5 апреля 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
11 февраля 2005 г.
версия для печати

Убить любовь свободой воли

Вышел в свет новый альбом Агаты Кристи "Триллер. Часть 1". Завершились инфернальные муки "Опиума" и странствия по просторам коллективного бессознательного "Урагана"; в "Триллере" герой счастливо проходит через все искушения и воюет во имя "солнечной правды"

Обложка нового альбома Агаты Кристи "Триллер. Часть 1"

«Агата Кристи» входила в полный искушений «большой шоу-бизнес» с идеей символического нисхождения/восхождения. В каждом альбоме группы 90-х годов были песни, иллюстрирующие затёртую панк-истину «чем ниже упадёшь, тем выше потом поднимешься» и известный афоризм Ницше: «То, что не убивает, делает крепче». В песне «Нисхождение» из альбома «Позорная звезда» (1994) герой намеренно выпадает из системы координат «добрых ангелов», чтоб коснуться адовых глубин. В «Я буду там» на той же пластинке высказана отчаянная уверенность в успешном исходе из Бездны и приобщение к благам рая.

Диск 1995 года «Опиум» воплощает жуткое сочетание инфернальных мук лирического «я» вокалиста и основного поэта «АК» Глеба Самойлова с ощущением, что он не пришёлся ко двору «ни там, ни тут». «Ураган» (1997) знаменует начало странствия персонажа по просторам коллективного бессознательного. Леденящие душу экскурсы в архаические структуры психики продолжаются в альбоме 1998 года «Чудеса», который очень убедительно симулирует и стимулирует изменённые состояния сознания.

При всех этих запутках Глеб Самойлов не устаёт повторять, что «душа по природе своей христианка» и что искренний отчёт в песнях о своих грехах гораздо предпочтительнее сочинения религиозных гимнов. Музыкант крайне неохотно распространяется о своём мистическом опыте и критически отзывается о примерах напыщенной, показной религиозности. Так, в интервью 1997 года он по косточкам разбирал строчку из песни Александра Иванова «Ночь» «Я помолюсь за тебя перед Богом». Тогда идеолог «Агаты» обратил внимание на то, что предлог «перед» выдаёт в авторе песни поверхностного христианина, которому важен не сам факт молитвы, а осознание того, что все формальности обряда соблюдены до мелочей – потому и не стыдно продемонстрировать свой молитвенный порыв перед окружающими.

Глеб Самойлов на презентации альбома "Триллер. Часть 1" в клубе "Точка"Сам же Глеб Самойлов в последовавшем спустя короткое время после этого интервью альбоме «Чудеса» (1998) вплотную приблизился к мистике загробных странствий лишь однажды – в песне с легкомысленным названием «Крошка». С самого начала этого произведения герой демонстрирует последовательное движение от неба (места, где нет Бога) до небес (где нет бесов):

Я умираю от такого

Неба до небес

Я умираю от того

Что оживает лес…

Тем не менее, в контексте «Чудес» окончательного обретения героем Божественной истины так и не происходит. Анализируя этот альбом, филолог Н.Б. Новикова приходит к выводу, что «лирический герой Г. Самойлова обречён циркулировать и существовать в безнадёжном без-выхода пространстве-цикле, перемещаясь из одной системы координат в другую». Столь плачевный приговор, по мнению исследователя, проистекает из того, что «из мира бюргерства и лжи выход невозможен, как бы человек ни пытался, насколько бы он ни противопоставлял себя отвергаемому им обществу».

Однако этот вывод был справедлив для тех работ «Агаты Кристи», герой которых блуждал по просторам подсознания. В новой работе группы «Триллер, часть первая» Самойлов осознаёт пагубность подобных экспериментов над собственной психикой:

Мы как дураки смеялись в небо

В ответ не слыша смех из-под земли…

И колокол стонал, а мы играли

Я падал, падал, падала и ты

(«Триллер»)

В сугубо сатанинский антураж помещаются и сексуальные фантазии, обуревающие героя:

Плюнула огнём и зашипела

Догорая чёрная свеча

У тебя лицо невинной жертвы

И немного есть от палача

(«Садо-Мазо»)

Показательно, что на концертах в составе «Садо-Мазо» Глеб Самойлов выкрикивает заглавное междометие из песни известной поп-певицы Кати Лель «Муси-Пуси», что, должно быть, указывает и на демоническую природу современной коммерческой музыки.

Андрей Котов на презентации альбома "Триллер. Часть 1" в клубе "Точка"Пожалуй, впервые в альбоме «Агаты Кристи» (а каждая из пластинок ансамбля концептуальна и образует собой микроцикл), герой счастливо проходит через все искушения, не подвергаясь саморазрушению. От предыдущих дисков «АК» веяло неприкрытым инфантилизмом, первая же часть «Триллера» в определённой степени иллюстрирует тезис богослова Александра Ельчанинова: «Детскость утрачивается в жизни и разрушается в святости». Святые старцы различали три вида любви: эрос, симпатию и агапе (любовь-жертву). Пока лирический герой Глеба Самойлова пребывал в плену эгоистичных детских привязанностей, он был уязвимым и слабым. В песне из «Триллера» «Kill love» он предлагает уничтожить любовь земную во имя жертвенной любви к Богу:

Давай убьём любовь

Я должен стать сильней

На точке двух миров

Реальный воин

Я должен быть сильней

Я должен бить больней

Давай убьём любовь

Свободой воли

Иными словами, действующее лицо песни «Kill Love» безжалостно отсекает греховную похоть, чтобы сконцентрировать остатки сил для решительной битвы во имя «солнечной правды». Из ослабшего циничного сибарита он чудесным образом перевоплощается в Воина Света. Его же бывшим пассиям отказывается в спасении в момент Страшного Суда: «До гроба были вы, а после – ни фига». В песне «Пока-пока» выносится суровый приговор всем развращённым жительницам современных мегаполисов. Несчастные девушки сравниваются с безликими «цыплятами табака», штампуемыми на одном конвейере. Сразу вспоминается анекдот, в котором деревенский петух, завидев на улице ларёк с курами гриль, изумлённо восклицает: «В деревне топтать некого, а эти тут на карусели катаются!» В плоскости новой работы «Агаты Кристи» эта шутка неожиданно смыкается с видением одной благочестивой христианки, описанном в книге «Православные чудеса в ХХ веке». Проходя одно из мытарств, эта женщина заметила неприглядную танцплощадку, на которой бесы с помощью плёток заставляли танцевать всех, кто предавался неумеренному веселью на Земле. Творчество «Агаты» никогда особым весельем не отличалось, но на альбоме «Триллер, часть первая» впервые появилась надежда, активная позиция, позитивный настрой и отвращение к прелестям современной цивилизации.


Прикреплённый файл:

 triller_s.jpg, 15 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

11 февраля 21:00, Посетитель сайта:

долой хореографию

так вот, кто заставляет человека танцевать! будем знать, и заблаговременно связывать себя смирительными рубахами. Похоть ещё легче отсечь с помощью режущего предмета ((с) скопцы).

в общем и небо без Бога, а земля и подавно...


14 февраля 12:37, Денис Ступников:

Уважаемый Посетитель, это явно не тот случай, о котором поёт Роман Неумоев: "убить жида, что борется с Богом, танцуя вальс". Если сопоставить альбом "Агаты Кристи" 1990 года "Декаданс" и "Триллер" 2004-го, то прогресс очевиден, вектор движения к богу очень чёток. А насчёт танцевать... В середине 90-х Глеб уже танцевал на краю крыши (спас только плачущий ребёнок, что тоже очень показательно). Больше не хочет...


28 февраля 21:56, Посетитель сайта:

Если вы правы...

Так вот, уважаемый Денис, если вы правы насчет понимания текстов АК, как движения к Богу, в чем я кстати не уверен (в провославном понимании), то ( я дождусь второй части альбома для окончательного вердикта ), то меня в рядах поклонников данной группы не будет. По-моему, Агата была гораздо более близка к истине, когда пела "Аусвайс на небо" и иронично улыбалась над вашим "добром", которое призывает "мечами вывернуть весь ливер Сатане (кстати порождению вашего же безгрешного добра)". С уважением,


3 марта 00:48, Посетитель сайта:

Да чего вы Бога то везде запутать хотите? я и не думал о таком понимании песен... их надо чувствовать.. а не по словечкам разбирать... аналитики хреновы


29 марта 03:50, Посетитель сайта:

Никогда не думала,что можно так нелепо переврать весь смысл агатовских песен....Выхваченной из контекста фразой Вы решили истину глаголить? Такого бреда я еще нигде не слышала... Можно подумать, что Вы у Самойлова в душе копались... Противно до тошноты!


31 марта 18:31, Денис Ступников:

Уважаемая, никто ничего не выхватывал из контекста. напротив, работая над этой статьёй, я старался не ограничиваться рецензируемым альбомом, а поставить его в контекст всего творчества "Агаты". Поверьте, всё это искренне и выстраданно, а Вы сразу - "перевирать" и "противно".

У каждого своё вИдение. Выскажите свою точку зрения на творчество Самойловых и хорошо аргументируйте её. И Вас услышат.

В душе я у Самойлова не копался, но несколько раз его обстоятельно интервьюировал и спрашивал мнение о своих научных статьях. Так что - какая-никакая, но обратная связь есть...


9 апреля 15:45, Посетитель сайта:

Политка ясна!!!

Да, не стоит на это обращать внимание, подобные статьи расчитаны на то, чтобы переманить рок-молодежь под лоно своей церкви, которая по своим методам и некоторым другим факторам мало чем отличается от обычной секты!!! Вот стоило появиться пару неоднозначным текстам у АК, которые мжно растолковать в свою пользу, вот Денис и Уцепился, глядишь и еще кто-нибудь начитавшись подобного пойдет с батюшкой поговорить, ну а батюшка он на то и батюшка, там уже путь к церкви прямой!!!

ПОнятна мне ваша политика...


16 ноября 22:40, nic:

Ничего особо замудрённо-божественного ни в текстах, ни в музыке, с моей личной точки зрения, не наблюдается. Впрочем, что и как понимать - личное дело каждого. А иногда лучше всего - НЕ ПЫТАТЬСЯ ПОНЯТЬ. Не ищите смысла...


21 декабря 19:22, nic:

Посетитель, вы не правы

И ещё одно, раз уж я опять здесь: не стоит так говорить: меня в рядах поклонников не будет. Нужно быть. И нужно пожелать, чтобы поменьше вокруг да около этих рядов возникало людей, которые всё хотят истолковать на свой манер. Всяк понимает в меру своей испорченности, а прикрываться чужим именем для того, чтобы выражать свою нелюбовь к Миру, нехорошо. Мир такой, какой он есть, и если он даже плох, не надо его делать ещё хуже такими оценками. Не плюйте в колодец, господа.


26 января 13:48, Иффгений:

Агату люблю, а от религии тошнит, если честно.


18 февраля 18:40, Saturas:

Моё мнение

Причём тут Бог? Я считаю, кому нравится творчество Агаты Кристи, тот поймёт их песни. И поймёт по-своему! Например, послушав "Опиум", у меня было совсем другое мнение, отличное от отзыва в этой статье...

А вообще судить о смыслах песен нельзя, покуда вы не спросите об этом у Самойловых при личной реальной беседе, что произойдёт врятли...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020