5 апреля 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
3 июня 2005 г.
версия для печати

«Гражданская Оборона» одомашнила стадион

Пришедшие 27 мая на концерт «Гражданской Обороны» в Лужниках показали, как термин «одомашнивание стадиона» может распространяться и на явления рок-музыки

Гражданская оборона. Концерт 27 мая на стадионе Лужники

Группа «Гражданская Оборона» в рамках презентации своего нового альбома «Реанимация» дала первый в своей истории концерт на крупнейшей площадке Москвы – стадионе «Лужники». В случае с такой неоднозначной командой как, «ГрОб», всегда имело огромное онтологическое значение, где она выступает. Во времена легендарного «Русского Прорыва» «ГО» нередко штурмовали спортивный комплекс «Крылья Советов», чьё наименование идеально отражало политические устремления участников движения. На рубеже веков Егор Летов – то в одиночку, то с сотоварищами — произвёл ряд выступлений в замшелых окраинных кинотеатрах Москвы, где всё шло по сценарию песни БГ «Немое Кино». «Почтеннейшая публика» била пустыми бутылками стёкла, рвала с корнем автобусные форточки, так что концерты мэтра порою ограничивались 10-15 минутами.

Егор Летов на концерте в Лужниках 27 маяКраткая клубная эпопея «ГО» сопровождалась склоками, провальными концертами и злорадством аналитиков: дескать, перед «сытыми мажорами» Летов должен выглядеть именно так. Исключение составляет разве что богемный ресторан «Майор Пронин», куда захаживали правильные маргиналы, перед которыми Егор пел с видимым удовольствием. Амбивалентная Горбушка, которую «оборонщики» облюбовали в 2003-2004 годах, принесла с собою светлые и тёмные стороны. Успех юбилейного концерта в ноябре 2004-го музыкантам повторить уже будет сложно, но избиение после оного шедших к метро зрителей некими хулиганами также не забудут долго.

Два месяца назад появились сенсационные анонсы концерта «ГО» на стадионе Лужники. Это дало многим повод задуматься: органичны ли окажутся сибиряки на столь нетипичной для них сцене и в чём вообще выражается специфика стадионов? В мировой культуре образ стадиона несёт в себе достаточно негативные коннотации – хотя бы потому, что это место считается криминогенным, да и элементарных «ритуальных» разборок футбольных фанатов ещё никто не отменял. В советское время Александр Градский сочинил рок-оперу «Стадион» – о расстрелянных на стадионе Сантьяго героях чилийской революции, среди которых был известный гитарист Виктор Хара. В октябре 1993 года местом действия подобного беспредела стал стадион на Красной Пресне, куда ОМОНовцы тайно свозили защитников Белого Дома для расправы.

Гражданская оборона, концерт 27 мая в ЛужникахСимволологический словарь Антонио Менегетти даёт следующую расшифровку сновидческого образа спортплощадки: «указывает на место или поведение, имеющее общественную или бюрократическую значимость, но лишённые жизненной и духовной ценности». Отсюда можно увидеть, что символика стадиона восходит своими корнями в традиционную символику сада. Вот как раскрывает значение образа сада «Словарь символов»: «место подчинения, упорядочивания, отбора и ограждения Природы». В рок-культуре аналогичные ассоциации, связанные с садом, можно заметить, скажем, в песне группы «Ария» «Мёртвая Зона»