14 декабря 2019
Слева направо
Справа

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Артем Лангенбург
26 декабря 2013 г.
версия для печати

Игумен Ростислав: "Деятельность Христа — это чистой воды акционизм"

Настоятель Свято-Успенского подворья Оптиной Пустыни уходит из церкви, потому что нарушил обет безбрачия и больше не в силах терпеть идеологические разногласия с РПЦ. Скандал дошел до самого Патриарха всея Руси, который посоветовал экс-монаху «бояться Бога». Взявший свое мирское имя, Ярослав Якубовский сейчас живет с супругой в Петербурге и называет знания, полученные в РПЦ — недостоверными

Расскажите о причинах своего ухода из церкви?

В конце октября я женился, зарегистрировал светский брак: моя жена верующая христианка, мы познакомились несколько лет назад, она даже два года была послушницей в монастыре, но в итоге решила, что это не ее путь. Мы собираемся жить как положено христианам, но в мирском ключе: как быть с обрядом венчания, в моей особенной ситуации не очень ясно. Монахам по канону жениться запрещено, это один из способов держать церковных служащих в узде, но в наши дни, насколько я знаю, где-то и как-то эти ситуации решаются: женившийся монах переводится куда-нибудь священником, просто несколько меняется статус. Мне это совершенно не подходит. Кроме того, из Оптиной Пустыни в последние годы ушли двое вторых лиц монастыря, но их уход не был связан с внутренними расхождениями с церковью, как это произошло у меня. Как бы то ни было, мы с женой будем жить в христианском союзе.

Вы отправили открытое письмо Патриарху, в котором объясняете причины вашего ухода и резко критикуете внутреннюю ситуацию в русской православной церкви. Последовал ли ответ?

Да, ответ я получил. Но там нет ничего, кроме общих слов и наставления бояться Бога. Дело в том, что причина моего ухода лежит и в личной, и в идеологической плоскости. Вы долго шли к такому непростому решению?

В последнее время во мне произошел мировоззренческий сдвиг, наверное, так можно сказать. Дело в том, что знания, полученные в церковной, монашеской жизни, — недостоверны. Что касается религии как организованного культа, — это не то, что должно было получиться из христианского учения. Думаю, Христос этого точно бы не хотел. А люди в церкви, в большинстве своем, жаждут какого-то «Сверхначальника», который за них будет решать и думать, боятся и избегают ответственности.

Если обратиться к прошлому: как и когда вы пришли в церковь?

Это случилось в конце 80-х, в перестройку. До этого я хотел поступать в художественный вуз, писал картины, общался с «Новыми художниками» (с Владимиром Овчинниковым и Олегом Котельниковым, например, дружу до сих пор). В церковь меня привел внутренний религиозный поиск. Тогда церковь противостояла советскому коммунизму, это было классно и здорово, монахи напоминали хиппи, только еще и правильных. На Свято-Успенском подворье Оптиной Пустыни я оказался в 1992-м, а через четыре года стал настоятелем. Сейчас, после того как ушел, больше всего жалею, что успел доделать современную настенную роспись: это цельный концепт, которым я хотел обновить представление о монастырском интерьере и вообще о богословском значении церковной живописи. Не уверен, что дадут закончить.

В сегодняшнем мире христианин может быть таковым, при этом не пребывая в церкви?

Церкви как сообществу верующих сегодня необходима горизонтальная структура, сетевое устройство. Каждый христианин в состоянии поступать так, как и подобает христианину. А существующая церковь, как иерархический институт, предназначена дли того, чтобы держать своих адептов в узде, под контролем. Можно сравнить с тем, что происходит в западных странах. У нас часто приходится слышать стоны по поводу того, что в Европе будто бы храмы и монастыри стоят пустыми, но это ни на чем не основанный испуг: там стало меньше обрядовости, но христиане никуда не делись. Просто христианские ценности – доброта, гуманизм — впитались повседневностью, стали частью жизни семьи, общения между людьми. То есть эти ценности, по большому счету, не нуждаются в посредничестве культа и обряда. Ведь Евангелие, по большому счету, — это в том числе и история о том, как один человек провоцировал служителей культа, выявлял их недостатки с их же помощью: например, исцелил больного человека, лежавшего в страданиях тридцать лет — сделал это в субботу, когда делать ничего нельзя, вызвав тем самым ханжеский гнев иудейских старейшин. Как сказали бы сейчас, деятельность Христа, — это чистой воды акционизм.

Какой недостаток выявился бы сегодня?

Вообще, беда нашей православной церкви в отсутствии здоровой конкуренции. Но ведь если бы у нее появились здоровые конкуренты, то ее положение оказалось бы еще более жалким: именно в силу ее отсталости, неспособности привлечь к себе, нечестности. При том ведь внутри церкви применяются совершенно сектантские приемы: во-первых, мистифицируют, затемняют сердцевину, суть учения, во-вторых – внушают пастве, что вокруг все страшно и ужасно, только с нами, мол, ты можешь спастись. Тем самым лгут на Бога, который, вопреки этому, не является жестоким и злопамятным чудовищем, способным уничтожить человека за малейший культовый проступок.

Возможно ли реформировать такую церковь изнутри?

Думаю, это довольно бессмысленная задача. Нужно давать людям знания, и каждый сам решит, что ему близко, а что нет. Внутри церкви люди часто просто находят средства к существованию (священнику надо кормить себя и семью), и этой прямо финансовой зависимостью пользуется церковное начальство — впрочем, так делает любое начальство в любом учреждении. А в сетевой структуре дела обстоят иначе: апостол Павел, вспомним, сам шил палатки, не был никому обязан. Затем, вот раньше священник был источником знаний для пары тысяч неграмотных прихожан – в условиях, когда не было образования, свободной информации и так далее. Сегодня человек может получить любые знания, лишь правильно сформулировав запрос в строке браузера, так что отпала необходимость в священнике как учителе. К тому же мирское знание о человеке настолько развилось, что это не сопоставимо с представлениями внутри церкви. Я считаю, любой психиатр может принести больше пользы, чем сто батюшек. С другой стороны, использовать церковь для каких-то карательных целей тоже вряд ли будет возможно, потому что ее влияние на общество ничтожно: 3 процента населения – это максимум, который вмещают в себя храмы на Рождество и Пасху. Причем из этих 3 процентов много и здравомыслящих людей, некоторые из которых сегодня близки к тому, чтобы покинуть церковное сообщество. Но, думаю, что православная церковь может пережить это время, всегда будут те, кого она привлекает: любители старины, например, те, чью душу захватывает красота православных храмов.

Есть ли у вас уже планы на будущее? Чем вы будете заниматься в мирской жизни?

Что касается моих планов, пока они для меня четко не определены. Мне необходимо прийти в себя после всех последних событий и понять, чем лучше всего заняться в миру.


Прикреплённый файл:

 sobaka-logo.png, 3 Kb

Смотрите также в интернете:

www.sobaka.ru/city/city/19649#1


Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

26 декабря 19:58, Teoslav:

Первая ласточка

Оптина Пустынь (ОП) - квинтэссенция лживости возрожденного врагами Христа пгавославия. Власть превратила ОП в "шапито" - там обитают душевно и телесно убогие мужики в рясах. На них и их представления приезжают, кто поглазеть, кто побатрачить, такие же убогие в основном для оправдания своей духовной ущербности. Был раньше колхоз "Победа", теперь на его землях колхоз "ОП", производящий экологическую с/х продукцию для верхушки МП.


26 декабря 22:56, Посетитель сайта:

Смысл статьи...

Заголовок статьи странный - какой-же он игумен? Интервью берется у бывшего игумена... В этой статье нет ни одного слова извини, человек себя виновным не считает ни в чем - вот и вся его суть. Самолюбование и самооправдвние. Он обыкновенный трус христианин, который сдрейфил отстаивать свои взгляды, имея в свое время и власть и деньги и влияние. Интервью рассчитано на тех, кто не знает всей подноготной этой истории, не был прихожанином этого Подворья. Слава Богу, что на Подворье начилась нормальная спокойная церковная жизнь. Приходите и увидите все своими глазами. И спросите людей, что они по этому поводу думают. Многое станет ясным. Ушел... и ущел в мир. Работай, содержи семью, воспитывай детей и не давай совета другим как жить, если даже свою жизнь не смог нормально обустроить.


29 декабря 15:51, Посетитель сайта:

дело говорит мужик, все точно.


5 января 19:51, Пётр С.:

Серьёзная идеология-это не его призвание.

Бывший игумен Ростислав - талантливый человек, со светским, достаточно обыденным мировоззрением, ищущий своё место в жизни российского общества. Его отношения с РПЦ сложны и противоречивы о чём свидетельствует его приход в неё, не слишком глубоко обоснованный, как и уход из неё по причине идеологических расхождений, осознанных с большим запозданием. В РПЦ он оказался случайным человеком, временным попутчиком, обманувшийся в своих ожиданиях. Он надеялся, что противостояние Церкви советскому коммунизму, т.е. желание российского капитализма, со стороны многих священнослужителей, под эгидой "любящего" Россию Запада - это великое благо для православного народа. Но, когда познакомился поближе с итогами катастройки в обществе и в Церкви, то как порядочный человек, не смог с этим примириться. И здесь ничего нет нового: "пойдёшь направо, придёшь налево и наоборот"

В Церкви как и в обществе не всё просто и однозначно. Там где люди, там и проблемы и никогда не бывает идеального состояния или хотя бы близкого к идеальному. Всегда противоречия и борьба идеологий и поступков. Но несмотря на это РПЦ существует уже не одно столетие и благодаря своим подвижникам даёт верующим нравственные идеалы и стоит на их защите как исторический их первоисточник в Русской истории. Другого ведомства по моральным ценностям Русской цивилизации у нас нет. А случайных людей в любом учреждении всегда немало, они ослабляют и РПЦ особенно в условиях атак на неё агентов Запада.

Критика положения дел в РПЦ Ярославом Якубовскими в определённой части уместна и полезна, однако не стоит ею слишком увлекаться, тем более в СМИ. Уж слишком сложен предмет, да и недоброжелателей РПЦ и России многовато. В церковь люди ходят не за знаниями, а за нравственными императивами, которые сегодня даже в большем дефиците, чем в спокойные времена советского коммунизма. И далеко не каждый психиатр годен быть нравственным наставником своим пациентам. Зачем же так необдуманно заявлять на весь Интернет!В миру от Яростава Якубовского действительно может быть больше пользы, чем религиоведении или в проповедях. Серьёзная идеология-это не его призвание.


7 января 16:07, Посетитель сайта:

интервьюируемый, а в основном - автор 0 как-то не задумываются, что в обрывку фразы \"так что отпала необходимость в священнике как учителе\" можно просто опустить, или заменит словами \"супруг\" \"друг\" - и т.п. - такая мысль в голову не приходит?

А в целом статья оставляет ощущение плохо скрытого злорадства, а значит - малоценно и недостоверно.


9 января 18:34, Пётр С.:

Неубедительно и неполезно

Надеяться на то, чтобы все священнослужители разных религий(как впрочем и философы разных школ) жили в полном соответствии с собственными проповедями(учениями)-это утопия.Тех кто на это способен не больше одного на тысячу или ещё меньше. Однако это не мешало ни распространению религий, ни развитию философии, в том числе и религиозной которые в истории духовного развития человечества взаимно обогащали друг друга. Люди не боги. Русское Православие не могло бы существовать столетиями, если бы в нём не было потребности в народе, причём не только в самых непросвещённых его слоях. Несоответствие проповедников своим проповедям, безусловно, снижает их действенность, но не устраняет полностью их положительного влияния.

Безусловно, всем хочется иметь как можно больше идеальных проповедников и мыслителей, духовных светочей и провидцев, взращивающих и укрепляющих в человеке человеческое, но такого никогда не было и не будет даже в далёком будущем. Обосновывать этой невозможностью своё негативное отношение к РПЦ значит пребывать на детском духовно-мыслительном уровне. Совершенствование любой религиозной конфессии всегда ограниченно историческими обстоятельствами и никогда не может быть конечным. Да, критиковать недостатки устаревших формы и явления и практик в РПЦ никому не возбраняется. Но для этого нужно иметь и благожелание, и глубокомыслие, и здравый смысл, и признанный личный авторитет, и серьёзную аргументацию. Поверхностная же, до легкомыслия, "креативная" критика здесь только компрометирует любого оппонента РПЦ.

Конкурентов у РПЦ и сегодня предостаточно и не только среди других религиозных конфессий, но и среди многочисленных религиозных сект и откровенных оккультистов, спонсируемых и из-за рубежа,в условиях ожесточённой борьбы разных цивилизаций и особенно Запада против России. Светское образование-нравственное воспитание, несмотря на усилия психологов и психиатров пока сильно лишь образованием. В данной ситуации нравственное религиозное воспитание и Православная культура, на которой жиздется Русская цивилизация никак не вредны, хотя и эффективны не для всех.

Исходя их всего выше сказанного, преданные гласности через интервью мнения по религиозно-идеологическим вопросам экс-монаха, бывшего игумена Ростислава, в миру Ярослава Якубовского, воспринимаютя как неубедительные и неполезные, сеющие сумятицу в головах не только либеральных всезнаек-скептиков, но и в головах духовно недозревших читателей этого интервью, к счастью не столь многочисленных.


14 января 11:36, Teoslav:

гниль духовная

смакующие свою протухшую духовность богомолы (типа Петра С.) как и раскольники типа игумена Ростислава одинаково полезны для вразумления людей. Их поступки и слова способствуют избавлению общества от монополии торгашей "нравственных императивов"


14 января 15:45, Пётр С.:

Внимание! Защитник Православия?

Ярые, якобы, защитники Христа и истинного Православия типа Teoslava, стыдящиеся, на западный манер, русского алфавита в своём имени, не жалеют для критики недостатков современного российского Православия чёрных красок, стремясь как можно быстрее с мутной водой выплеснуть и само Православие в России. Для этой вожделенной для них цели, они, не щадя ничего традиционного русского в России, как современные дантесы, ратуют за конкуренцию Православию, т.е. за тот же пресловутый западный плюрализм, где все равны и чёт и Бог, где можно под радужным знаменем содомии спрятать и хвост, и копыта, и рога и быть похожими на овец, блеющих осану Христу. Как их опознать если дел их нам неизвестно? Тогда и по словам, и по призывам, и по количеству чёрной краски в оценках, и по краткости, но не от таланта, а наоборот(вербальный синдром Эллочки-дюдоедки)- из-за неспособности излагать мысли развёрнуто и аргументировано, без нелестных эпитетов, открытой ненависти к православным верующим.


17 января 21:01, Teoslav:

Саморазоблачение

Смолчал бы Петя С., за умного сошел бы. Куда там - все симптомы пгм заголил в галиматье своей.


21 января 05:13, Посетитель сайта:

Ничего удивительного. Бывший игумен не первопроходец среди тех устремился, дерзнул - и облажался. Людям страстным творческим - присуща потребность в тонких душеных переживаниях, это нечто наркотическое. Что без смирения и трезвомыслия, без умной молитвы и глубокой внутренней борьбы - приводит тупо к душевному сластолюбию, а затем все точно по Фрейду со всеми физиологическими примочками - как "высшей" мере слияния душевных и физических возможностей. Залюбовался собой игумен в монастырских стенах, тут и тетка подвернулась, да интернет окончательно моск вынес. Самооправдание сложилось само собой - все вокруг темные кретины, а я королева). Желающий уйти из монастыря - всегда найдет либо предлог, либо "одних педерастов вокруг", либо "мир спасать надо", либо просто от прелести духовной крыша сползет. Ничего нового.


21 января 05:40, Пётр С.:

Славик, если бы ты 14 января 11:35 не "промычал" в отношении меня, то сошёл бы за умного и я бы промолчал 14 января 15:45 в отношении тебя. Отсюда для тебя урок-1: следуй своим советам прежде всего сам и не уподобляйся известной унтер офицерской вдове из "Ревизора" Н.В. Гоголя, которая сама себя высекла.

Урок-2: не переходи на личности, если нечего возразить по существу.

Урок-3: не тужься быть Юпитером, не избавившись от мычания быка.

Урок-4: если уверен, что уже вырос из "памперсов", не мочись против "ветра".

Урок-5: если уж ты, как тебе кажется, "узрел" саморазоблачение оппонента, то хотя бы потрудись в этом убедить других, чтобы не выглядеть смешным, уподобляясь "вору на котором шапка горит".

А теперь выйди из "песочницы", чтобы поговорить по существу спора. Ты же знаешь, что не бывает монополии без конкуренции, как и наоборот, и без твоих с игуменом Ростиславом пожеланий конкурентов у РПЦ предостаточно. И там, и там торгуют тем, что продаётся, но если в РПЦ- это побочный продукт несовершенства людей и общества и если имеет место продажа, то не всегда и не всего, а у конкурентов-это, как правило, основное занятие (вспомни продажу пресловутой индульгенции у католиков). Ты же знаешь, что пустоты ни в материальной, ни в духовной сфере не бывает. Одна монополия(как и религия, идеология и свобода) сразу же заменяется другой и чаще худшей, если не соблюдается принцип развития, т.е. сохранения, удержания всего лучшего от ушедшего, что мы сегодня и наблюдаем. Кто не способен увидеть рациональное, полезное зерно в критикуемом предмете, тот уподобляется дальтонику, но не физически, а умственно, т.е. "инвалиду на голову". Это распространённая "болезнь" всех добросовестно заблуждающихся и известный приём специалистов по управляемому хаосу, которые мечтают сокрушить Россию через дискредитацию и РПЦ, и Русского Православия в целом. Если ты не хочешь, чтобы тебя принимали за "засланного казачка" на православном сайте, так уж постарайся следить за аргументами и выражениями.

Кстати, всё сказанное не относится к ясной позиции заблудившегося в своих религиозных исканиях Ярослава Якубовского и тем более к протодиакону Андрею Кураеву, который является серьёзным и талантливым оппонентом интеллектуалам из РПЦ. Но это уже совсем другой разговор.


21 января 15:24, Посетитель сайта:

Петр С

Вы пытаетесь что внушить троллю. Это обычный злобный еврейчик, выходец из СССР, живущий в сша. Судя по анальному слогу, он представитель лгбт, посему, вместо мозгов ему давно протолкнули дерьмо. Кроме желчи и порносайтов у этого неудачника ничего нет. Не связывайтесь, он собой закидает)


21 января 21:21, Teoslav:

Петя-поповский

Так и попы словоблудят попусту:

языком молоть - не дрова колоть.

Гниль духовная рыбки тулово всё испортила.

Скоро пузом кверху всплывет рыбка порченая.


22 января 14:28, Пётр С.:

Посетителю сайта 21 января 15:24

Вы, наверное, недалеки от истины. Я уже на данном сайте встречаю второго такого экземпляра. Первый вроде бы писал из Австралии. Тот был речист, у него была зоологическая ненависть ко всему советскому без разбора, а этот краток, у него ненависть к Русскому Православию и особенно к РПЦ. Но хрен редьки не слаще. Оба не пробиваемые и скорее не столько умственно, сколько нравственно-психологически.

Обратите внимание на белый "стих" Teoslava. По качеству мысли -слог студента из "кулинарного техникума", по душевному настрою будто сектант-иеговист, вещающий о скором пришествии Мессии. В прозе он выглядит умнее. Но Бог ему судья. "Собака лает, караван идёт". Правильно сказано: "Не мечите бисер перед свиньями". Отвечать на такое-себя не уважать.

А Вам спасибо за внимание к комментариям и комментаторам.


22 января 19:26, Teoslav:

Бяда России

"Законопроект подготовлен в целях нейтрализации угроз национальной безопасности, связанных с деструктивной деятельностью религиозных организаций на территории России", - в основе любой деструкции лежит разрушение внутрисистемых связей, формируемых образованием. Рудиментарная РПЦ всячески способствует разрушению этих связей вдавливанием средневекового мракобесия во все щели общественного сознания. Примером продукта этой деструкции - бессвязная речь туповатых петюнек и им поддакивающих "посетителей".


22 января 21:18, Посетитель сайта:

Петр С

Еще важный момент. Если вы и общаетесь с подобными персонажами - не пишите перед своим ответом их ник, посему как оплата тролля зависит на прямую от прямого ответа на его имя. Удачи


7 февраля 15:52, Юрий Кузнецов:

Перфоманс Иисуса Христа

Да, акционизм, перфоманс - http://www.diletant.ru/blogs/1646/5610/



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019