7 апреля 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Степан Басманов, Москва
23 марта 2005 г.
версия для печати

Смысл "Русского Прорыва"

«Грядёт Вселенская Весна, Весна Всесильная…» ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ. «Религия сердца», 1994

Трагические события в России начала 90-х годов, достигшие своей кровавой развязке в октябре 1993 года, стали веским поводом для переосмысления происходящего вокруг, окружавшей всех нас тогда действительности. Правда, не все поняли это именно тогда (многие не понимают этого и сейчас), однако случившееся в те месяцы показало, что не всё так просто, как кажется, что демократия обычно существует только для некоторых, а не для всех вообще, что оценивалось политическое и духовное развитие конца 80-х – начала 90-х не совсем верно. Очень многие вняли телевизору и успокоились. Кое-кто плюнул на политику и отошёл от неё. Кто-то продолжал бороться так, как мог и считал нужным.

Многие из людей творческих не смогли остаться в стороне и не отреагировать на случившееся. Если Юрий Шевчук, образно говоря, схватился в ужасе за голову и никак не мог понять, что же это случилось со страной и властью (примерно в этом состоянии пребывает он и по сей день), Булат Окуджава искренне радовался каждому просмотру записи расстрела Дома Советов, то такая протестная, неформатная и в общем агрессивная категория, как сибирские рокеры, на столь стремительное затопление духовного и физического пространства страны дерьмом отреагировали резко и однозначно. Люди, которых волею судеб относили и до сих пор относят к сибирскому року (панку) стояли на различных духовных и политических позициях, по-разному смотрели на жизнь, но мириться с этим в итоге не смогли. Так родилось движение «Русский прорыв», громыхнувшее по различным городам бывшего СССР в 1994 году, затрещавшее по швам позже по вполне прозаическим – финансовым – причинам, продолжавшееся силами Егора Летова уже с другим составом исполнителей и в итоге сгинувшее (нынешнюю попытку его возрождения Манагером и группой «Родина» пока что всерьёз рассматривать не получается, хотя дай, конечно, Бог музыкантам удачи на этом поприще). К «Русскому Прорыву» имели отношение разнообразные и неоднородные политические объединения и силы (НБП – в то время ещё только появившаяся, РНЕ и пр.), а на музыкальной сцене его представляли национал-большевицкая (на тот момент) «Гражданская Оборона», активизировавшаяся после трёх лет затишья, коллектив Олега «Манагера» Судакова «Родина» – один из наиболее запредельных и безумных панк-проектов, появлявшихся когда-либо в Сибири (на тот момент они исполняли в основном старые песни Манагера) и «Инструкция По Выживанию» – тюменский коллектив, созданный в середине 80-х, переживший немало реорганизаций, отыгравший массу ярких концертов, распускавшийся Романом Неумоевым и возрождённый снова, записавший уже к тому времени «Смертное» и «Армию Белого Света» – два ярких и принципиально новых для отечественного рока альбома. И если ГО и ее бессменный лидер-основатель стояли тогда на позициях национал-большевизма и коммуно-фашизма, Судаков обрушивал на слушателей экзистенциальные картинки «беззащитных человечков» и «лучших исходов» (под которыми зачастую понималась смерть), то ИПВ, начиная с 1990 года, стояла на позициях деятельного, горящего, боевого православия. И если «Смертное» включило в себя ряд песен 80-х годов, написанных в совершенно ином ключе, альбом «Армия Белого Света» получился очень личностным и философским, то записанный в 1994 году альбом «Религия Сердца», ставший своеобразным итогом «Русского Прорыва», его определенной квинтэссенцией. Вообще «Инструкция По Выживанию» сыграла на том этапе большую роль для всего движения – сам Неумоев выступил активным организатором на первых порах, музыканты группы (Игорь Жевтун, Александр Андрюшкин, Аркадий Кузнецов) играли на концертах во всех трех коллективах, создав свой, особенный, неповторимый звук, свою манеру исполнения. Во многом поэтому появление впоследствии такого альбома, пронизанного настроениями, атмосферой, тематикой «Русского прорыва», вполне закономерно. О нём и пойдёт речь.

Вообще студийные записи «Инструкции По Выживанию» подчас отличаются грязным звуком, нестройным исполнением, вполне себе любительской звукорежиссурой. Виной тому были и отсутствие возможности записываться в подобающих условиях, и своеобразная тенденция, общая для сибирского рока 80-х, и сложное отношение Неумоева к записям группы и вообще к року (масса записей была им уничтожена, а деятельность в группе не раз прекращалась, потому что согласовать ее с жизнью православного христианина зачастую непросто). Однако «Религия сердца» – альбом, записанный на студии «МизАнтроп» в Москве – вышел довольно-таки качественным по звуку (видимо, Эвелина Шмелева, на чьей совести звукорежиссура и мастеринг этого альбома, всё-таки не зря бралась за свой труд) и очень толково исполненным. Здесь и великолепные ударные Андрюшкина – быть может, лучшего барабанщика восточной части нашей необъятной Родины, который украсил ряд композиций и клавишными, и гитара Евгения «Джексона» Кокорина, и бас Кузнецова, создавшего вместе с Андрюшкиным очень сильную и толковую ритм-секцию, и гитара покойного ныне Игоря Гуляева (две электрогитары дали очень плотный и основательный звук), и вокал Неумоева, который не всегда бывает столь пронзительным, эмоциональным и чистым, как на этой пластинке. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет, и грязный звук тоже находил и находит своих благодарных слушателей, но это именно тот альбом, который без вопросов можно рекомендовать самым широким слоям населения.

Песни – жемчужины, одна ценнее другой. Оптимистичный пролог «На далёком Севере» ненавязчиво вводит слушателя в особенный мир песен зрелого Неумоева и одновременно вселяет в него – а в наше мрачное и нерадостное по сути время это ценно – надежду на то, что «сказка не закончится и всё вокруг изменится». Краткая и красочная картина нашей страны – такой, какая она должна быть, была в лучшие времена и, если Бог даст, будет. Далее, в песне «Знает иволга» – сумрачные леса, суровая, но родная нашему человеку природа, творение Бога, посредством которого Он часто и вершит земные дела, и здесь же – единство с природой и Богом человека, который здесь дома, который здесь свой. Только такое гармоничное единство и помогает человеку выжить, помогает выстоять и – порой даже без войны – победить зложелателей:

Замерзал купец из далёкой стороны в ледяном плену,

Плача вспоминал, как высмеивал, подлец, дикую страну

Кто в лесу замёрз, сколько пролито здесь слёз, знает иволга.

Сказки королей, голос северных морозов знает иволга…

Вообще силы природы постоянно включаются Неумоевым в целостную картину мира и выступают действующими лицами далеко не на последних ролях. Всё – от мельчайшей травинки, солнечного лучика, снегирей, «догорающего» на снегу «словно искорки зари», всё здесь имеет значение, всё не случайно – и небо, и солнце, и вообще всё в видимом и невидимом мире, восходящем к Богу-Творцу. Так, один из известнейших внутренних (т.е. душевных, личностных для человека) гимнов коллектива – «Погляди на небо» – также рисует извечную борьбу светлых и тёмных сил, проявляющуюся и во вполне видимых предметах и явлениях:

Вот, снова прогремела гроза –

Это город очнулся от снега.

Вот, кто-то потихоньку сказал:

«Погляди на небо!»

Там лихо золотится апрель

Над земной юдолью

Там тихо голосится свирель

Над русским полем.

Пой, чтобы закатился июль

Прямо в оконце,

Пой, если говорить не дают

Недруги солнца

Пой! Глухо прогремела гроза

В праведном гневе,

Вот, кто-то потихоньку сказал:

«Погляди на небо!..»

Однако главным действующим лицом этой борьбы в видимом мире остаётся человек, за чью душу и идёт борьба прежде всего. Песни «Чтобы не было войны» и «Стая воронов» личностны и посвящены в большей степени уже человеку. Первая – отнюдь не пацифистские сопли, не категоричные и слепые рассуждения о том, какие плохие эти воюющие и воинственные, а верное понимание того, что войны заканчиваются только силой Бога и только правильным, праведным выбором человека. Вторая – о судьбе человека в этом воюющем мире, о выборе, «что был навсегда», о вынужденности такого нелегкого выбора – выбора противостояния, который единственный может рано или поздно привести к победе, что грядёт за ненастьем. Что касается ненастья, царящего пока что в мире, наиболее полно его картина – картина ненастья в душах и головах людей всего мира, ненастья на всей земле – раскрывается в песне «Что-то происходит в России». Это гимн, но уже не внутренний, а всеобщий и наступательный, гимн всего «Русского Прорыва». И действительно, над древней убитой землёю Святой Руси что-то происходит, пусть и редеет политическое сопротивление на этой земле, пусть и создаётся ощущение всеобщего упадка и распада, но неизбежное не остановить, и всё так или иначе близится к развязке, которая будет страшной и в то же время спасительной не только для России, но и для всего мира – того, которому суждено быть спасённым:

Это будет как печальный конец, но конец далеко не напрасный,

Это будет словно ядерный гром среди звёздного, ясного неба,

Для кого-то это полный позор, для кого-то – взволнованный праздник,

Для кого-то это страшный конец, для кого-то – религия сердца.

Прямо над землёй, над зелёною травой,

Над берёзой огневой, у меня над головой,

Под несчастливой звездой, под ненавистною бедой,

Над березой огневой, у меня над головой

Грядёт Вселенская Весна, Весна Всесильная

Победной поступью по белой лестнице,

А над Россиею, вновь над Россиею

Такая ветреная мгла – не видно месяца…

Да, быть может, надежды тогдашней оппозиции не сбылись. Вооружённое сопротивление расстреляно, политическое сопротивление измельчало и пока что не спешит возрождаться, музыкальное сопротивление в лице «Русского Прорыва» сошло на нет, и «справедливой ненависти новые ростки» (Е. Анти) только-только показались, пробивая слой мерзлоты и зловонной грязи. Но война – война не закончена и продолжается, и будет продолжаться. И что ждёт в итоге каждого из нас – «страшный конец» или «взволнованный праздник» – зависит в конечном итоге от каждого человека, в какой бы период ни пришлось ему жить и действовать.

В одной из композиций автор отходит от мирского, видимого проявления страшных потусторонних процессов и приближается к миру горнему. Это «Небесный Иерусалим». Песня выделяется из ряда прочих и аранжировкой и жутковатой вокальной партией – словно бы специально сделана пауза, напоминающая слушателю, что среди видимой, осязаемой жизни в этом мире, среди борьбы на разных уровнях не стоит забывать и о самом главном – о Боге (Бог с Его «смертельным взглядом» занимает здесь центральное место). Только на Него упование, только в Его руках будущее мира, только от соответствия Его закону зависит, чем закончится история нашего пребывания на Земле – пребывания каждого из нас. Закон – не просто и не столько буква, сколько дух, соответствием которому и определяется нужность и верность действий человека, всей его жизни. Следующая песня, которую без всякой ложной скромности можно назвать гениальной – как раз о человеке, сумевшем без буквы впитать и осознать дух этого Закона. Герда, героиня знаменитой сказки Андерсена – безусловный символ победы добра в чистом, идеальном виде, упрёк каждому из живущих и бездействующих. Текст песни заслуживает того, чтобы привести его полностью:

Герда бежала за Каем по белой земле за горизонт

Снег шелестел под следами её башмачков чистой слезой

Был безразличен ей гнев сотен земных королей

Гордо прокладывал путь по Полярной звезде белый олень.

Герда бежала, играла полуденный гимн в небе заря,

Птицы кричали с небес: «Герда, беги! Помни, что это не зря!

Холоден лёд января, Кая холодное сердце согреть помоги!»

Только они подросли – ах, они подросли, время прошло

Словно весенние реки ручьи разлились, и понесло,

Каждый смекал: “Это жизнь!..” И пролетал каждый день.

Долго их ждал у последней холодной межи белый олень…

Как хорошо, что не вечен тяжёлый покров долгой зимы

Вырвутся дети из жёлтых железных оков бешеной тьмы,

Снова они побегут,

Снова им будет не лень.

Пусть им оставит хотя бы следы на снегу белый олень.

Каждая фраза имеет смысл. Если чуть-чуть подумать, совсем несложно узнать в Кае с замёрзшим сердцем всех наших несчастных сограждан, выбирающих путиных, спивающихся, уставившихся в лживые голубые экраны «ящиков для идиота» (Высоцкий). Чем затопившие всё вещи, бездарные и порочные зрелища, религиозные и политические суррогаты, правящие страной, лучше бессмысленных ледышек, из которых Кай пытался сложить слово «вечность» (нет уж, вечность принадлежит совсем не этому всему)? Единственная надежда – надежда на то, что эти дети (а в духовном смысле мы все – какие бы старые и учёные мы ни были – как правило являемся детьми, потому что незрелы и на этой лестнице занимаем самые нижние ступени, и взрослеть-восходить часто не желаем), чьи сердца нынче во власти холода, снова побегут, что «снова им будет не лень». И хорошо было бы, если бы побежали они не кто куда сломя голову, а туда, куда только и имеет смысл бежать – к Господу. Именно для этого нужен и след, оставленный белым оленем, и человек, который вместе с этим оленем отыщет верную дорогу, укажет её всем, кто будет после, который не побоится пойти по ней первым. Ведь если слабая беззащитная девочка не побоялась взяться за такое, неужто испугаемся мы? И даже сама фигура девочки, ребёнка не случайна, потому что кто из нас ближе к Богу по внутреннему своему состоянию, как не чистые душой дети, которых и есть Царство Божие? Если сумеем мы приблизиться к ним в этом отношении, то, быть может, и не придётся «напиться и повторять про себя: всё это не зря, всё это не зря» (Е. Анти), и сомнения и страх, улетев как дым, не станут помехой доброму делу. Так Неумоев, довершив картину Андерсена, адаптировав ее для современного вполне взрослого человека, забывшего и бросившего детские сказки, в нескольких строках просто и гениально ответил на терзающие заблудшее человечество глобальные вопросы. Не он был первым и главным, кто смог сделать это, но делать это нужно снова и снова, и в рок-музыке в том числе. Центральная песня альбома и одна из наиболее нужных, лучших песен нашего времени безо всяких сомнений.

Далее – тихая лирическая часть. За эту сторону творчества Неумоева недолюбливают панки и прочие любители шумной музыки. Каждому, как известно, своё, и у Неумоева здесь – в лирическом творчестве, в полной мере нашедшем воплощение на более позднем альбоме «Звёздное небо» – бывали и удачные, и не очень удачные песни. «В тишине» и «Верба» относятся на мой взгляд к первым. Картины природы здесь, как и раньше, гармонично сочетаются с картинами душевного состояния человека, внутреннего покоя, а если же этого покоя нет – стремления к нему, осознания происходящего внутри:

Боль и гнев,

Боль и гнев,

И невидимой тоски горький мёд –

Всё извне,

Всё извне,

То, что жить моей любви не даёт.

Разрывает сердце мне то, что движется извне,

То, что жить моей любви не даёт,

Разрывает сердце мне, но на самой глубине

Серебристый свет покоя живёт.

Есть в альбом и две кавер-версии чужих песен. Одна из них – «На сопках Манчжурии», знаменитая трагическая композиция, посвященная воинам, павшим в годы русско-японской войны начала прошлого века. Трёхдольный вальсовый размер аранжировщиком был отброшен, и песня приобрела более тяжеловесное, роковое звучание, что, однако же, не коробит и не уменьшает всего трагического пафоса произведения.

Песня из мультфильма «Стойкий оловянный солдатик» – плавный переход от темы войны и смерти снова к свету и любви, как любви к женщине, так и любви всечеловеческой, божественной:

Снова вернулся я сюда,

Смерти на свете нет.

Да, любимая, да,

Нет, любимая, нет.

И, наконец, финал – Неумоев завершает этот светлый, победный, добрый альбом тем же настроением, что и начал. «Спи, любимая» – это уже не просто надежда, а уверенность в лучшем, в счастливом конце всего. Любовь, побеждающая смерть. Да, всё это было, всё это сказано и написано уже много раз за тысячи лет. Но наше время, рок – это особенный мир, появившийся стремительно и далеко не всегда понятный и объяснимый. Мир изначально порочный и грешный, однако при всём при том искренний и пламенный, мир честный и живой. Как сделать так, чтобы и рок со всеми его прелестями не улетучился, не ушёл из песен, как это бывает после изживания наркотическо-шаманского угара, и свет учения Христа был выражен здесь во всей его полноте (или насколько это вообще возможно выразить такому человеку – не богослову, не преподобному, но вполне обычному мирскому, с этими ритмами и риффами в голове)? Скорее всего, это возможно, и одним из первых (а, может, и первым) это доказал Роман Неумоев, лидер группы «Инструкция По Выживанию». Судьба этой группы оказалась непростой, однако история её не закончена, и после «Религии Сердца» появилось немало отличных песен, и, дай Бог, появится в будущем. Но тогда это была безусловная победа – победа над миром плюшево-пластмассовой популярной музыки и псевдорока, победа над спецификой неумоевского вокала, столь тяжелого порой для неподготовленного слушателя, над убогим техническим и профессиональным (как правило) состоянием всего сибирского андеграунда (особенно того времени). Смысл «Русского Прорыва», как оказалось в итоге, не только и не столько во взятии власти или военной победе, а в победе прежде всего над собой, в победе в маленьких добрых и нужных делах, в небольшом, но очень существенном. Это удалось героям песен альбома, удалось на тот момент группе, быть может, удастся и всем нам. А сегодня… сегодня альбом записан, издан на компакт-дисках и вполне доступен желающему. И на мой взгляд это уже само по себе пусть очень малый, но безусловный вклад в одну большую общую победу.


Прикреплённый файл:

 Инструкция По Выживанию. Религия сердца, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

28 марта 19:01, Посетитель сайта:

Причем здесь Путин? На сегодняшний момент, все кто пытаются свалить Путина, выступают подельниками оранжевой проамериканской революции в России - это очевидно. А прикрываться можно и патриотизмом. Как декабристы, например.


29 марта 10:36, Стёпа:

а где в тексте про Путина?


29 марта 10:44, Владимир:

Кем издан альбом и где его можно купить?


29 марта 12:48, Стёпа:

издатель - Solnze Records

купить можно, например, здесь

http://www.hor-music.ru/shop_item.asp?ProductID=330

или, если в Москве, то в "Зиг-заге" или там на Горбухе


2 мая 19:18, Жуков:

Альбом хорош, рецензия тоже ничего, но как "Религия сердца" увязана с "Прорывом" я не "всосал"


20 февраля 15:57, Евгений:

Ясно

Ясно становится, ясно и скаждым вздохом все ясне. Вопрос не к месту про Путина, также не уместен как и жуковское "Всосал". С начала хочется дать в лицо, а затем спросить - "что же ты сосешь ...?"


6 сентября 15:48, Посетитель сайта:

Петрович про ИПВ и т.д.

Альбом купил в академгородке в Новосибе. Поразило то, что Неумоев может писать любые песни. А вообще всегда высоко ценил творчество Неумоева, да и то, что он сейчас делает очень хорошо чувствую!


27 сентября 19:32, Посетитель сайта:

"...Играла ПОЛУДЕННЫЙ гимн в небе ЗАРЯ" - это что-то с чем-то. Улыбнуло.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020