30 марта 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Дарья Семенова
8 октября 2008 г.
версия для печати

Терпимое сердце Горана Бреговича

Известный балканский музыкант 4 октября отыграл свой очередной концерт в Кремле. «Очередной» - потому что Брегович наш нередкий гость, он уже как следует «проездился по России», и в этот раз на престижной столичной площадке оказался после выступления в Петербурге

Разнородная публика встречала его одинаково радостно. «Свадебно-похоронный оркестр» привозит музыку на все случаи жизни, особенно и не упакованную в аранжировки — потому что она и так найдет путь к сердцу. Поскольку настоящая и о настоящих событиях человеческой жизни. А в мегаполисе, как известно любое настоящее чувство уже редкость и диковина. Тем более музыка.

Кто вот сейчас от полноты чувств запоёт и заиграет (не в караоке!), кто споёт за работой (в офисе) старинную песню, какой-нибудь «Вьюн»? Брегович добыл и возит настоящие клады оттуда, где до сих пор так играют от случая к случаю. Цыганская лирика, зажигательное сербское коло, обрядовые песни — намешаны, искрятся, фонтанируют. Да ещё восточное, протяжное пение, похожее на ожившую арабскую вязь (близость мусульманского мира сказывается)... Брегович из любой музыкальной культуры умеет добыть «Алкоголь» (название программы, с которой он гастролирует). Тот самый, который веселит сердце человека. И лучшие его образцы, по-моему, всё же с балканской лозы.

Конечно, есть у Бреговича авторская музыка, «композиторская», «филармоническая». Та, что для кино, и, как выяснилось, духовная (весьма своеобразная). На концерт в Кремль для её исполнения был приглашен московский хор «Пересвет» и небольшой симфонический оркестр из Петербурга. Они-то и начали выступление. Вполне «консерваторским», классическим опусом, постепенно переходящим в импрессионизм, смазанный, тревожный. Очередная стилизация, на которые Брегович так изобретателен. Сквозь эту тягучую музыку неожиданно начала прорезаться дудочка, слабо наигрывающая совсем не в лад псевдоклассике какие-то пастушьи мотивы. Так сказать, диалог цивилизации и природы.

Немного потомили ту публику, что не является любителем музыкальных экспериментов. Но вскоре на подмогу высыпали музыканты духовой секции. Они прошлись по залу, наигрывая на своих тромбонах и трубах, что вполне в жанре народных оркестров. Потом на сцену вышел сам Горан, духовые закрутили музыкальный вихрь... Первая часть концерта была преимущественно авторской, концептуальной, непростой. Шёл будто бы некий спор, излюбленный приём, который часто использует Брегович (знаменитая Ederlezi, созданная для «Времени цыган» в пору творческого союза с Кустурицей, составлена по такому же принципу. Только в ней, скорее спор судьбы и рока). Низкие голоса хористов, драматическая партия струнных, тяжёлое уханье бас-бочки олицетворяет какую-то индустриальную цивилизацию, наступление, гнёт, а сквозь него прорывается сельское этнографическое пение, да вот дудочка из аграрных времён.

Несколько таких апокалиптических полотен развернулось перед слушателями. Вот мужской хор очень сурово поющий «Sanctus», в то же самое время болгарская певица монотонно ведёт: «Баюшки-баю...», и напоследок колыбельная плавно переходит в пение хором строчек молитвы «Отче наш».А под конец Брегович выдал фрагмент из своих духовных сочинений. Началось с арабских, мусульманских мотивов, потом что-то нейтральное начал напевать сам сочинитель, неожиданно грянул хор церковное «Иисусе свет миру...», после чего фольклорно заголосили женщины, зазвенели духовые, потом полилась какая-то небрежная джазовая мелодийка, и снова церковное песнопение...My heart has become tolerant «Моё сердце стало терпимым» — так называется сочинение. Что же, прозвучало вполне реалистично. Думаю, что и Москва так звучит, если вслушаться (за исключением, пожалуй, неподражаемых духовых и подзабытых народных песен)...

Впрочем, у Бреговича сербо-хорватское происхождение, у него европейское признание, в интервью он упоминает о том, что женат на мусульманке, и три дочери его носят витиеватые восточные имена...Брегович изобретателен и искусен в составлении всё новых коллажей из разных музыкальных традиций, что в нем ценят поклонники-интеллектуалы... Но неизменные композиции вроде Mesecina, Maki maki, Ringe-ringe, Kalashnikov, So nevo si и прочее традиционное балканское hop-hop-hop приносят ничуть не меньше простой человеческой радости и не утомляют любящих. Слушатели в престижных бывших номенклатурных креслах немедленно начинали вибрировать в воздушном потоке духовых, и счастливо улыбаться. Кстати, на концерте было немало родителей с детьми. Такую музыку и в семейном кругу не стыдно послушать вместе, в отличие от большинства звучащей из эфира «продукции». Вместе с кумом, дядей, бабушкой, соседями, троюродными сёстрами, и прочей роднею...


Прикреплённый файл:

 breg.jpg, 5 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

28 февраля 19:12, Прекрасный юный девственник:

Горану - моё почтение. Пусть ещё с собой Горана Карана привозит.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020