7 апреля 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
21 января 2005 г.
версия для печати

Крест не спит на моей груди

(CD группы «Кукрыниксы» «Фаворит Солнца») Первые два альбома «Кукрыниксов» отличались неуклюжими мудрёными текстами, путаной философией и потрясающе красивыми мелодиями...

Фото Павла СтупниковаВ отличие от своего боевого и задиристого брата Михаила, возглавляющего группу «Король и Шут», Алексей Горшенёв из питерских «Кукрыниксов» производит впечатление сдержанного молодого человека – с пухлыми губами и инфантильным взглядом. Такие творцы, как правило, относительно безболезненно проходят периоды пубертатного бунтарства и наивного проповедничества. В конце концов они нередко вырастают в терпимых, искромётных и вдумчивых мыслителей, харизма которых неизменно притягивает пытливую молодёжь.

Первые два альбома «Кукрыниксов» отличались неуклюжими мудрёными текстами, путаной философией и потрясающе красивыми мелодиями. Третий диск «Столкновение» (весна 2004) оказался небезынтересным с точки зрения православной этики. В концентрированном виде соответствующие идеи содержала песня «Серебрянный сентябрь». В ней Горшенёв-младший выразил готовность покориться Провидению («как странно знать, в чьей ты руке»), пришёл к выводу, что мир расцвечен благодатными чудесами и впервые засомневался в действенности замысловатых лексических конструкций, отныне прося у Бога только «простых слов». Симптоматично и обращение к самому знаковому для славян месяцу, ибо сентябрь не только воспринимался как период жатвы (разумеется, и в символическом аспекте), но и знаменовал собой начало Нового года, а значит и духовного возрождения.

Прочие песни «Столкновения» поражали целомудренностью, так не свойственной среднестатистическому рок-музыканту. В «Чёрной Невесте» Алексей Горшенёв предостерегает молодых «неформалок» от самых распространённых в рокерской среде соблазнов – пьянства и разврата. А в песне для фильма Фёдора Бондарчука «9-я рота» лидер «Кукрыниксов» создаёт на удивление цельный и непафосный образ праведного современного воина, покорно принимающего смерть за Родину.

В декабре 2004 года свет увидел свет новый альбом «Кукрыниксов» «Фаворит Солнца». Здесь очевидно обращение музыкантов к этике и эстетике Возрождения. В честь этого буклет оказался украшен готическим шрифтом и хрестоматийным рисунком обнажённого мужчины в круге за авторством Леонардо да Винчи.

В метафизическом плане эпоха Ренессанса была очень противоречивой. С одной стороны, именно тогда поверивший в свои силы человек, получил возможность понять Бога не только умозрительно, но и эмоционально, в гармонии со своими плотскими устремлениями. С другой – появилась опасность чрезмерного расчёта на свои силы и абсолютизации собственных идей.

Алексей Горшенев на концерте в клубе "Бункер". Фото Павла СтупниковаТщеславия и самонадеянности у младшего Горшенёва хватает. Провозгласив себя «Фаворитом солнца», Алексей уверовал, что своими словами он способен всех удивить. В то же время он прекрасно себе отдаёт отчёт, что платой за гордыню может стать геенна огненная. Пульсации Бездны весьма ощутимы в инструментальном номере «Танцующие на лезвии бритвы» и в пугающем огнедышащем вступлении к песне «Кошмары». Не случайно и на обложке Горшенёв, застывший в позе схематичного человека да Винчи, предстаёт опалённым солнечными лучами.

Ключевая песня диска «Тени в театре» является своеобразным продолжением платоновского мифа о пещере. В представлении древнегреческого философа, видимый мир есть всего лишь тени на стенах пещеры, отбрасываемые вечными идеями, которые не доступны человеческому взору. В песне «Кукрыниксов» сатана дает человеку власть над тенями и убеждает его, что это – и есть подлинное могущество. В результате очарованный герой лишается даже отблесков предвечных истин, получая вместо теней от коварного дьявола лёд и лютое вселенское разочарование («Не суждено к верхам поднять свои большие роли»). На путь спасения обманутый герой становится в финальной песне «Спутник». Композиция представляет собой противоречивое послание Ангелу-хранителю. Доверившись божественному посланнику, герой вновь получает защиту от козней лукавого («Крест не спит на моей груди») и, как и в «Серебряном сентябре», понимает, что изощрённое плетение запутанных словес – удел демонических обольстителей:

Проиграл и Дух, и Сын

Того, кто не говорил

Языками внятными.


Прикреплённый файл:

 Кукрыниксы, 12 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

21 января 10:09, Посетитель сайта:

Последние слова, могущие быть обращенными к Богу, являются чьими? Не сатанинскими ли?


24 января 16:37, Стёпа:

разошелся Дениска. Вон сколько понаписал

неужели эта группа с "нашего радио" - в общем-то вторичная - имеет в своих песнях что-то, стоящее в духовном смысле?


25 января 11:34, Денис Ступников:

Да, Стёпа, достаточно вдумчивые и вменяемые ребята, качественно делающие своё дело. Что до духовных исканий, то от альбома к альбому оные делаются всё более и более внятными, что радует. Сам удивляюсь, почему Наше Радио проявляет к ним столь пристальный интерес, но тут, видимо, дело в каком-то персональном бзике Натаныча (Козырева).


10 декабря 14:05, вадим:

неплохо

Насчёт вторичности группы это вы уважаемый загнули.

Тексты и творчество довольно интересные как для русской рок-сцены. Мне лично группа очень понравилась,в каждом альбоме есть своя мысля.Некоторые люди проводят почему то паралели между группами "Король и шут" и "Кукрыниксы", считаю это абсолютно неверным потому как хоть и весёлые но абсолютно бессмысленные песни КиШ не в какое сравнение не идут с довольно оригинальными и вдумчивыми Кукрыниксами.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020