6 апреля 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
29 марта 2005 г.
версия для печати

Между Богом и болью

В начале 2005 года Земфира выпустила новый альбом "Вендетта"

"У нас есть Земфира"Как-то раз в 2000-м году я ожесточённо спорил с другом о судьбах русского рока. Друг – джазовый гитарист, без пяти минут кандидат философских наук — позволял, себе, в основном, мрачные прогнозы. Я же, вдохновлённый тем, что рок в кои-то веки начал собирать стадионы, а самыми кассовыми проектами стали саундтрек к «Брату-2» и трибьют группе «Кино», был более оптимистичным. В какой-то момент, реагируя на очередное сомнение собеседника, я воскликнул: «Но ведь у нас же ещё есть Земфира!». Как ни странно, друг не придумал, как возразить на сей эмоциональный всплеск.

Прошло пять лет, многие невесёлые пророчества друга за это время сбылись. Неизменным осталось лишь одно: «у нас ещё есть Земфира». Жёлтая пресса приписывала певице моррисоновские дебоши с неизменной бутылкой коньяка «Hennesy» в руке. А своё почтение Земфире выразили Инна Чурикова и Людмила Гурченко. Первая записала с ней дуэт «Непошлое», а вторая в довольно экстремальном ключе перепела «Хочешь». Продвинутые филологи увидели в Земфире творца, который органично вводил в тексты песен новую лексику и оскоплённый синтаксис современной молодёжи. Кроме Земфиры, подобное удалось разве что «Мумий Троллю» и «Текиледжаззз».

Вы помните, как всё начиналось? 8 мая 1999 года оказался знаковым днём – как для панк-андеграунда, так и для рок-мейнстрима. В клубе «Факел» состоялся легендарный концерт самых перспективных наследников Егора Летова – актюбинской «Адаптации» (эта запись под названием «Безвременье» позднее разойдётся внушительным тиражом на кассетах и CD). А в респектабельном заведении «Шестнадцать тонн» прошла закрытая презентация дебютной пластинки Земфиры. Некий новый русский, будучи завсегдатаем клуба, долго выяснял, почему на этот раз его вдруг отказываются пускать внутрь. Получив ответ, бедняга взвыл: «Эта та самая девочка, которая поёт «СПИД»?! Плачу любые деньги!!!» Но секьюрити оказались неподкупны…

«СПИД» действительно был хорош. Песня вполне вписывалась в череду фривольных откровений русских рокеров на тему собственной смерти и предстоящих загробных странствий:

Будем глотать в больнице лекарства,

Не думать про завтра, не включать телевизор,

На карте искать тридевятое царство –

А вдруг повезёт, и достанутся визы?

Однако помимо общепринятых метафизических выводов, песня содержала и нечто принципиально иное: национальную самоидентификацию башкирки Земфиры Рамазановой. Вообще-то Земфира никогда особо не делала упор на своих этнических корнях. Но в некоторых ранних интервью она не без гордости заявляла, что княжеская фамилия «Рамазанова» считается у неё на родине одной из самых почитаемых. В рефрене «СПИДа» выражена самоотверженная преданность восточной женщины любимому мужчине: «У ТЕБЯ СПИД – и значит МЫ умрём». Нечто подобное годом позже прозвучит в «Хочешь»: «Пожалуйста, не умирай, или мне придётся тоже».

В финале «СПИДа», пытаясь заглянуть за грань, Земфира пробует выразить слова