тяжелого проигрыша (заметим, что из «Черной метки» позаимствована также метафора смерти как «времени Ч» в песне «Все, что я хочу»). Правда, в «живом» варианте «Метки» с концерта «На Шаболовке» тот же клич произнесен в реальном времени и слышен довольно четко:

Если б я был Константин Циолковский,

Я б построил большую ракету,

Нагрузил ее черным и белым

В ночь ушел, но вернулся б к рассвету…

Четырнадцать лет назад Константин Кинчев соизмерял свой Путь с покойным тезкой – одним из отцов философии русского космизма Константином Циолковским. На данном этапе лидера «Алисы» больше занимает Русский Поэтический Космос и те ушедшие в мир иной соратники, чьими пульсациями Кинчев подпитывается и по сию пору. Озабоченность посмертной судьбой этих творцов звучит в первой же песне альбома – «Солнце на блюдце»:

Покажи мне ночь братьев судьбы,

Что в боях за блеск остались без глаз,

Дай поводыря читать их следы,

Я приму, как есть. Вот и весь сказ.

В одном из интервью начала 90-х Кинчев ранжировал всех любимых рок-поэтов, сравнивая их с водоемами. Александр Башлачев тогда оказался в фаворе, получив ассоциацию с океаном. Вполне вероятно, что Хранителем ключей к лабиринту оказывается в понимании Кинчева именно Башлачев. Недаром ведь альбом «Пульс Хранителя Дверей Лабиринта» вышел 18 февраля 2008-го – аккурат в день 20-й годовщины с момента гибели Башлачева. С башлачевской концепцией эпохи рок-н-ролла как «времени колокольчиков» Кинчева роднит, например, упоминание о бубенцах в «Солнце на блюдце». Для Кинчева не существует мертвых поэтов. Наверное, поэтому альбом «Пульс Хранителя Дверей Лабиринта» так хитро выстроен, что на всех уровнях здесь царит некая недосказанность и нарочитая незавершенность. Фразы перед песнями похожи на черновые или дневниковые наброски. Названия песен часто состоят из будто выхваченных наугад междометий, союзов и наречий: «А тут», «Вот так», «Что потом», «Все, что я хочу». Диск напоминает незавершенное импрессионистское полотно, которое будет доделываться уже отнюдь не человеческими усилиями.

Не меньше внимания в «ПХДЛ» уделено и еще одному Александру – Аксенову, более известному в рок-кругах, как Рикошет. Основатель группы «Объект насмешек» скончался в марте 2007-го года. Спустя неделю после его похорон Кинчев посвятил памяти друга песню «Рикошет». В «Рикошете» смыслы всех ключевых слов двоятся, что дает некую потустороннюю перспективу. Вроде бы речь идет о смерти друга, но на самом деле – о Жизни Вечной, открывающейся за роковой дверью. И лишь на первый взгляд фраза «конченый герой» намекает на кончину персонажа песни. На самом деле речь здесь идет о героизме как главной, определяющей и неотъемлемой черте Рикошета (сравните с расхожими фразами: «конченый поэт», «конченый циник», «конченый простак»). Той черты, которую он не утрачивает даже за гранью земного бытия.

В чем этот героизм? Да в том, чтобы отразить в себе Свет Божественного Откровения, подобно тому, как блюдце преломляет солнечный луч. Заливаться скромным колокольчиком в унисон большому храмовому колоколу, звоны которого «над синей водой в лучах живут». «Быть мишенью в луче, когда время придет умирать…».


Фото: Владимир Астапкович


Прикреплённый файл:

 Константин Кинчев, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

7 апреля 03:56, Даниил:

внешний вид

На свете жил один, беспечный гражданин. Он думал только о стране, не думал о жене. В портфеле он носил с собой секретный документ, а между тем за ним следил враждебный элемент.


9 апреля 13:48, С. Шараков:

Статья вокруг альбома, но нет "входа" в тексты. А вообще интересно - спасибо.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020