5 апреля 2020
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Дмитрий Скворцов, Киев
2 ноября 2005 г.
версия для печати

Роковой ли русский рок?

Начиная с евразийских озарений «Калинова моста» и заканчивая нынешними выступлениями Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова и иже с ними, рок становится самым действенным средством в защите Традиции

Стена Виктора Цоя на Арбате в Москве

Еще несколько десятилетий назад Православие и рок-культура представлялись явлениями безусловно несовместимыми. Сегодня же, когда вера возвращает должное место в душах, многие из тех православных, кто в молодости увлекался рок-музыкой, ощущают некий дискомфорт от осознания того, что они по-прежнему любят музыку своих «шальных» лет. Сможет ли новое поколение воцерковленных людей найти точки соприкосновения между гармонией в душе и тем, что зачастую создавалось при помощи таких богопротивных стимуляторов как наркотики, алкоголь, тщеславие и плотское влечение? Или таких точек не может быть в принципе и поиск этот не что иное, как торг за часть души, не отдаваемой Богу?

Ваш покорный слуга предлагает некоторые раздумья в надежде на то, что найдется кто-то, более мудрый, могущий дать ответ.

Вспомним, что любой новый стиль в рок-музыке всегда создавался как «честная музыка», противостоящая всегда царившей «попсе».

Таким был изначальный рок-н-ролл, бунтовавший против сладкоголосых мужских квартетов и певиц «американской мечты». Таким было «британское вторжение», сметающее респектабельных баритонов. Таким был панк, плюющий на отъевшихся к тому времени «рок-звезд». Таким был гранж…

Но в идеологическом наполнении все эти движения объединяло одно – ненависть к «непреходящим» буржуазным ценностям с их культом потребления и выгоды. А в основе этого культа лежал протестантский Иисус Христос…

Почти все «рок-идолы» к моменту своего возвеличивания были практически детьми. Они не знали и не могли знать истинных ценностей в окружавшем их мире. Но они их искали. Не потому ли по мере взросления взоры одних устремлялись к «неиспорченному буржуазной цивилизацией» индуистскому и буддийскому востоку (Джордж Харрисон объяснял это примерно так: «мой бог мне милее, когда я вижу, как добропорядочный христианин, придя домой, методично загоняет в гроб свою жену»), другие спонсировали левые движения (как Джон Леннон), а третьи обличали лицемерие магнатов-телеевангелистов (Фрэнк Заппа).

Протестантские проповедники не остались в долгу и написали уйму работ, доказывающих, что практически все рок-музыканты были сатанистами – оттого и музыка их была вдохновлена соответствующим персонажем.

Мне кажется, хороший ответ дан в замечательном фильме «Мертвец» бывшего панка Джармуша, когда индеец, столкнувшись с протестантским миссионером, заявляет ему: «Иисус, которого проповедуешь ты, является моим личным врагом». Тот миссионер, кстати, считал своим долгом убить индейца.

Когда Джон Леннон заявлял, что «Битлз» популярнее Христа, то лишь горько иронизировал по поводу мира, потерявшего ценностные ориентиры. И отказ от концертной деятельности с четырехлетним уходом в студийную работу был не чем иным, как попыткой самих «Битлз» остановить безумие битломании.

Когда Мик Джэггер пел «Симпатию к дьяволу», то симпатизировал он булгаковскому Воланду и предпочитал его булгаковскому же Иешуа. А кто из нас не обожал Воланда? Для большей части постсоветской интеллигенции он продолжает оставаться кумиром. *

Когда Джими Пейдж культивировал учение Элистера Кроули, то он ли один был заворожен философскими изысками, причислявшими последнего к числу «консервативных революционеров неортодоксального толка».

Могли ли честные ребята довериться перевранному Христу? Ведь Истинного они не знали…

Джимми ХендриксНе находя ответа, самые неравнодушные (Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Джэнис Джоплин…) сжигали себя в психоделических поисках. Более образованные целиком отдавались «творческой работе» и черпали вдохновение в музыке великих предшественников, открывая новые пласты Божественной гармонии (Фрэнк Заппа, Кит Эмерсон, Йес, Дип Перпл…). Традиционалисты возвращались к музыкальным корням (Иэн Андерсон и Ричи Блэкмор). В тех единичных случаях, когда музыканты уходили в протестантство, музыка неизменно теряла в качестве (Марк Фарнер, Лайэн Патилло) Большинство же, со временем, разменивали свои таланты на блага цивилизации и успокаивались (Пол Маккартни, Род Стюарт, и не счесть им числа).

Но был ли их изначальный протест так уж богопротивен?

Ведь таков был и протест советских рокеров в 1980-х против фальши «общества развитого социализма». Именно рок-движение стало отдушиной тех, кто «не тепл, а горяч или холоден» (гимн Ю.Наумова «тем, кто пламенный»). Более того, люди, посвящающие себя нонконформистским идеалам, сознательно шли на гонения со стороны власти в лице ли начальника ЖЭКа или прокурора – вспомним отсидки Алексея Романова и Сергея Новикова. С падением же режима самые «непримиримые» пошли не в сторону либеральных ценностей, а повели свою «паству» (вместе с «Муз-обозом» Ивана Демидова) к истокам. Начиная с евразийских озарений «Калинова моста», диссонансных для поры очернительства нашей истории, и заканчивая нынешними выступлениями Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова и иже с ними, рок становится самым действенным средством по защите Традиции. А путь традиции для русского человека — это всегда дорога к храму. С другой стороны, рокеры никогда не предавали молчанием то, что считали истиной. И, возможно, именно эмоциональный накал рока как раз и уместен там, где речь идет о защите традиции.

Похоже, беда тех англо-американских отцов рока, которые безвременно закончили свой земной путь на игле или еще неприглядней, заключалась в том, что они не смогли перейти от эмоциональности душевной к эмоциональности духовной. Наши же органично перешли в Православие и тем не просто спасли себя, но и обрели смысл творчества ·.

Диакон Андрей Кураев и Константин Кинчев перед концертомПолучается, что рок, это не «творение», а уж тем более не «исчадие», а – как любой другой стиль в искусстве – форма или средство. И вопрос лишь в том, в чьих он руках. «Звуковая» сторона Бога так же бесконечна и бездонна, как и любая другая его грань. Джаз и рок обогатили музыку ритмом. Будучи исконно африканским, он то и усилил ее эмоциональность. Наши протестантские оппоненты решительно отказывают Создателю в правах на эту богатейшую часть этнической культуры, называя ее творением Его противника. Но способен ли тот творить?

Скорее попускается творить ему в угоду. Попускается тем, которые, получив талант, «лепит» нехитрые мотивчики и тексты, сообразуясь с веяниями века сего. И имя которым «попса».

Те же, кто своим творчеством отрицает служение мамоне, признают, что сами не знают, как рождаются их песни…


* Культивировавшего сатанистскую атрибутику Элиса Купера и его «металлических» последователей скорее следует отнести к поп-культуре, в крайнем случае – к эрзац-року.

· Майк Науменко, закончивший жизнь «на американский манер», был певцом не истины, а свободы, в ее хиппистском понимании.


Прикреплённый файл:

 Рок, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

2 ноября 17:12, Вереск:

Предпоследний абзац живо напомнил мне чью-то очень верную фразу: "Дьявол - это всегда и прежде всего пошлость". И в самом деле, "след" сатаны не обязательно там, где нарочито наворочено всяких картинных страшилок и мрачного эффекта (хотя, конечно же, "если око твое светло", то и всё, что ты делаешь будет наполнено светом, и, соответственно, наоборот; светом внутренним, во всяком случае). Сатана скорее живёт там, где вся "духовность" низведена до комфортабельного ширпотреба в искусстве. Человек, ещё способный сопротивляться дьявольщине, инстинктивно шарахнется даже к "Коррозии металла" прочь от гнусных "Иванушек" или порченых "Сливок". Всё познаётся в сравнении, и там, где душа чувствует присутствие пошлости, даже обёрнутой в благочестивое приличие, она обязательно будет протестовать. Рок, если говорить о предпочтениях в музыкальной культуре, это и есть самый доступный для обычного человека способ обороны от пошлости. (Люди, воспитанные на классике, как правило индифферентны к любой другой музыке, но это и особый случай). Хочется только ещё добавить, что "нет зрелища печальнее на свете", чем вчерашний рокер, которому ты доверял, превратившийся сегодня в попсовика-затейника. В этом случае лучше бы ему подороже продать свою гитару и заняться чем-нибудь невинным, вроде засолки огурцов на зиму.


2 ноября 19:07, Посетитель сайта:

а закончить жизнь "на американский манер" - это умереть, да?


3 ноября 10:36, автор:

ответ посетителю

Ответ посетителю.

В контексте статьи, "на американский манер" значит - подобно тем немногочисленным пассионариям США, которые и явили собой нон-конформистское, но изначально тупиковое движение хиппи (включая его муз.составляющую).

Спаси Господи!


4 ноября 13:46, Катерина И. Катушева:

Почему враги России раскручивают рок-музыку?

Сейчас враги России внутри православия активно раскручивают "православный рок". Хорошо, что подлинным православным людям удалось осмыслить с какой целью это делается. Молодежная субкультура, по словам владыки Климента на Рождественских чтениях

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=20738

заметил, что начиная с возникновения её в середине прошлого века молодёжь отрывают от родной традиции, от патриотизма и христианских ценностей.

Своей примитивностью и тупостью суб-культура хорошо обрабатывает людей (особенно молодёжь) в нужном Новому Мировому Порядку направлении. В России теперь раскручивают "православный рок", чтобы превратить людей в легко обрабатываемую толпу. Толпой легче манипулировать.

Никакой Традиции рок-банды не защищают. Они уничтожают слой подлинной культуры, потому что культурным человеком сложнее управлять.

Жаль, что корреспонденты ПРАВАЯ РУ работают таким образом на врагов Православной России. Надеюсь, что невольно, ведь сейчас культурынй человек (тем более журналист) вещь редкая. Но дай Бог Вам опомниться.

http://ring.vinchi.ru/


4 ноября 17:52, Посетитель сайта:

На американский манер - это умереть духовно.


5 ноября 12:50, Вереск:

Катерине И. Катушевой

Сударыня, а у Вас, кроме набивших оскомину заклинаний, есть что предложить сегодняшней молодёжи, захваченной "примитивной и тупой" суб-культурой? И доклад досточтимого Владыки Климента, кроме констатации проблемы и призывов воспитывать молодёжь в церковной ограде, не отвечает на главный вопрос: "А что нужно сделать, чтобы не завтрашние только, а уже НЫНЕШНИЕ молодые люди пришли в церковь?". Что, нужно запретить рок-концерт и строем направить молодёжь в консерваторию? Ну, скорее молодёжь Вас пошлёт подальше консерватории. Времена, когда можно было запрещать и не пущать прошли, и сегодня, чтобы не потерять для Церкви хотя бы какую-то часть молодёжи, необходимо отложить в сторонку замшелые марксистско-ленинские принципы отношения к тому, что нам не нравится. И попытаться говорить с молодёжью не суконным языком агиток, а так, чтобы она Вас поняла и Вам поверила. Чтобы вывести кого-то из пропасти, не достаточно кричать туда сверху и указывать правильный путь, - необходимо спуститься в пропасть самому. Дано это, разумеется, не всякому. Мне кажется, у о.Сергия Рыбко, у о.Андрея Кураева или у К.Кинчева и С.Калугина это получается. И помоги им в этом Господь.


6 ноября 09:21, Денис:

"Евразийские озарения" Калинового Моста...Мдя...Я долго над этой глупой фразой размышляли понял,что автор статьи так ничего и не понял...


8 ноября 01:32, Посетитель сайта:

Есть только два пути - один к Богу, другой соответственно сами знаете к кому.

Очень хорошая статья.

Современный культурный человек, на мой взгляд, это прежде всего думающий человек. То есть тот, кто принемает решение о точки зрения на что-либо самостоятельно. А вот мадам Катерину я бы к такой категории не отнесла... А Вам Дмитрий, большое спасибо за такое размышление. Я бы предложила пойти дальше, развить тему, перенести ее на современное искуство вообще, далее перейти на личности. В Ватикане существует три списка литературы: рекомендованной для прочтения католикам, не рекомендованной и нейтральной. Причем, ватиканские священнкими стремяться к 100%-му охвату печатных изданий любых направлений, как художественных, так и не художественных.

Я, например, пречисляю видеотрилогию о Властелинах кольца (как и само произведение) к ведущим души к Богу, а "Гарри Потера" - напротив. Может, не самые умные примеры, зато известные всем.

То, что рок, русский или китайский, всего лишь инструмент для реализации того или иного пути духовного развития, - очевидно, как или любой другой жанр искуства, да и любой сферы жизни. Для истино верующего человека очевидно и другое - нет среднего или собственного пути. Есть только два пути - один к Богу, другой соответственно сами знаете к кому.

А что до "дна" из которого поднялся рок, так давайте ка напомним особенно рьяным православным, что апостол Павел, изначально был гонителем христьян. Римский гражданин Савл соственоручно предал смерте несколько сотен человек. Однако, если бы не он, христианская религия вообще не состоялась бы, поскольку другие апостолы после ухода Иисуса стали стремительно скатываться в традиционный иудаизм. И пишу я это не с чьих-то слов. Осознание этого факта - результат длительных собственных изысканий.


8 ноября 14:58, Сайтопосетитель:

Посетительнице сайта

Вы вот тут высказали несколько странных для христианина мыслей: если бы не он (ап.Павел), христианская религия вообще не состоялась. То есть, всё дело в ап.Павле, а Христос, что - не при чём? Но ведь это Он говорил иудеям, что если понадобится, то Отец Небесный соделает Себе детей и из камней. По вашему, не обратись Савл в Павла - так всё дело Христа Спасителя окзалось бы напрасным, так что ли?.. И ещё: "другие апостолы после ухода Иисуса стали стремительно скатываться в иудаизм". Что такое "уход" Иисуса? Поделитесь своими "длительными собственными изысканиями" - вы это из каких книжек вычитали? Сдаётся, что вы, уважаемая, из протестантствующих, ибо ничего подобного православный христианин, следующий Писанию и Преданию, сказать бы об апостолах не мог.


19 ноября 16:36, Сергей.:

Сложно и трудно писать про рок, особенно если свой характер формировался при его активном участии. Все, что попадало с Запада в Россию деформировалось и изменялось - любые "измы". Рок как системное явление, тоже. На панке видно - у них наиболее яркие типажи "Сэкс Пистолз" со "Студжисом" и дядюшкой Игги, а у нас, пожалуйста, - Летов.(Правда был и Свин с "АУ") Очень хотелось верить, что и наша рок музыка сумела выскочить из Западных рамок и послужить если не вечному, то доброму хотя-бы. Если не изменяет память, Шелепин и Лисичкин в "Третьей мировой информационно-психологической войне" писали , что к составлению имиджа Битлов (в том числе и музыкального) привлекалась солидная группа спецов - в том числе О.Хаксли, Гинзбург и другие титулованные упыри. Приводили факт первого(?) случая бесплатной раздачи наркоты именно на их концерте. Если вспомнить Битловский облом на родине и последующий триумф в Штатах, то действительно, похоже на подготовленную раскрутку. Да, а нужно это все было, по мнению авторов, для раскрутки наркокультуры, как одной из частей античеловеческого проекта (стратегия устойчивого развития). Конечно можно сказать - вот опять мерещится кому-то мировой заговор! Но плоды-то, плоды каковы! Потихонечку, незаметно сделали нормой всякие хип-хопы, техно, трансы, пргрессивы, клубную музыку - без смысла и содержания, которую не сожрав синтетика вообще воспринимать нельзя. Так её и воспринимают! Жрут и колбасятся! И от этого факта никуда не дется, - в развитии рок музыка дала монстра. И те кто ее двигал и раскручивал, явно думали не на пару лет вперед, и сдается мне, к такому результату и вели. Так что, старые рокеры, ностальгируя под Pink Floyd и Led Zeppelin, советую об этом помнить.


23 ноября 11:42, Посетитель сайта:

Денису

Любезнейший Денис, не кажется ли Вам, что оценки оппонентов, использующие слова «глупый» не вполне уместны на православном сайте?

А по существу вопроса отсылаю Вас к песням «Увидеть себя» и «Последняя охота» (это только в хронологических пределах «первых озарений»). В них Вы, конечно, не найдете прямолинейных оценок окружающей действительности с точки зрения евразийства, но, как мне кажется, поэтическая составляющая (а в «Последней охоте» и музыкальная) в них является плодом именно евразийского духа. «Увидеть себя», кстати, мистически перекликается со стихами Н.Гумилева:

… и тут я проснулся и вскрикнул: «Что, если

Страна эта истинно Родина мне?

Не здесь ли любил я и умер не здесь ли,

В зеленой и солнечной этой стране?»

И понял, что я заблудился навеки

В пустых переходах пространств и времен,

А где-то струятся родимые реки,

К которым мне путь навсегда запрещен,

коими иллюстрировал свою теорию столп евразийства Л.Гумилев.


24 ноября 05:58, автор:

Еще раз Денису

Прошу прощения,

я забыл представиться.

Дмитрий Скворцов, Киев


11 апреля 01:22, Денис-Д Скворцову:

Спсибо, я знаком практически со всем творчеством Моста и с небольшим кол-вом их концертов. Вот только не понимаю я этого словосочетания "евразийство". И считаю его глупым даже по звучанию и пустым по смыслу :) Только не попрекайте меня православным подтекстом сайта. Я лишь называю вещи своими именами.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020