19 ноября 2018
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
15 августа 2005 г.
версия для печати

Готы-патриоты

При своем кричащем патриотизме «Король и Шут» так и остались красочной средневековой книгой, которую можно закрыть на любой странице

Король и Шут. Бунт на кораблеВ русском роке готическая культура фатально не приживается. Оно и закономерно. Во-первых, присущий ей прокатолический дух, как ни крути, чужд российскому менталитету. Во-вторых, наша рок-культура всегда отличалась особым пафосом, настойчивыми попытками мессианства. А слабосильный декаданс и кукольный демонизм, лежащие в основе готики, неспособны подпитывать отечественных музыкантов слишком долго. Западный готизм в нашем «Нечерноземье» может быть волшебно красивым, но при этом он — ледяной и статичный. В нём отсутствует потенциал к развитию. Всё, что он может с течением времени – это либо таять, либо мутировать в принципиально иные формы.

Несмотря на это, наиболее изобретательным группам удалось посадить хлипкие «цветы зла» на российской почве. Одним из первопроходцев стал покойный ныне Юрий Хой из воронежского «Сектора Газа», который играл панк-рок, жадно поглощая романы Стивена Кинга и собирая коллекцию «фильмов ужасов». Гибрид дешёвых загробных страшилок и «потаённого» дворового фольклора дал оригинальные результаты. Сначала Хой писал о вампирах и утопленниках, не чуждых любым проявлениям «сельского кайфа» – от болезненной тяги к крепкому словцу до поминального алкоголизма и безутешного блуда. Однако в последнем альбоме «Сектора» «Восставший из ада» всё заметно усложнилось. Например, в «Свадьбе» ситуация превращения подгулявших селян в вурдалаков служит лишь зловещей метафорой их скотского состояния. А деяния спецназа из песни с показательным названием «Истребители вампиров» недвусмысленно напоминали подробности контртеррористических операций российских солдат в Чечне.

Материализовавшуюся деревенскую метафизику «Сектора» увела в непроходимые дебри подсознания екатеринбургская «Агата Кристи». Психическая реальность большинства их песен делала прозрачными границы между сном и явью, действительностью и бредом, прямым и переносным значением фраз, счастливым хохотом и предсмертным хрипом. «Вчера хоронили тёщу – порвали два баяна», — такой ёмкой поговоркой охарактеризовал лидер «Агаты» Глеб Самойлов свои творческие установки. Классическим примером запредельного готического странствия можно считать песню «Снайпер», которую с одинаковым успехом можно воспринимать и как героическое повествование о взятии Берлина советскими войсками, и как плод разнузданных эротических фантазий некоего современного безумца. К слову, в песнях «Агаты» широко используется образность и риторика Третьего Рейха. Но опять же – не столько в качестве потакания вкусам записных готов, сколько как ироническая отсылка к анекдотам о Штирлице.

Наконец, третьим значительным представителем русской готической культуры является «Король и Шут» (Санкт-Петербург), сделавший себе имя на внедрении фольклорных детских страшилок в плоть до приторного поп-панка, суховатого хард-рока и лютующего хард-кора.

В последнее время участники группы «Король и Шут» стали протестовать против засилья на российском ТВ негритянской рэп-культуры, а на их концертах всё чаще раздаются лозунги «Россия, вперёд!». На вопрос, является это заигрыванием с футбольными фанатами или искренним выражением имперских взглядов, вокалист «КиШ» Князь отвечает: «Никакого заигрывания нет, для подобных высказываний всегда важна серьёзная подоплёка. Поэтому я это высказывание не произношу – его произносит Горшок (второй вокалист «Короля и Шута» -Д.С.). Могу предположить, что таким образом он желает поднять тонус нашего российского духа. Вот в этом действительно можно усмотреть реальную патриотическую подоплёку. Горшок, по-моему, даже в Америке кричал «Россия, вперёд!» Он был на этом настолько зациклен, что этот лозунг звучал у нас и на Украине, и в Белоруссии. Самое интересное, везде призыв подхватывался».

С дерзкого «опричного» призыва начинается последний альбом «Короля и Шута» «Бунт на Корабле»:

Бери топор, руби хардкор!!!

Гони чертей!

Как известно, на Руси

Лучше Ваньку не беси,

А то схватит он топор

И пойдёт рубить хардкор.

Эй, братья, нам ли горевать?

Ноги в руки брать – и вражину гнать!

Эй, братья, кто там прёт опять?

Разгоним злую рать и – оле – гулять!

Как видим, участники «Короля и Шута» сразу занимают оборонительную позицию по отношению к врагам России. В отличие от гопника-вурдалака из «Исповеди Вампира», герои «Хардкора по-русски» не навязываются со своим задиристым «стоять – дрожать – бояться», но и не дают себя обидеть. Любопытно также, как чётко расставлены в этой песне приоритеты между политической борьбой и экстремальным досугом современного городского радикала. Если в ряде песен российских правых скинхедов предлагается «гонять врагов» в свободное от футбола время (пример — «Футбольный фанат» «Коррозии Металла»), то «КиШ» в «Бунте на корабле» сначала призывают одолеть захватчиков и только потом кричать: «Оле-оле – мы болеем, отдыхаем и бухаем на футболе» — «Ленинград». Заглавие альбома «КиШ», естественно, тоже не случайно. Начиная с перестроечных времён, образ-символ корабля становится весьма частотным в русском роке. Сначала диссидентствующие музыканты свысока называли «кораблём дураков» разваливающийся СССР (группы «Рондо», «Алиса» и «Мастер»). После расстрела Белого Дома у «Наутилуса Помпилиуса» появилась горестная ассоциация России с тонущим «Титаником». В 2000-м своё оцепенение перед наступающим капиталистическим безвременьем выразила в песне «И корабль плывёт» группа БИ-2. В концертной версии этого хита музыканты нередко использовали тему старой песни «С чего начинается Родина». Конечно, в тогдашних условиях рокеры внятного ответа на заглавный вопрос дать не могли, а следовательно лишь понуро повторяли эту фразу много раз в течение всего проигрыша. «Король и Шут» же в «Бунте на Корабле» рисуют завуалированную, но исчерпывающую панораму ельцинского правления:

Времечко настало, жить хреново стало,Моряки твердили: «Дело — дрянь!»Шли мы не по плану, верили обману,И на корабле царила пьянь. В трюмах споры, каждый вечер ссоры,Если хочешь выжить – первым бей!Голодно и тошно, травят, как нарочно,Кормят, чем попало, как свиней! Капитан в уюте прячется в каюте,Мочится, наверное, тоже в ней,К людям не выходит, за нос только водит,А его приказы все глупей.

Не выдержав бесконечных лишений, моряки сплотились – и ворвались в каюту к капитану, чтобы его низвергнуть, но узрели лишь знакомое нам всем по теленовостям 1997-1999 гг. беспомощное тело. В самом конце песни солисты обнадёживающе восклицают: Попугай всё-таки жив! Попугай жив!!! Почему же столь пристальное внимание уделяется попугаю? Не потому ли, что этот образ намекает на «коронованного» ельцинской «семьёй» Владимира Путина, на которого многие поначалу возлагали искренние, но бесплодные надежды. Или же эта нахохлившаяся птица воплощает царящую ныне в России постмодернистскую смеховую культуру, отвлекающую граждан от насущных политических проблем (пошлая передача «Аншлаг-аншлаг», сухопарый амбициозный Задорнов и т. п.). Хотя после загадочной гибели полтитика-юмориста Михаила Евдокимова как-то уже не очень и смешно… Тенденциозный морской цикл «Короля и Шута» венчает композиция «Северный флот». Истощённые герои песен выражают оголтелую уверенность в том, что их эскадра дойдёт до Великого Рима. Но тут им вдруг уже перестаёшь верить. Увы, «Королю и Шуту» так и не удаётся выдержать альбом в едином ключе!! Северный флот скомпрометировал себя низменными целями: оказывается, матросы отправились всего лишь в Рим с целью грабежа. Играющие в готов «короли и шуты» так и не смогли устоять перед очарованием порока. Вот почему самые запоминающиеся мелодии легли в основу сомнительных вещей о вампире и проклятых и убитых моряках, а композиция «Инквизитор», здраво критикующая католиков, выглядит откровенно недоработанной. В альбоме не выстроена этическая иерархия, отсутствует концептуальный стержень. «Король и Шут» так и остались красочной средневековой книгой, которую можно закрыть на любой странице. Или ломким городком в табакерке, которую автор открывает только тогда, когда желает покурить.


Прикреплённый файл:

 Король и Шут. Бунт на корабле, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

15 августа 14:21, Кирилл:

По-моему данная группа не может являться предметом столь серьезных изысканий.КиШи просто "оттягиваются",и политика здесь не причем.Тем более тексты просто убогие,да и в основе их больше анархизма,чем созидательности.


15 августа 21:49, словесник:

Тут интересна тема патриотизма. Похоже на то, что мощная планомерная деятельность Запада по осмеянию, поруганию, ослаблению и конечному устранению всех национальных и охранительных чувств нашего народа, которой, казалось бы, нечего уже противопоставить - на глазах идёт прахом. Либеральные СМИ и элиты деградируют, рушатся, разваливаются - патриотические и национальные развиваются и крепнут. Ещё вчера было "модно" и "круто" иронизировать, декаденствовать, предаваться "гламуру" - теперь же все вдруг стали патриотами того или иного толка, от либерально-имперского (!) до анархо-левацкого. Вот я пишу, а на меня снизу с банера проникновенно смотрит неопатриот-Ходорковский. До него явился неопатриот Чубайс с "либеральной империей". Были фигуры и фигурки помельче, коим несть числа. Марат Гельман в "Известиях" и везде, где может, рассказывает (неспроста, наверное), как в Турции вступился за наших, наваляв какому-то немцу, оравшему "понаехали русские". На днях я наблюдал, как на станции Боровицкая Московского метрополитена одного мужика, орущего "Подонок! Какой ты демокрррат! У тебя природа жидовская! Подонок!", - оттаскивали от Сергея Адамовича Ковалёва. В самой что ни на есть либеральной и западнистской среде - музыкальной - вообще уже, вроде, не осталось "непатриотов" (если они, впрочем, всерьёз там были - ведь Елене Боннер сотоварищи песен, к счастью, петь не дано). В шоубизе - пожалуй, один Табаков, да ещё пара космо-большевичков остались...

Всё это разного порядка факты и свидетельства, но тенденция, мне кажется, одна: неуклонная и однозначная регенерация национального духа. Теперь необходим следующий уровень: позитивные цели. Далее - правильное (правое) руководство, главенство той силой, что должна стать настоящим русским национально-освободительным движением. Как-то так.


17 августа 13:47, Александр Непомнящий:

Согласен с репликой Кирилла: "По-моему данная группа не может являться предметом столь серьезных изысканий"

А вот про группу "Би два", которую ТОЖЕ похвалил автор, я впоминаю, например, следующее: в концерте для ветеранов по телевизору,по-моему, под 23 февраля 2004 года в которой был концерт военных песен а ля "старые песни о главном", попса и непопса пела много фронтовых песен. Самым отвратным был исполнявший "Тёмную ночь" солист "Би два" - кривляющийся, взявший зачем-то кассетник в руку. Я не могу представить, что ТАКОЕ не с глумливыми целями делалось. За такой "концептуализм" че слово, хотелось пристрелить. Кстати, на повтор этого концерта 9 мая 2005 по ОРТ, выступление этого кретина вырезали.


17 августа 14:59, Денис Ступников:

Уважаймый Александр, а кто Вам сказал, что "автор ПОХВАЛИЛ группу БИ-2". Я просто констатировал факт, не больше не меньше. Заметьте: в куске про БИ-2 вообще нет никаких оценочных эпитетов...

Да и похвала "Королю и Шуту", если смотреть именно с ПРАВЫХ позиций, согласитесь, вышла сомнительной.


17 августа 17:31, Редактор:

Собственно, о чём речь? Зачем исследовать КиШ с правых, левых и каких угодно позиций? Весёленький музон, тексты туповатые, но временами интересные. По сравнению с той депрессивной бредятиной, что царит в шоу-бизе, не так уж и плохо. Да что там, даже очень неплохо. Другое дело, что лично я слишком дряхл для постоянного прослушивания КиШей. Мне как-то старые добрые Сектора и ХЗ милее (если рассматривать рок-нишу веселухи). А в ином состоянии, более серьёзном: Кинчев, Летов да Шевчук - вот он, мой порочный круг. Кстати, упоминались Би-2: НЕНАВИЖУ кривляющихся бесталанных жидков-халтурщиков, слямзивших практически все свои "творения".


17 августа 21:46, Afina:

Ну вот, раздули из мухи слона! Все перечисленные в статье группы никогда политических взглядов в своих творениях не выражали, и никаких скрытых мотивов, я в этом уверена, в их песнях тоже нет. С таким же успехом можно и в песнях "Блестящих" обнаружить политическую подоплёку. Есть много музыкантов и групп, творчество которых действительно говорит о ситуации в нашей стране, уже упомянутые Кинчев, Летов, Шевчук, из молодых - Lumen, вот здесь есть, что поискать. А "Король и Шут" максимум что делает, так это выражает вовсе не политическую, а гражданскую позицию, пробуждая у молодёжи патриотические чувства, да и то песен таких мало, раз, два и обчёлся. Суть группы вовсе не в том, чтобы в иносказательном смысле поднять социальные вопросы. Это просто группа, играющая весёлую, энергичную музыку в сочетании с очень интересными стихами, вырисовывающими определённые сюжеты, многие из которых содержат долю юмора, хотя и чёрного.


19 августа 09:51, Редактор:

Афине

Согласен с Вами, но есть одно замечание: да, у Lumen есть политико-гражданская позиция, но она полностью противоположна НАШЕЙ позиции. Эти юные ребятки активно принимают участие в прочеченских и прочих "пацифистских" концертах, говорят в интервью об угрозе фашизма и тоталитаризма и т.д. Из молодых (относительно) я бы, скорее, выделил в позитивном плане Селиванова (экс-"Красные звёзды"), "Пилот", "М. Д. П." и "Вандал".


19 августа 14:45, Денис Ступников:

Редактору

За выделение Селиванова - спасибо, действительно - ГЛЫБИЩА!!


19 августа 18:34, словесник:

a fine

"Собственно, о чём речь?" - спрашивает Редактор. Хороший вопрос, попробуем ответить.

Мне кажется, речь может идти о двух вещах.

1. О рок-музыке как об Искусстве.

Т.е. даже не только и не столько о музыке (хотя рок-н-ролл и плоды его трансформации - идеальная форма существования музыки в наше время), а о всех составляющих этого искусства.

Об этом можно говорить долго и плодотворно, но тогда все те имена и группы, которые мы видим на нашей сцене, а также и большинство тех, о которых пишет Правая - совершенно ни при чём. К року все они, безусловно, имеют отношение, но к музыке и иным искусствам - нет. В этом я уверен, хотя здесь многое диктуется вопросами индивидуального опыта и вкуса. Лично я считаю, что если говорить в данном контексте, то в России сегодня есть лишь два имени: Пётр Николаевич Мамонов и Леонид Валентинович Фёдоров. Причём ничего и никого даже близкого к их нынешнему уровню я не вижу не только в России. Оба православные христиане, но это не главная их заслуга. Правая.ru о них не пишет; но, честно говоря, я вот и сам не знаю, что и как о них писать.

2. О правильных (правых, патриотических, православных) позициях, на которых, как нам кажется (или как нам хотелось бы), стоят те или иные музыканты или деятели иной культуры.

Но тогда нет особого смысла говорить об искусствах, о музыке, даже о том, что сами музыканты думают о своём творчестве (как правило, они ничего не думают, - и правильно делают). В этом контексте я полностью одобряю, понимаю и поддерживаю работу Дениса Ступникова, читаю все его тексты здесь. Сам когда-то начинал такую традицию, впаривал людям в близком кругу про то, какая непростая группа "Мумий Тролль" ("вот не кончалась бы ты бы" и пр.), как важно переводить правильные вещи на молодёжные языки... Давно это было. Но с тех пор в некоторых кругах считается хорошим тоном искать скрытые смыслы в русской попсе, например. Скрытые смыслы - они ведь есть во всём, если на то пошло. А вот подлинного христианского Искусства, где всё сверкало бы и жгло, как солнце, - мы, видимо, пока не заслужили. Вот и ползаем, выискиваем всё...


22 августа 10:01, Редактор:

Денису Ступникову

Да, Селиванов - это что-то. Я помню, какое на меня, верного летовца и неумоевца, впечатление произвело его творчество лет 10 назад. Когда меня вышибали из универа в 1996, когда я бухал по-чёрному в 1997, когда я ругался с женой в 1998 и т.д., во все эти значительные периоды своей жизни я неизменно включал на всю квартиру "Шагает ГУЛАГ", "Империю", "Рабов и рабовладельцев", "Ветер", "Жизнь под названием песня", "Семь чудес света", "Баррикадную любовь". Да и сейчас частенько напеваю: "Нас девки любили, нас вешали в небо, нас ставили к стенке и душу долой, нас плавили в печке и в речке топили в то весёлое красное время - в северном небе под красной звездой", либо "Вихри враждебные сгинут во мгле: РУССКИЙ ПОРЯДОК НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ!". Клёвые были времена, эх... Плохо, что потом Селиванов, говорят увлёкся оккультизмом (читай - сатанизмом), и стал тусоваться с Витухновской и прочей падалью. А вообще хотелось бы статейку про него прочитать, чётко информативную, с точными датами и без обычной мифологии.


22 августа 15:12, Денис Ступников:

a fine, благодарствую!! Радостно встретить человека, НАСТОЛЬКО ВРУБАЮЩЕГОСЯ в ситуацию. Ни убавить, ни прибавить...

Уважаемый Редактор, большое спасибо за ценнейшее свидетельство о восприятии КЗ - важная информация!! Статья о них, конечно же будет, вынашиваю её. Брал у Селиванова 2 интервью (одно тут: http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=63F577751FBD429C81CDC2CD38E0FAEF другое как раз готовлю, совсем свежее). Причём в том, которое готовлю, он как-то теплее, человечнее, информативнее. Действительно, работы по очищению этой великой группы от мифов ещё - непочатый край. Осилим!! Кстати, на днях открылся официальный сайт: http://www.krasnyezvezdy.com/


25 августа 15:56, Редактор:

Денису Ступникову

Уважаемый Дмитрий! Возвращаюсь к разговору о "КЗ". За несколько лет глобального пьянства и мучительного зарабатывания денежек я раздал направо и налево все раритеты и не только, которые у меня были. Уплыли в неизвестном направлении КЗ, Непомнящий, ИПВ, Родина и т. д. Сейчас, достигнув некоторой стабильности, я как-то снова стал постоянно слушать и воспринимать Музыку. И с удивлением обнаружил, что можно купить всё, кром КЗ. Нет их и на Горбухе, нигде. Не знаете ли вы, Денис, где можно в Москве приобрести (желательно на CD) "Эпоху лжепатриотизма", "Русский порядок" (у меня кассетка с ним осталась, но я когда-то случайно сторону А стёр), "Кругозор" и "Смершевы песенки". И не выходил ли MP3 "КЗ"?


6 октября 19:22, Black:

О секторе газа

Юра Хой жив!

Сектор газа - это легенда нашей молодости - лихих девяностых. Ни один исполнитель не смог так выразить сущность простого народа, который хочет жить, любить, гулять.

Колхозный панк-рок особенно близок нам - простым парням из сельских районов с окраин России.

Песни Юрия Хоя дают понимание справедливости, что нужно быть настоящим мужиком, а не каким-нибудь яппи, метросексуалом или еще каким-нибудь уродом.

Про песни о жизни социальных низов, вы конечно загнули, песни Сектор газа слушают не только сопливые подростки из бедных семей, но и кандидаты и доктора наук, чиновники и бизнесмены, только вот не каждый в этом признается на людях из-за присутствия нецензурных выражений.

Юра Хой жив!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018