5 апреля 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Михаил Тюренков
8 апреля 2005 г.
версия для печати

Одноголосное сладкоголосие

(Слава в вышних Богу... Православное старообрядческое знаменное пение) Хор единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода и В.Н. Милованов (певчий старообрядческого храма Покрова Пресвятыя Богородицы на Рогожском кладбище)

Слава в вышних

Сохранение и возрождение традиционного уклада жизни православных христиан не всегда приветствовалось в Русской Православной Церкви. К прискорбию, нашим предкам пришлось испытать и трагедию церковного Раскола XVII века, и петровское (вкупе с постпетровским) реформирование в XVIII-XIX столетиях, и обновленческую смуту века XX-го. Все эти печальные события не смогли не сказаться на внешних формах церковной жизни, огромное значение в которых имеет храмовая архитектура, иконописные традиции, особенности Богослужения, существенной стороной которого является церковное пение. Последнее всегда имело неоценимое значение как для усугубления благолепия Православного Богослужения, так и (что наиболее существенно) для укрепления благоговейно-молитвенного настроя находящихся в храме христиан. Так по этому поводу ещё на рубеже II-III вв. говорил Св. Климент Александрийский:

«К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов... должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная. Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположением. Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть ложное искусство,- оно развивает склонность к бездеятельной и беспорядочной жизни. Мелодиями же строгими и серьезными предупреждается безстыдство и пьянство в самом зародыше…»

Не вызывает сомнения, что именно поэтому многоголосное (иначе «партесное») пение считалось недопустимым в византийском Богослужении (более того, даже в странах Западной Европы последнее начало распространяться не ранее IX века). В дальнейшем на протяжении многих веков общей основой восточно-христианского пения, определявшим его коренное отличие от западно-христианского, католического, являлся принцип хорового одноголосия без инструментального сопровождения. На Руси Богослужебное пение возникло как знаменное пение, и в то время как другие распевы появлялись и сходили на нет, знаменный распев продолжал существовать на протяжении всей истории русского богослужебного пения и продолжает существовать в наши дни. Само название знаменный распев получил от формы записи особыми знаками — "знаменами". В основу знаменного письма было положено старовизантийское невменное письмо. Что же касается общего характера мелодического строя знаменного распева, то его можно определить как возвышенно-гимнический, отрешенно-просветленный. Можно с уверенностью сказать, что знаменный распев выражал сверхличное или надличное начало, духовное состояние отрешенности от всего земного. В нём восточный прихотливый византийский орнамент как бы стал ещё яснее, лаконичнее и строже.

Тем не менее, к концу XIX века вследствие необдуманных западнических реформ, коснувшихся всех сторон жизни русского общества, знаменный распев был фактически забыт в Греко-Российской Православной Церкви, сохраняясь лишь в старообрядческом Богослужении. В современной Русской Православной Церкви интерес к знаменному пению постепенно растёт и укрепляется. Во многих храмах возрождаются традициям хорового одноголосия. При этом наиболее органично знаменное пение вписывается в то Богослужение, которое наименее всего подвержено уставным сокращениям и искажением. В последнем случае наиболее близкой к идеалу можно назвать старообрядческую богослужебную традицию, в рамках Русской Православной Церкви представленную в пока ещё немногочисленных единоверческих приходах.

СлободаБез преувеличения можно сказать, что крупнейшим среди таких приходов является община храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода. Хор этого храма, при помощи и участии одного из наиболее опытных и известных певчих старообрядческого храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище В.Н. Милованова, записал компакт-диск «Слава в вышних Богу», представляющий собой прекрасный образчик православного старообрядческого знаменного пения. На этом диске, вышедшем в свет в канун Благовещения, собраны избранные песнопения двунадесятых и великих праздников, а также рядовых церковных служб. Пожалуй, не имеет смысла более подробно расписывать подробности этой записи именно здесь, тем более что многие православные могут и сами посетить Михаило-Архангельский единоверческий храм села Михайловская Слобода Раменского района Московской области, помолиться за строгим древлеправославным уставным Богослужением и насладиться одноголосным сладкоголосием древнерусского церковного пения.


Прикреплённый файл:

 sla1.jpg, 1 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

9 апреля 12:13, Посетитель сайта:

нет ничего лучше полифонии


10 апреля 03:10, AyraD:

знаменный такою древностию веет, захватывает. цепенеешь - но по хорошему.

полифония все же более подходит для развлечения, эмоциональных переживаний, иной раз такую оперу заведут! вот слышала за всенощной трио: альт, бас да первое сопрано высоченное, выпевают... фиоритуры. а то еще первое сопрано "солить" начнет... ну что это?

хотя есть богослужебные дивные подобны - оптинские, киевские - а тож полифония. но мы их так редко слышим!!! вот хотелось бы узнать - почему? все ж ноты сейчас можно найти.

и есть чистые высокие голоса - не визжачие, но их немного.


10 апреля 23:06, Алексей:

А где можно приобрести этот диск?


11 апреля 11:01, 3_rome:

Алексею

Приезжайте в Михайловскую Слободу. От "Выхино" в направлении Бронниц совсем недалече! 324 автобус (если экспресс, то надо договариваться с водителем).


11 апреля 12:40, Felix:

***

Кто-нибудь знает, что это за новая церковка из красного кирпича строиться? Иринарху одной уже мало?

Что касается знаменного пения, то я бы порекомендовал проехать на Преображенское кладбище. По субботним вечерам там можно послушать поморского наречного и федосеевского наонного пения. Это территориально достижимее и оцепенение будет ещё поболее...


11 апреля 15:44, Посетитель сайта:

Ой, не поеду, не поеду. Боюсь оцепенеть навсегда :)


11 апреля 21:08, Хоругвеносец:

В Москве знаменное пение можно услышать на службах в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря, метро "Курская" и "Площадь Ильича".

Наонное пение - в храме Святителя Николы на Берсеневке, метро "Полянка", "Боровицкая".


12 апреля 08:29, Посетитель сайта:

Александру

Ваши действия можно расценить в качестве "оказательства раскола"!


12 апреля 10:33, Neclud:

Диск действительно хороший!!! Уже неделю слушаю-наслаждаюсь!


13 апреля 06:54, Леонид Михайлович:

Помоги, Господи.

мОЖЕТ У КОГО ЕСТЬ МАТЕРИАЛ О сАМАРСКОЙ оБЩИНЕ СТАРООБРЯДЦЕВ МП?

как их найти?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020