17 августа 2019
Слева направо
Справа

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Православие.ру
27 марта 2009 г.
версия для печати

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Великопостные мытарства

Как-то бурно начался нынешний Великий пост. Сначала странная дискуссия о необязательности для православных супругов телесного воздержания во время святой Четыредесятницы, которая еще долго будет отзываться в Церкви не просто смущением, а, к сожалению, большим – сомнением, особенно у новоначальных. И не только в этом вопросе, но и в других церковных установлениях. Священники у аналоев на исповеди и в частных беседах с прихожанами это уже успели ощутить

На первой седмице пообсуждали эту, как сейчас выражаются, «волнительную» тему, а на третьей неделе со всей решимостью взялись за окончательное разоблачение церковного учения о мытарствах и за житие Василия Нового, которое как раз в эти дни многие духовники советуют читать своим прихожанам при подготовке к исповеди. Особенно досталось блаженной Феодоре! Здесь и «святцы такой не знают», и само житие названо «романом о мытарствах», «апокрифом, испытавшим влияние языческого герметизма».

Но, к счастью, знают и наши, и греческие святцы блаженную Феодору. Знают, именуют ее преподобной Феодорой Цареградской, а празднует Церковь ее память 30 декабря. Что касается смысла учения о мытарствах, то его, быть может, следует искать в том, что все увиденное преподобной на ее пути к Престолу Божию – это поразительный рассказ о недугующей страстями человеческой душе, которая, и разлучившись с телом, не только не освобождается от этих страстей, но и, если в земной жизни деятельно не противостояла им, рискует по схожести с демонами, олицетворяющими эти страсти, неудержимо устремиться к ним и обрести свою погибель.

Сложно отрицать, что в житийной литературе, особенно изданной за последние два десятилетия, встречаются и преувеличения, и явные несообразности. Но это ни в коей мере не может касаться учения Церкви о мытарствах.

И вот наш замечательный (безо всякой иронии) миссионер и, смею сказать, мой друг отец Андрей Кураев (а битва с мытарствами – это именно его рук дело, а точнее, его ума, горе от которого время от времени терпим и он, и мы) объявил своему форуму и миру о том, что вся история с мытарствами – это апокриф. А потом, предупреждая эту публикацию, написал в своем ЖЖ: «Вот сейчас начнете суперправославный хай по всему интернету, начиная со Сретенского монастыря». Чтобы отца Андрея ненароком не заподозрили в прозорливости, скажу, что на днях я поставил его в известность о том, что «Православие.Ru» обязательно возразит ему по этому вопросу.

То, что такая полемика неминуема, очевидно и самому отцу Андрею и его сторонникам в битве с мытарствами. Один из них на страницах того же ЖЖ даже взволнованно предупреждает отца диакона: «Хорошо, что начато обсуждение этой темы, но Вас при этом могут съесть живьем». На это хочется со всей ответственностью заявить: Дорогой отец Андрей! Тебя никто не собирается есть живьем. Тем более в дни Великого поста. Для «суперправославных», как ты трогательно и по-доброму назвал нас, это будет совсем уж недопустимо: живьем… православного диакона… постом…

А вот дальше не до шуток. Продолжая мысль отца Андрея, что в житии Василия Нового «не оставляется места для Божия суда», а «суд вершат бесы», тот же встревоженный автор, кажется даже с восторгом, подхватывает: «Множеству православных очень нравится идея, что их будут судить бесы, а не Христос».

Что это? Где Вы нашли это «множество»? Откуда это взято? И стоит ли так скверно думать о своих собратьях? Да разве можно найти хоть одного христианина, «суперправославный» ли он или просвещенный либерал, который бы хотел, чтобы его судили беспощадные человеконенавистники – демоны, а не Многомилостивый, Всемилостивый и Долготерпеливый Господь Иисус Христос?

Отец Андрей в своей статье напоминает нам, что «Отец весь суд передал Сыну». Но Тот же, Кто открыл нам это, обещал, обращаясь к ученикам: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28). А апостол Павел обращается уже ко всем верным: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6: 2). Как будет происходить эта великая тайна суда над образом и подобием Божиим – человеком? Через кого и как этот суд будет осуществляться? В другом послании апостол Павел говорит еще и об особом суде: когда люди, безвозвратно отдавшиеся страсти, получают «в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 27).

Конечно же, сомнение и даже неверие в существование испытаний для души по смерти – неверие не догматическое. Но все же следует прислушаться к словам преподобного Серафима: «А что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно». Есть и еще несколько, может, и грубоватое, но уж больно подходящее к сегодняшнему разговору высказывание святителя Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».

В заключение хотелось бы предложить, хотя я и не понимаю, насколько это возможно осуществить, не выносить подобного рода неоднозначные и соблазнительные для многих дискуссии сразу на столь широкое обсуждение.

Ниже мы публикуем некоторые выдержки из святых отцов и из богослужебных текстов Церкви на обсуждаемую тему.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

27 марта 19:47, Ивановские:

// "...Мой друг отец Андрей Кураев"//

Интересные у Вас друзья, Ваше Высокопреподобие! Они нам - в душу плюнули. По Вашей реакции видно, как далеки Вы от православного народа. ШутИте и дальше...

А мы, православные, клирикам, потерявшим стыд, кощунствовать больше не дадим. Хватит! Дошутились уже - до папы Римского, всечестные архимандриты.


28 марта 07:49, Анна:

В эфире радио "Пурга", которое вещает по всей Чукотке, стали регулярно выступать студенты Хабаровской духовной семинарии, прибывшие вместе с архиепископом Марком, с беседами, направленными на дискредитацию Преосвященнейшего владыки Диомида.

Особенно смутила православных передача, посвященная Великому Посту. Суть ее в том, что телесный пост во Святую Четыредесятницу, оказывается, совершенно не обязателен.

Василий Жуков, хабаровский семинарист, выступая на радио, сказал, что "на Чукотке нехватка витаминов и вообще, можно не поститься, а кто хочет, пусть попостится первую седмичку и последнюю, ну еще на крестопоклонной неделе."

Этому сейчас учат в духовных школах.

Вспоминается высказывание аввы юных миссионеров, Хабаровского архиепископа Марка: "Курение не грех, главное, чтобы не было привязанности к нему." Каков учитель, таковы и ученики. Прибывшие с Марком граждане в подрясниках, курят на крылечке храма, очевидно не считая это грехом.

Даже анадырские миллиционеры поражены матерной руганью, извергаемой хабаровскими семинаристами. Хотя нашу милицию - трудно чем-то удивить.

"За миссионерские труды на Чукотской земле" студентам Хабаровской духовной семинарии, проходящим послушание в Анадырской епархии, были вручены Патриаршии награды.


30 марта 00:12, Феофил:

<<"И вот наш замечательный (безо всякой иронии) миссионер и, смею сказать, мой друг...">>

Простите Ваше Высокопреподобие, но Ваши слова вызывают соблазн. Опять: "наш замечательный миссионер". Для кого - "замечательный"? Чей - "наш"?

Разве Вы не понимаете, что кошунственная деятельность "замечательных миссионеров", привела в последние месяцы, как во времена обновленческих гонений, уже настоящиему "исходу" глубоко верующих людей. Они не являются "гноем", как считает Кураев. И они не уходят, а, скорее, возвращаются в Церковь. В Церковь, где Апостольски Правила - не положены на полку. В Церковь, которая живет по установлениям, утвержденным ДО цареборческого бунта 2 марта 1917 года.

"Православная общественность" по отношению к богохульству Кураева - совершенно толерантна.

Но Православие - удел нетолерантных людей. Поэтому, верующие и покидают сейчас теплые, отделанные под "евро" чертоги, наполненные толерантными весельчаками в рясах, и идут за добрыми пастырями, дабы помолиться в Пост в сообществе верных, где никогда не услышишь непристойных шуток, смеем сказать - Вашего друга, "выдающегося миссионера" Кураева.


30 марта 01:10, Letnik:

Даже интересно, что еще нужно сделать дьякону Кураеву, чтобы наши лучшие пастыри перестали гордится дружбой с ним и искать ее?

Но, по большому счету, дело не в Кураеве. Он - Новодворская либерального крыла Церкви. Как та проговаривает вслух и до конца все потаенные либеральные смыслы, обнажая их людоедскую сущность и смущая , так сказать, соратников по борьбе, так и дьякон. То,в чем наши церковные либералы, может, сами себе не признаются, он говорит с фрейдовским непониманием нашего возмущения - "невротики" в лучшем случае. А вообше - "неофиты" (с его-то биографией!), вносящие суеверия и язычество в "подлинное христианство", которое он готов защитить даже от пророков, лезших не в свое дело.

Но есть и разница между двумя персонажами. Новодворскую хорошо читать, так как не всегда догадаещься, что , н-р, демократия - это власть людей, назвавших себя демократами (без шуток). Но она не оказывает реального влияния на политику. Дьякон оказыает. И во многом по причине дифирамбов, которые ему поют (почему-то) настоящие духовники, как, н-р, автор статьи. Стоит рассеять этот гипноз "таланта" и "яркого ума" и его влияние уменьшится в несколько раз. Но они не спешат это делать, а время, кажется убыстряет свой ход каждый день.


30 марта 20:11, Пименов:

Архимандриту Тихону.

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец-архимандрит Тихон!

Не кажется ли Вам, что в идейном споре с последователями владыки Диомида, "замечательный миссионер" о.Андрей Кураев, заметно проигрывает? Его неуклюжие, (а иногда - и дикие,) выходки, заметно дискредитировали церковное руководство, убедив, тем самым, сторонников епископа Диомида в правильности избранного пути.

Тем более, что диомидовцы - отнюдь не "мрачные, пещерные", а достаточно молодые и коммуникабельные люди, стремительно набирающие силу.

Духовная жизнь - есть неустанная борьба. Не кажется ли Вам, что тот духовный и интеллектуальный уровень, которым обладает отец Андрей, и миссионеры, ему подражающие, не соответствуют уровню их оппонентов?


1 апреля 05:48, ПЕРЕСВЕТ:

ОБРАЩЕНИЕ

Братья и сестры! Православные!

Более тысячи лет наш народ исповедует Православную Веру. Большая часть населения стран составлявших Великую Российскую Империю - крещены в Святом Православии. И пусть не все наши люди воцерквовлены - Вера Православная является для нас непоколебимым духовным основанием.

Поэтому, особенно больно - слышать оскорбление Веры, которую мы впитали с молоком матери. Основы которой узнали от своих духовных отцов. Веру, которую кровью исповедали наши прадеды - Новомученики Российские.

Тяжко в Православной стране слышать богохульство. Тяжко - и не возможно. Мы не в силах больше молчать! Молчанием предается Бог.

На протяжении многих лет профессор МДА Андрей Кураев - хулит Веру Православную. Оскорбляет то, что для нас свято. Нелегко даже перечислить то, что глаголет Кураев письменно и устно. Здесь и отрицание единства Святой Троицы. И кощунственные высказывания о Пророке и Предтече Господне Иоанне. Оскорбления святителя Иоанна Златоустого и праведного Иоанна Кронштадского. Отрицание мытарств блаженной Феодоры. Отрицание чудесного снисхождения Благодатного огня. Высказывания о том, что Церковнославянский язык - искусственный, как эсперанто. Высказывания о возможности супружеской жизни в Пост, которые целомудренным людям неудобно и произносить. И многое другое.

Будучи в скромном сане диакона, отец Андрей неоднократно допускал высказывания, оскорбляющие достоинство правящих архиереев.

Все это заставляет нас вступиться за Веру Святоотеческую, Веру Православную.

Мы вынуждены поставить вопроос о предании диакона Андрея Кураева Церковному Суду.

Мы просим владыку-ректора МДА Высокопреосвященнейшего Евгения (Решетникова) принять решение о невозможности дальнейшего нахождения Кураева, в святых для нас, стенах Московских Духовных Школ.

Высказывания Кураева расходятся большими тиражами по всей стране. Он совершает многочисленные "миссионерские" поездки. Тем самым, возрастает общественная опасность его правонарушений. Гражданин Кураев на протяжении многих лет последовательно и целенаправлено оскорбляет религиозные чувства граждан Российской Федерации. Граждан других стран бывшего СССР. Мы подаем "Исковые заявления" о причинении нам тяжкого морального вреда - оскорблении чувств верующих.

Богохульники должны знать: никто и никогда на Руси не сможет безнаказанно оскорблять нашу веру!

"Русь Святая, храни Веру Православную! В ней же тебе - утверждение."

Православные жители Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Московской областей.


1 апреля 14:30, Латышева:

Ерофеев, Кураев... Кто следующий?

Русофоб Ерофеев и богохульник Кураев - явления одного порядка. И корни у этого явления - заокеанские. Я присоединяюсь к "Исковым заявлениям" и против Кураева и против Ерофеева. Гореть будет Русская земля под ногами "агентов влияния".

Латышева Александра Борисовна.


1 апреля 19:19, Александр Орлов:

Кураев, это то же, что и Самодуров из "Сахаровского центра". (Выставка: "Осторожно - религия!") И там - никакого искусства. Одна уголовщина. И тут - никакого богословия. Одно хулиганство. Оскорбление чувств верующих.

Привлекать, привлекать и привлекать... И не только - привлекать. Если бы тогда алтарники самодуровскую выставку не прекратили - дегенераты до сих пор бы на нее любовались.


3 апреля 15:15, Посетитель сайта:

Тихону,другу Кураева

Кураевы и Гундяевы для православного много хуже чем Путины и Чубайсы! Супердьякон достоин участи апологетов ереси жидовствующих!!!


3 апреля 20:47, Филиппъ:

О "Кураевщине"

Деятельность Кураева издевательство над Церковью,он давно уже превратился в "аншлаговского" ерника и пакостника, только предмет издевок Святыни и вероучение и возникает резонный вопрос, доколе? Топил его книжонками печку на даче все лето,хорошо горят!


7 апреля 13:23, Тит:

1. Господь попускает Кураева "по грехам нашим"

2. Господь скоро поразит богохульника молнией

3. В аду уже много таких "богословов"



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019