Юрий Баженов
24 апреля 2007 г.
статья на сайте

Край далекий, край родной

Проблема нового административно-территориального деления России назрела уже давно. В принципе, она стояла, со времен распада СССР, грозя перенести этот процесс и на Россию. Принято считать одной из основных причина распада союзного государства некоей бомбой замедленного действия, которая была заложена уже в Конституции СССР, право республик на самоопределение вплоть до отделения. И хотя субъекты более низкого порядка такого права не имели даже декларативно, было очевидно, что сепаратистские тенденции на уровне республик Союза не остановятся. К чему это привело – известно

И только лишь ценой невероятных усилий и многочисленных жертв целостность государства была сохранена. Однако это совсем не означает, что тенденции распада сами по себе сошли на нет. Наоборот, к политическим причинам центробежных тенденций добавились экономические – неравенство субъектов РФ, когда, например, уровень жизни, в различных регионах может различаться в разы, а такие термины как «регион-донор» и «депрессивный регион» вошли в официальный экономический словарь. Вообще же, неравенство регионов заложено в Конституции России (ст. 66), где как известно, выделяется шесть видов субъектов Федерации, причем республики имеют более высокий статус по сравнению с краями и областями и имеют право на свою Конституцию, т.е. по сути являются государствами в составе РФ, в то время как края, области и автономные округа имеют право лишь на устав. Да и среди республик, которые, в общем-то, равны, как известно, выделяются те, кто «равнее» других.

Именно поэтому в последнее время так популярна стала тема нового административного деления. И, как говорил в свое время очень известный политический деятель, «процесс пошел». Формально начался он 1 декабря 2005 года, когда согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа образовался новый субъект – Пермский край. Референдум об объединении двух субъектов в один прошел еще раньше, и количество российских регионов сократилось, таким образом, на один. Затем подобный референдум прошел в Красноярском крае, в результате чего, согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ, в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образовался новый регион — Красноярский край.

Эксперимент был признан успешным, и еще в целом ряде субъектов были инициированы подобные референдумы. Так что в скором времени, в дополнение уже существующим семи регионам имеющим такой статус, появятся Камчатский, Забайкальский и Иркутский края. Официально считается, что процесс укрупнения вызван чисто экономическими причинами. Объединение – способ избавиться от т.н. депрессивных регионов, которые присоединяются к более успешным соседям. (А какие у нас регионы, кроме сырьевых и столичных не депрессивные? Но это уже другой вопрос!) «За кадром» же явно просматривается другая задача – избавиться или, по крайней мере, сократить регионы, имеющие статус национальных округов, а в идеале и республик, как имеющих некий, пусть и скрытый сепаратистский потенциал. Так это или нет, но стоит отметить, что в последнее время, пусть хотя бы только на уровне политических маргиналов, но слышны призывы к сепаратизму регионов, не имеющих т.н. титульной нации. В первую очередь это касается Сибири и Дальнего Востока, но встречаются и совсем уж экзотические «проекты» типа Новгородской республики.

Что касается регионального сепаратизма, то мнение автора о нем приводится в фельетоне «Крокодил Миша и политическая провокация» и возвращаться к этой теме особого смысла нет. Проблемой любого регионального сепаратизма должны заниматься не журналисты или политологи, а правоохранительные органы. Что же касается, нового административного деления России, то тема эта явно назрела и актуальность ее будет только нарастать. В настоящей статье на суд читателей Правой.ру выносится один из возможных проектов административно-территориального деления России. Понятно, что тема сложная и дискуссионная, кроме того, оптимальность того или иного проекта должна быть достаточно обоснована и не должна сводиться к механической перекройке политической карты.

В основу проекта административно-территориального деления должно быть положено несколько основных принципов. И первый из них должен сводится к тому, что все субъекты Федерации должны иметь одинаковый правовой статус. Такими были губернии Российской Империи, таковыми являются, например земли в Германии, штаты в США, кантоны в Швейцарии, департаменты во Франции, графства в Великобритании, воеводства в Польше, медье в Венгрии, префектуры в Японии, провинции в Испании и т.п. Кроме того, названия регионов – термин чисто географический, сложившийся исторически и не должен нести в себе какую-либо этническую нагрузку. Всего оптимальным представляется деление России на 35 – 50 регионов ( в настоящее время, согласно ст. 65 Конституции РФ их насчитывается 86). В основу административного деления должны быть положены как политические, так и экономические предпосылки. Т.е. не имеет смысла, например, перекраивать границы уже существующих регионов (за исключением особо оговариваемых случаев, согласно п. 3 ст. 67 Конституции). Новые субъекты могут быть образованы как путем объединения уже существующих, так и на базе последних (без изменения границ). В случае объединения административным центром нового региона может быть как один из центров объединяемых регионов, так и другой город, если он более подходит для исполнения столичных функций. Также в порядки исключения, некоторые регионы могут иметь особый статус (например, города федерального подчинения), но не более высокий, а просто отличающийся по каким-либо характеристикам, которые должны быть прописаны в соответствующем разделе Конституции РФ. Кстати, и все предполагаемые изменения уже прописаны в гл. 3 действующей Конституции России, так что, менять ее не придется.

Кроме того, разделение территории России на 7 Федеральных округов предлагается оставить без изменений. Т.е. административные границы новых вероятных субъектов Федерации должны совпадать с границами округов там, где это необходимо.

Целесообразным представляется в Российской Федерации иметь только один вид субъектов – край. Конечно, можно было вернуться к губернскому делению, но все же оно не соответствует времени. То, что было хорошо для века XIX, в веке XXI может приобрести отрицательный смысл. Край же, тоже административно-территориальная единица, традиционная для России и существующая поныне.

Итак, «край — государственное образование в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Исторически в России краем назывались периферийные территории государства. В XVII в. такое название закрепилось за Украиной. Официально же существовали только два края — Кавказский (1882 — 1905) и Туркестанский (1855-1917), объединявшие несколько губерний или областей. В период советской административной реформы наряду с областями создавались края, которые отличались от областей тем, что имели в своем составе автономные области и даже автономные республики (с согласия последних). Всего было создано 14 краев, большинство из которых по мере преобразования автономных областей в автономные республики получали статус областей. К началу 90-х гг. в РСФСР оставалось 6 краев (в 1991 — 1992 гг. все автономии вышли из состава краев). По действующей Конституции РФ в состав РФ входят 7 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский. Свои названия современные края сохранили по традиции». ( Энциклопедический словарь «Конституционное право России» ). [1]

Рассмотрим теперь вероятную политическую карту России, какой она может стать в недалеком будущем. При этом стоит придерживаться уже существующего деления России на экономические районы, которых, как известно, насчитывается 11 плюс Калининградская область – осколок бывшего Прибалтийского экономического района.

По традиции, такое рассмотрение начинается с Северо-запада. Не будем отступать от нее и мы в данном случае. В Северо-Западный экономический район входят вольный город Санкт-Петербург (в современной трактовке – город федерального подчинения), а также Ленинградская, Псковская и Новгородская области. Логичным представляется объединить все эти субъекты Федерации в один, Северо-Западный край с центром в Санкт-Петербурге. Другое дело, что по экономическому потенциалу, Санкт-Петербург не только сопоставим с тремя остальными регионами, но по некоторым показателям даже превосходит их. В этом случае, тогда возможно сохранить за ним статус вольного города. Подобные вопросы должны решаться на референдуме, после соответствующей подготовительной работы. Однако, если статус Петербурга не изменится, то где быть административному центру края? Новгород явно отпадает, хотя бы потому, что находится в стороне от основных транспортных коммуникаций. Псков тем более. Очевидно, что таким центром должен быть один из небольших городов, находящийся недалеко от Санкт-Петербурга и на пересечении основных транспортных коммуникаций. И такой город есть в Ленинградской области. Это Волхов на одноименной реке. Кстати, совсем недалеко находится самая древняя столица России – Старая Ладога…

Вообще, во многих странах мира самые крупные и промышленно развитые города не являются административными центрами регионов. Характерный пример: где находится Нью-Йорк известно всем. А вот что столицей одноименного штата является сравнительно небольшой город Олбани, известно не так широко. Говоря же о гипотетическом Северо-Западном крае России нельзя не упомянуть и о проблеме Калининградской области. Вероятно, она тоже должна будет войти в состав нового региона.

При рассмотрении гипотетических субъектов, входящих в Северный экономический район сразу же вспоминается Северный край, который существовал здесь в 1929 – 1936 годах и включал территории современных Архангельской и Вологодской областей. Может быть, пришло время его восстановить? Кроме того, до 1992 года в состав Архангельской области входил регион № 83 – Ненецкий автономный округ. Вероятно в скором времени будет инициирован референдум по обратному вхождению округа в состав области, либо по образованию на основе объединения двух регионов некого Поморского края. На мой взгляд, логичнее было бы объединить НАО с Республикой Коми в какой-нибудь Печорский (вариант Тимано-Печорский) край. В свое время, в конце 30-хх гг. эти регионы и были образованы по принципу того, что кочевникам-оленеводам ненцам, отдали участки тундры на побережье Баренцева моря, а коми-зырянам, издревле обитавшим в таежных областях европейского Севера, обширные районы, лежащие южнее. А уж если быть совсем точным, то провести границу между новыми регионами надо бы примерно по Тиманскому кряжу (р. Пеша), относя, таким образом, п-ов Канин к Северному краю с административным центром в Архангельске, а Большеземельскую и Малоземельские тундры, соответственно к Печерскому краю. Это связано с проектами по освоению Тимано-Печорского НГБ, которые включают строительство трубопровода Харьяга – Индига, а главное ЖД ветки Ивдель – Печора – Индига и строительство в перспективе в устье этой реки полноценного морского порта, который дополнил бы существующие Мурманск и Архангельск и в результате чего Баренцево море могло бы превратиться в некий северный аналог Персидского залива (В. Глушков. Северный морской путь в системе железных дорог России// Полярная магистраль, М.: ВЕЧЕ, 2007, с. 21 – 86).

Что же касается западной части Северного района, то здесь, казалось бы, целесообразнее оставить все как есть и организовать, например Мурманский и Карельский края на базе уже существующих регионов соответственно. Но! К Карелии в последнее время приковано повышенное внимание в связи с известными трагическими событиями. И тут начинают выясняться интересные подробности. Например, по многим экономическим показателям республика существенно отстает от соседних Ленинградской и Мурманской областей. Отсюда казалось бы странные и экстравагантные предложения о переходе Олонецкого района в состав первой, а наиболее депрессивного Лоуховского в состав второй соответственно. Вряд ли это решит проблему радикально, но все же среди основных предпосылок нового гипотетического районирования должно быть отсутствие большого социально-экономического дисбаланса среди новых регионов. Вероятно тут еще могут возникнуть вопросы.

Центральный экономический район. Здесь, на 3% территории России проживает более 20% ее населения и крутится до 80% российских денег. Здесь находится главный регион России – ее столица, город федерального подчинения Москва. Кроме того, район включает еще 12 центральных областей. По территории они небольшие, но в свое время в СССР районирование производилось исходя из стоящих на учете в том или ином регионе коммунистов. Это чтобы все обкомы были более или менее одинаковыми. Некая логика в такой политике безусловно имеется. Именно поэтому представляется целесообразным, когда никаких обкомов нет и в помине, чтобы все новые регионы были более или менее одинаковыми в социально-экономическом плане.

Очевидно, что абсолютно во всех случаях этот принцип выдержать не удастся. Взять хотя бы ту же Москву. Существует Москва и существует остальная Россия. Увы, но именно политика подобных социально-экономических перекосов привела к тому, что призывы отделиться от «этой зажравшейся Москвы» раздаются все чаще, в т.ч. и от вполне русских регионов… Существует некий план объединения Москвы и области. По этому поводу «Коммерсантъ» в одном из последних номеров опубликовал шуточную схему московского метро, где линии доходили бы до всех районных центров области. Очевидно, что подобный план нецелесообразен, если исключить конечно тот случай, что Москва, как единый мегаполис разрастется до таких размеров, что достигнет самых отдаленных уголков области, что не реально, по крайней мере в обозримом будущем.

Столичный округ, как правило, является отдельной самостоятельной единицей административно-территориального деления. Это общемировая практика. И, конечно, такой мегаполис как Москва, не должен стать исключением. Другое дело, что границы данного территориального образования могут быть пересмотрены в сторону расширения. Чтобы не было таких несуразностей, как например муниципальное образование Зеленоград относится к Москве, а Химки или, например Мытищи (Красногорск, Люберцы, Долгопрудный, Балашиха, Одинцово, Королев, нужное подчеркнуть) относятся к области. То есть, столичный федеральный округ должен включать в себя и города-спутники. Что же касается Московской области, то существует, причем активно лобируется проект объединения ее с областью Тверской. Об этом написано много в том числе и на Правой. Ру., например в статье В. Карпца. «Недоделили?». В этой статье автор справедливо подвергает критике проект со всех точек зрения, забывая, на мой взгляд, лишь одну. А именно: несуразность данного «проекта» бросается в глаза, достаточно лишь посмотреть на карту Центрального экономического района. Зато новые регионы там выделить можно.

Это, во-первых, Верхневолжский край (Тверская, Ивановская, Костромская, Ярославская области, адм. центр, г. Ярославль) и, собственно Московия (Московский край), в состав которого бы входили Московская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская (а возможно также, Брянская и Орловская) области. На роль центра такого объединения идеально подошла бы Тула, хотя возможны и другие варианты, исходя из критериев целесообразности, приведенных выше.

В другом варианте Брянская и Орловская области могли бы войти в состав одного из двух новых регионов Центрально-Черноземного экономического района, который включал бы также Белгородскую и Курскую области (административный центр г. Курск), а другой бы включал Воронежскую, Липецкую и Тамбовскую области (административный центр г. Воронеж).

Волго-Вятский и Поволжский экономические районы. Вот тут-то, при продолжении предложенной схемы административного районирования придется вступить в область неполиткорректного. Дело в том, что здесь находятся 6 национальных республик и эта область, по понятным причинам, является наиболее проблематичной после Северного Кавказа. Все-таки, в двух словах скажем и о том, чего совсем замалчивать ну никак нельзя. Из-за соображений политкорректности ограничимся номерами регионов в том порядке, как они указаны в реестре Федеральной Налоговой службы. Итак, Нижегородский край, 52 + 13 регионы, центр г. Нижний Новгород; Вятский край (43 + 18), столица – г. Вятка, непонятно почему до сих пор носящий название Киров; Средневолжский край (16 + 12 + 21), г. Казань; Нижневолжский край (63 + 64 + 58 + 73), г. Саратов; наконец, Прикаспийский край, входящий в состав Южного федерального округа и включающий в себя 8, 30 и 34-й регионы с центром в г. Волгоград (Царицын).

Так же кратко можно обрисовать и Северо-Кавказский экономический район. С Краснодарским и Ставропольским краями все ясно. Также можно только приветствовать грядущий проект по объединению Ставропольского края и Адыгеи. Ну а еще здесь можно, наверное, выделить Донской край на территории Ростовской области (центр -- Ростов-на-Дону). А вот все национальные республики Северного Кавказа следовало бы объединить в некий Горский (Кавказский) край с центром в г. Владикавказ. Не даром говорят, что новое – просто очень хорошо забытое старое.

Уральский экономический район. На его территории выделяются четыре региона. Пермский край уже существует. Свердловская область преобразуется в Уральский (Средне-Уральский) край. За одно решается и проблема столь одиозного названия. Кроме того, организуются еще Приуральский Степной (Башкирия + Оренбургская обл.), с центром в г. Уфа и Южно-Уральский (Челябинская + Курганская обл.) края, центр – г. Челябинск.

В Западно-Сибирский экономический район входят три региона: Тюменский край (Тюменская обл., Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО); Южно-Сибирский край (Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская области, центр – г. Новосибирск) и Алтайский край, который образуется путем слияния двух регионов носящих название Алтай. Центр его остается в г. Барнаул.

В Восточно-Сибирский экономический район будут входить Красноярский край в том виде, в котором он уже существует; Иркутский край, который скоро появится путем слияния Иркутской области и Усть-Ордынского АО; Верхне-Енисейский край, который включал бы республики Хакасия и Тува. Логично было бы передать в состав новообразованного региона Саяно-Шушенскую ГЭС с участком, примыкающим к одноименному водохранилищу в качестве центра экономической жизни края. Но это вопрос не территориальный, а сугубо экономический (кто ж отдаст столь лакомый кусок!), поэтому в данном очерке выносится за скобки.

Также здесь скоро появиться Забайкальский край, который возникнет путем слияния Читинской области и Агинского Бурятского АО. По нашей логике, в состав края должна бы входить и вся Бурятия…

Наконец мы добрались до рассмотрения последнего, но зато самого большого, Дальневосточного экономического района России . Здесь уже существуют два субъекта федерации имеющих статус края – Хабаровский и Приморский, а скоро появится еще один – Камчатский путем слияния Камчатской области и Корякского АО. Целесообразным представляется выделить еще Якутский край, который включал бы территорию нынешней одноименной республики, Сахалинский (Сахалин-Курильский) край, название которого говорит само за себя, Северо-Восточный (Магаданский) край, который создается путем объединения Магаданской области и Чукотки, как впрочем и было до 1991 г., а также Приамурский край, который включал бы Амурскую область и уникальный, единственный в своем роде и абсолютно искусственный регион под № 79 – Еврейскую автономную область.

Таким образом, в России будет насчитываться 38 регионов и такое деление представляется политически целесообразным и экономически обоснованным. Для сравнения второе после России государство мира по территории, Канада, которая находится к тому же в сходных климатических условиях, административно разделена на 10 провинций. В состав Китая входят 22 провинции, 5 автономных районов, 3 города центрального подчинения и, имеющий особый статус Сянган (Гонконг). Австралия состоит из 6 штатов и 2 территорий, а Бразилия на 22 штата, 4 территории и федеральный столичный округ.

В принципе, административно-территориальное деление может быть и несколько иным. Но различия с предложенным проектом будут, видимо незначительными. За всю историю России менялись названия и границы регионов входивших в ее состав, однако общие тенденции оставались неизменными. Устоявшиеся принципы были нарушены большевиками, когда в основу административного деления был положен национальный принцип. Последствия мы расхлебываем до сих пор. Не пора ли вернуться к проверенным временем схемам?

[1] Край -- (от общеславянского краяти — резать), 1) страна, область, земля, местность. Первоначально — территория, расположенная на границах владений государства, окраина. Впоследствии — значительная по пространству область — географическая (Мещёрский К., Туруханский К., Уссурийский К. и др.) или историческая ( Замосковный край , Новороссийский К. и др.). В узком смысле К. называется любая местность, даже незначительная по размерам, тяготеющая к какому-либо географическому объекту (городу, реке и пр.).

2) В России 18 — начала 20 вв. название окраинных территорий империи, состоявших из нескольких губерний или областей под общим управлением; синоним названия крупной административно-территориальной единицы — генерал-губернаторства. Официально применялся к Кавказу (Кавказский К. в 1882-1905) и Туркестану (Туркестанский К. в 1886-1917), к др. территориям — лишь полуофициально. Наиболее употребительными были названия: Новороссийский К. (1805-74, Херсонская, Екатеринославская, Таврическая и Бессарабская губернии; см. Новороссия ), Оренбургский К. (1796-1865, Оренбургская и Самарская губернии; 1865-81, Оренбургская и Уфимская губернии, Уральская и Тургайская области), Приамурский К. (1884-1917, Амурская, Забайкальская, Приморская области), Прибалтийский (Остзейский) К. (1801-1876, Лифляндская, Курляндская и Эстляндская губернии), Привислянский К. (1874-1917, Варшавское генерал-губернаторство; 10 губерний Царства Польского), Северо-Западный К. (1850-1912, Виленская, Ковенская и Гродненская губернии), Степной К. (1882-1917, Акмолинская, Семипалатинская и до 1898 Семиреченская области), Юго-Западный К. (1832- 1914, Киевская, Подольская и Волынская губернии). После упразднения ряда генерал-губернаторств название "К." традиционно сохранялось за их территориями до 1917.

3) В СССР с 1924 крупная административная единица в составе РСФСР (в 1-й половине 60-х гг. также в Казахской ССР). Органом государственной власти в К. является краевой Совет депутатов трудящихся, избираемый населением на 2 года. К. (наряду с областями) создавались по плану экономического районирования как административно-хозяйственные единицы в противоположность дореволюционным губерниям, имевшим лишь административный характер. В 1923-1929 в РСФСР вместо упразднённых губерний было образовано 6 областей и 7 К. Районированные К. отличались от областей главным образом относительной слабостью хозяйского развития и включали в себя обычно слабо обжитые районы и автономные области. В порядке исключения в районированные К. входили и некоторые АССР (с их согласия): Бурят-Монгольская (с 1930), Дагестанская (с 1931), Немцев Поволжья (с 1928), Чувашская (с 1929); в составе К. оставались также преобразованные в 1934-1935 из АО Калмыцкая АССР, Мордовская АССР и Удмуртская АССР. При вхождении в К. границы АО и АССР не нарушались. В ходе разукрупнения административных единиц число К. увеличилось до 12 (1935). По Конституции СССР 1936 семь К. в связи с выходом из их состава АССР стали называть областями. С 1938 в РСФСР 6 К.: Алтайский (образован 28.9.1937, с Горно-Алтайской АО), Краснодарский (13.9.1937, с Адыгейской АО), Красноярский (7.12.1934, с Хакасской АО), Приморский (20.10.1938), Ставропольский (13.2.1924, до 13.3.1937-Северокавказский, до 12.1.1943-Орджоникидзевский, с Карачаево-Черкесской АО), Хабаровский (20.10.1938, с Еврейской АО)- см. о них отдельные статьи. Районированные К. делились на округа (до 30.7.1930) и районы, с 1932 в некоторых К. имелись области и округа.

К. РСФСР в 1924-38 (в скобках — даты существования и названия административных центров, не совпадающих с названием К.):

Азово-Черноморский (10.1.1934-13.9.1937; Ростов-на-Дону), из части Северо-Кавказского К. Входили Адыгейская АО и Северо-Донецкий округ (до 5.7.1934 — Северная область). Разделён на Краснодарский К. и Ростовскую область.

Восточно-Сибирский (30.7.1930 — 5.12.1936; Иркутск), из части Сибирского и части Дальневосточного К. Входили Бурят-Монгольская АССР, Читинская область (1934), 3 национальных округа (Таймырский, Эвенкийский, Витимо-Олёкминский). В 1934 часть территории передана в Красноярский К. Переименован в область, которая в 1937 была разделена на Иркутскую и Читинскую.

Горьковский (14.1.1929-5.12.1936; до 15.7.1929 — Нижегородская область, до 7.10.1932 — Нижегородский К.), из Нижегородской и части Костромской, Вятской и Владимирской губерний. Входили Чувашская АССР, Марийская АО и Удмуртская АО. Выделился Кировский К. (1934). Переименован в область.

Дальневосточный (4.1.1926-20.10.1938; Хабаровск), из Амурской, Камчатской, Приморской и части Забайкальской губерний. Входили Еврейская АО (с 1934), 2 национальных округа — Корякский и Чукотский (с 1930), Амурская, Камчатская и Сахалинская области (с 1932), Зейская, Нижнеамурская, Приморская, Уссурийская и Хабаровская области (с 1934). Часть территории передана в Восточно-Сибирский К. (1930) и Читинскую область (1937). Разделён на Приморский и Хабаровский К.

Западно-Сибирский (30.7.1930-28.9.1937; Новосибирск), из части Сибирского К. Входили Ойротская АО, Хакасская АО (до 1934), Нарымский округ (с 1932). В 1934 часть территории передана в Красноярский К. и Омскую область. Разделён на Алтайский К. и Новосибирскую область.

Кировский (7.12.1934-5.12.1936), из части Горьковского К. и части Северной области. Входила Удмуртская АО (с 28.12.1934 АССР). Переименован в область.

Куйбышевский (14.5.1928-5.12.1936; до 20.10.1929 — Средневолжская область, до 27.1.1935 — Средневолжский К.), из Самарской, Оренбургской, Ульяновской, Пензенской и части Саратовской губерний. Входила Мордовская АО (с 1930; с 20.12. 1934 АССР) и Орский округ (1934). Часть территории передана в Оренбургскую область (1934). Переименован в область.

Нижневолжский (21.5.1928-10.1.1934, до 11.6.1928 — Нижневолжская область; Саратов), из Астраханской, Саратовской, Сталинградской и части Самарской губерний. Входили Немцев Поволжья АССР и Калмыцкая АО. Разделён на Саратовский и Сталинградский К.

Орджоникидзевский (13.3.1937-12.1.1943; Орджоникидзе, с 26.5.1937 Ворошиловск, ныне Ставрополь), переименован из Северо-Кавказского К. Входили Черкесская АО, Карачаевская АО и Кизлярский округ (с 1938). Переименован в Ставропольский К.

Саратовский (10.1.1934-5.12.1936), из части Нижневолжского К. Входила Немцев Поволжья АССР. Переименован в область.

Северный (14.1.1929-5.12.1936; Архангельск), из Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской и части Вятской губерний. Входила Коми АО. Переименован в область, разделённую в 1937 на Архангельскую и Вологодскую области.

Северокавказский (13. 2. 1924-13.3.1937; до 17.10.1924 — Юго-Восточная область; Ростов-на-Дону, с 10.1.1934 Пятигорск, с 10.1.1936 Орджоникидзе), из Донской и Кубано-Черноморской областей, Ставропольской и Терской губерний. Входили Дагестанская АССР (1931-36), Адыгейская АО (до 1934), Кабардино-Балкарская АО (до 1936), Карачаевская (до 1926 — Карачаево-Черкесская АО), Северо-Осетинская АО (до 1936), Черкесская (с 1928, в 1926-28 национальный округ), Чечено-Ингушская АО (1934-36, ранее — Чеченская АО и Ингушская АО) и Северная область (1933-34). В 1934 выделился Азово-Черноморский К. Переименован в Орджоникидзевский К.

Сибирский (25.5.1925-30.7.1930; Новосибирск), из Алтайской, Енисейской, Иркутской, Новониколаевской, Омской и Томской губерний. Входила Ойротская АО. Разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский К.

Сталинградский (10.1.1934-5.12.1936), из части Нижневолжского. Входила Калмыцкая АО (с 20.10.1935 АССР). Переименован в область.

К. Казахской ССР в 1960-65:

Западно-Казахстанский (3.5.1962-1.12.1964; Актюбинск), состоял из Актюбинской, Гурьевской, Уральской областей и 3 промышленных районов.

Целинный (26.12.1960-19.10.1965: Целиноград, до 20.3.1961 — Акмолинск), состоял из Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Целиноградской областей и 1 промышленного района.

Южно-Казахстанский (3.5.1962-1.12.1964; Чимкент), состоял из Джамбулской, Кзыл-Ординской и Чимкентской областей.

БРЭ.