16 декабря 2018
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
14 июля 2005 г.
версия для печати

Магистр метафизического фотошопа

Борис Гребенщиков в очередной раз сменил воду в своём «Аквариуме» и выпустил непредвиденный, спонтанный альбом «ZOOM ZOOM ZOOM»

Аквариум "ZOOM ZOOM ZOOM"

Борис Гребенщиков в очередной раз сменил воду в своём «Аквариуме» (теперь это – минималистичный квартет) и выпустил непредвиденный, спонтанный альбом «ZOOM ZOOM ZOOM». Оберегая название свежей работы от посторонних профанных умов, БГ категорически отказывается сообщать смысл непритязательного, но таинственного словосочетания. Тем интереснее рассмотреть диск с помощью фотографической эстетики — то есть тех смыслов, которые лежат на поверхности.

Любопытно проследить, как менялись фотографические реалии в песнях последних лет 30-ти. В «Фотографе» Аллы Пугачёвой показан конфликт между мастерством заглавного персонажа песни и подлинными, тщательно скрываемыми эмоциями запечатляемой им героини. Евгений Фёдоров из группы Tequilajazzz, прибегая в середине 90-х в своей музыке к кино- фото-эстетике, отражал немой ужас и полнейшее оцепенение перед заказными убийствами, кровавыми южными конфликтами и прочими приметами криминального разгула. Не случайно инструментальные сочинения и темы некоторых фёдоровских песен замечательно вписались в контекст фильма Ильи Макарова «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь» – о «новом русском», пытающимся мистическими путями вырваться из обыденного кошмара собственной среды.

Гребенщиков тоже написал саундтреки к одним из самых знаковых фильмов 80-х – «Ассе» и «Чёрной розе – эмблеме печали, Красной розе – эмблеме любви». Наблюдая под проникновенные аккорды «Города Золотого» за страстями разнузданного «мальчика Бананана», многие экзальтированные поклонники БГ вставали на путь самосовершенствования. Однако сам Гребенщиков всегда был неуловимым, словно средиземноморский северный ветер Трамонтана и текучим, будто железнодорожная вода. Мало кто сейчас помнит, что тот же «Город Золотой» ещё в 1985-м году прозвучал в кондовом советском детективе «Чужие здесь не ходят». Никаких мистических смыслов в фильме этом не было и в помине. Исходя из эпизода, в котором прозвучала песня, Огнегривый лев воплощал дружественного деревенскому участковому лесника, а Синий вол символизировал беспощадного вора. Комментарии, как говорится, излишни, а ведь в этот фильм «Город» вписался едва ли не органичнее, чем в «Ассу». Кстати, очень жаль, что глубокомысленный «Максим-лесник» был сочинён Гребенщиковым спустя 11 лет после выхода советского детектива…

В этом весь БГ, смело заигрывающий с самыми различными культурами и религиями, и творящий ни к чему не обязывающие песни, способные проиллюстрировать самые разные ситуации. Разбирая «ZOOM ZOOM ZOOM», каждой песне можно посвятить отдельную энциклопедическую статью. Чего, скажем, стоит уморительное начало «Трамонтаны»:

Один китаец был мастером подземного пения –

Он пел только частушки…

Образ китайца можно интерпретировать как туманный намёк на первого протеже БГ – Виктора Цоя, писавшего простые, но ёмкие (словно частушки) песни. Впервые БГ подступился к этому образу в 1999, написав в «Пока несут сакэ» о Басё «с плакатом ХОЧУ БЫТЬ, КАК ЦОЙ». Несмотря на то, что Цой погиб 15 лет назад, его песни и поныне распевают в переходах метро. Отсюда и, как минимум, двойственная подоплёка метонимии «мастер подземного пенья».

Впрочем, проверить верность приведённой трактовки не представляется возможным. Особенно – на фоне той прямолинейной ахинеи, которую БГ позволяет себе далее в «Трамонтане» (священник пытается соблазнить на крыше преподавательницу языка Атлантиды, а несчастный матрос 30 лет роет сквозной тоннель во чреве матушки-земли). В последнее время БГ стал большим ценителем простоты. Лет восемь назад он исключительно восхищался Валерием Сюткиным, назвав его самым лёгким и весёлым певцом на нашей эстраде. Правда, в «ZOOM ZOOM ZOOM» простота Маэстро явно изменила. Вы спросите, с кем? Да хотя бы с «бессердечными братьями Забадай», из соответствующей песни. В новой кунсткамере «Аквариума» это далеко не единственные экспонаты. Как вам, например, «бессмертная сестра Хо» или безвестный уникум, положивший весь живот свой во имя охоты на драконов?

Вполне можно допустить, что изложенный в «ZOOM ZOOM ZOOM» мистический опыт БГ действительно пережил. Только проблема в том, что из этого опыта невозможно ничего полноценно перенять. Бесполезно писать о диске «Аквариума» подробную добротную монографию: человек, её прочитавший, не извлечёт для себя ровным счётом никакой информации. Если угодно, в «ZOOM ZOOM ZOOM» БГ делает безупречные, яркие, рельефные снимки окружающей реальности на цифровой фотоаппарат. Потом эти кадры старательно обрабатываются в фотошопе с таким маниакальным рвением, что уловить первообраз в конечном продукте практически невозможно (не потому ли одним из главным инфоспонсором альбома является журнал «Компью-Терра»?). Хотя по композиции и конструкции выходит почти безупречно. А в паре-тройке вещей («Крем и карамель», «Не могу оторвать глаз от тебя») слушателя даже иногда пробивает на слезу. Правда, очаг эмоции также остаётся невыясненным.

«ZOOM ZOOM ZOOM» демонстративно посвящён музыке рэггей. Естественно, при его записи и раскрутке не обошлось без поющих и танцующих негров. На презентации альбома во МХАТе промозглым апрельским днём несчастные полуголые африканцы были выстроены на самом сквозняке прямо при входе в театр. Налицо ассоциации с живым индейцем из известной французской комедии «Игрушка», выставленном на продажу в детском магазине. Всё это тонко передаёт специфику новой работы «Аквариума». Если раньше Борис Борисович невинно и кокетливо заигрывал со слушателем, то теперь его циничные и даже жестокие шарады всё больше напоминают пассы властного кукловода. Гребенщиков свысока смотрит на реалии современной России («Боже, в какой дыре живёт моё племя») и с осмысленной издёвкой претендует на роль пророка («извиняйте дядьку, если что-то случилось, о чём уже давно было спето»).

Интересно, что эти запутки БГ сам же и комментирует в песне «ZOOM ZOOM ZOOM»: «Лев Толстой писал тексты исключительно для музыки рэггей». То есть ставится знак равенства между горделивыми псевдоевангельскими опусами автора «Воскресения» и еретическими воззрениями якобы православных растаманов, которые на полном серьёзе доказывают, что Спаситель был негром. Не следует ли включить в эту еретическую плеяду и творчество самого БГ? Вопрос остаётся открытым. Ведь, может, Борис Борисович и не претендовал на описание высоких материй, а просто сочинял аналог легкомысленному «ямайским ромом пахнут сумерки»…

В таком случае, зачем было приплетать в оформлении альбома католические статуи? И особенно иллюстрировать текст рэггей-композиции витражом, на котором некий святой косит траву? Хотя и здесь в логике Гребенщикову отказать трудно: либеральные отцы римской церкви способны проглотить и не такое. Католический дизайн неумолимо отсылает к готической культуре. Музыка готик-проектов может быть волшебно красивой. Но по сути своей она – ледяная и статичная, а инфернальные образы песен откровенно ходульны и надуманны. «ZOOM ZOOM ZOOM» «Аквариума» – это такая готика наоборот. Всё-таки «гуру русского рока» всегда стремился не к адовой пучине, а к Свету. Однако его солнышко – рисованное, а мистические откровения, по меткому выражению Михаила Борзыкина (гр. «Телевизор») – «костыли для хромой души».

PS. «ZOOM ZOOM ZOOM» родился у БГ быстро и спонтанно. Вместо него «Аквариум» должен был выпустить диск «Репродуктор», но теперь релиз несколько отодвинулся. Поживём-увидим, чьи идеи станет БГ репродуцировать на этот раз. Или же его новая работа станет всего лишь сборником репродукций с затейливых картин из фотошопа?


Прикреплённый файл:

 Аквариум "ZOOM ZOOM ZOOM", 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

18 июля 10:35, Редактор:

БГэ

Зачем вообще писать статьи о БГ? Его нет, он - ничтожество, служащий Ничто. Перхоть на козлиной бородке, мерзкая полуулыбка ущербного полуинтеллигентика, на самом деле до сих пор не верящего в своё еврейское счастье. Гуру, блин. Нет его, и точка.


19 июля 02:10, Семен Семеныч:

зачем так нервничать, уважаемый редактор?

На нет и суда нет, а БГ, дай Бог, еще выплывет.


23 июля 23:14, Редактор:

Редактор, срочно запишитесь на прием к хорошему психоаналитику. Серьезно.


26 июля 21:19, дядя Витя:

Магистр Фотожопа (Photozope's Magister)

Бойцы, остываем... Не надо искать смысл там, гле его нет. Особенно, если и не было. Там есть БГ, зато. Король "зазеркалья". Уже оставьте его в покое. Тем более, что ни на что окромя он не способен (а кто сказал, что?..)


13 августа 16:28, просто Гость:

Ничего Вы не понимаете. Мои Вам соболезнования...


20 сентября 10:04, Neoфашист:

Как то слушал по радио интервью с БГ. Так вот, этот, похожий на личинку насекомого певец заявил что мол славяне есть производное от английского слова "раб".

В общем крыса он, чей так светел взор не забы-ва-е-мый.


26 мая 17:04, МКС:

Печально, господа...

"Это делаю я, это делаешь ты - нас спасут немотивированные акты Красоты!" Автору статьи, как и тем, кто здесь отметился в комментариях, этого видно не понять. Что ж, видно у кого-то способностей хватает только на разбор оформления диска да сочувствия неграм. Но стоит ли в таком случае браться стати писать?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018