24 августа 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















свящ. Димитрий Познанский, Киев
24 января 2008 г.
версия для печати

"Политическое Православие" и Украинская автокефалия

Необходимо четко определить, что именно было осуждено Архиерейским Собором УПЦ как «политическое православие».Осуждены были попытки манипуляции Церковью в политических целях и спекуляция на православной тематике. Говорить о том, что Собор осудил право православных на политическую деятельность, как минимум несправедливо

22 декабря 2007 года Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви осудил так называемое «политическое православие», что вызвало волну возмущения у причисляющих себя к «политическим православным» и ряд соответствующих публикаций в СМИ. Мы не будем вдаваться в рассуждения о том, связано или не связано осуждение «политического православия» со стремлением тех или иных епископов УПЦ к достижению ею автокефального статуса, поскольку авторами этой идеи не представлено в ее пользу убедительных доказательств, а обвинение епископата при отсутствии таковых доказательств – тяжелое каноническое преступление.

Прежде всего, необходимо четко определить, что именно было осуждено Архиерейским Собором как «политическое православие». Очевидно, что осуждены были попытки манипуляции Церковью в политических целях и спекуляция на православной тематике [1]. Говорить о том, что якобы Собор УПЦ осудил право православных христиан на политическую деятельность вообще как таковую, и особенно политику, осуществляемую с позиций православного мировоззрения, имеющей своей целью благоприятствование осуществлению Церковью своей спасительной миссии в обществе, несправедливо. Это подтверждается и объективной деятельностью церковных иерархов, духовенства и мирян [2]. Но при этом не следует забывать, что политика в контексте спасения души дело отнюдь не первостепенное, и некоторым любителям помудрствовать о «политическом православии» уместно напомнить, что прежде чем говорить о православной политике, следует позаботиться о том, чтобы самому соответствовать элементарным требованиям православного благочестия: стать членом конкретного православного прихода, жить его литургической жизнью, участвуя в Таинствах Церкви (иного «политического православного» в воскресный день и в храме-то не увидишь [3] ). В противном случае перекос от православного в сторону политического неизбежен. И этот перекос мы уже наблюдаем не только в нахальных нападках некоторых политправославных на епископат, но и в программных статьях, за авторством, казалось бы, наиболее вменяемых из них. В одной из таких статей автор декларирирует под пунктом №1 лозунг «Россия превыше всего», а под пунктом №3 «Бог любит Россию». Что это, как не искажение Священного Предания в том виде, как оно передано нам Отцами Церкви, не извращение православного мировоззрения, и подмена истинной Веры язычеством? Если это и есть «политическое православие», то не исключено, что и антихрист будет «политическим православным».

Другой, тоже, по всей видимости, «политический православный», заявил, что русский националист, даже если он причисляет себя к сатанистам, не может быть сатанистом по определению, так как Москва – Третий Рим. К разряду подобных искажений можно отнести и утверждения о том, что «Россия – Северный Катехон» и другие подобные извращения. Да, Москва была третьим Римом, потому что была столицей православной Империи. Да, Россия была державой катехона, удерживающего, пока не был свергнут православный самодержец. Святой праведный Иоанн Кронштадтский за несколько лет до революции говорил: “Да, чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, — и величайший злодей мира, который явится в последнее время, — антихрист не может появиться среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей безчинное шатание и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть. Тайна бо уже деется беззакония, говорит он, но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас державный: дондеже держай ныне от среды будет, и тогда явится беззаконник, которого Господь убиет духом уст Своих”.

Может ли Москва вернуть себе значение Третьего Рима, а Россия катехонического государства? Да, может. В том случае, если возродится как подлино православная держава, отказавшись от искажений вроде «политического православия».

«Православный, потому что русский» — это еще не Православие. Православие – это когда православный, потому что истинно. Как сказал апостол Петр Спасителю: «Господи, к кому идем? глаголы живота вeчнаго имаши, и мы вeровахом, и познахом, яко ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Ин. 6, 68). Причем опасность данной подмены угрожает не только Церкви и ее миссии, но и государству, особенно если речь идет о России. Ведь «православный потому что русский», «мусульманин, потому что татарин», «иудей, потому что еврей», а «буддист, потому что бурят» — помноженное на политические концепции этих религий (если таковые существуют) отнюдь не прибавит их адептам русского патриотизма. Перемена мест приоритетов (причем вначале даже без формального изменения их внутреннего содержания) не тождественна перемене мест слагаемых, поэтому нарушение иерархии ценностей всегда гибельно. «Православие, Самодержавие, Народность» в Российской Империи — это не просто, как утверждают порой, триединство ценностей, а их строгая, иерархия.

Украина существует не 17 лет, а как минимум с момента возникновения Украинской Советской Республики. А регионы западной Украины – это вообще отдельная история. Для нынешних украинцев, уже прошедших и через советскую украинизацию и через 17-летие националистичской пропаганды, осознание своей русскости происходит именно через последовательное осознание себя православными, но не наоборот. Верующие Украины против автокефалии не потому, что им важно сохранить некое абстрактное «многовековое единство русского народа», или некую уже довольно трудно ощутимую «русскую этническую идентичность», а потому, что до сих пор еще считают Россию оплотом чистоты Православия. Поэтому чем больше в России будет усиливаться процесс возрождения святоотеческого Православия, и одновременно размежевания с обновленчеством и экуменическим движением, тем более значимым будет пророссийский вектор в сознании православных верующих Украины. Многие сторонники автокефалии в УПЦ – это не оголтелые националисты, и не «русофобско-антисемитское» лобби, как заявил один «политический православный», а русскоязычные модернисты, интеллектуалы с довольно экуменическими взглядами, причем находящиеся в самых лучших отношениях с такими же модернистами из России. В то же время «украинское православие» в том виде, в котором оно пропагандируется адептами УАПЦ и «Киевского патриархата» навсегда останется «полуправославием» вследствие несостоятельности украинской национальной идеи в её религиозно-историческом контексте. А вне понимания этого контекста объяснить невоцерковленному украинцу, что он должен любить Россию только потому, что языка, на котором он говорит с детства, не существует, национальности «украинец» тоже, и вообще Украину придумали поляки, австрияки и коммунисты, — невозможно. Как бы ни были убедительны аргументы убеждающих, их просто не захотят слушать, поскольку, если в этих утверждениях и заключена внутренняя правда, она не может быть доступной для человека, внутренне не согласившегося быть предельно честным с собой, вплоть до переосмысления всего своего мировоззрения и мироощущения. Мало того, любые идеологические лозунги для него не только так и останутся лозунгами и голой идеологией, но и сыграют противоположную роль – роль жупела «оголтелого московского шовинизма». А для того, чтобы дать возможность православному украинцу осознать судьбоносный смысл исторического единства России, а также почувствовать свое место и значение в осуществлении этого единства, нужно его как минимум понять и полюбить.

Ни одно государство никогда не будет иметь подлинного авторитета даже во второстепенных церковных вопросах, если само это государство не будет декларировать и свидетельствовать свою верность Православию. Причем при демократическом устройстве такое свидетельство трудно осуществимо уже в силу того, что демократический принцип предполагает равные права и равные возможности для представителей всего спектра религий, идеологий и ориентаций. Например православная и демократическая Греция постоянно находится находится в противоречии между своей православностью и своей демократичностью. То от нее требуется снятие запрета на посещение женщинами святой горы Афон, то изъятие из паспортов графы вероисповедания, то признания прав «сексменшинств».

Решительное самоопределение русских Речи Посполитой: «Волим под Царя восточного, православного» не мыслимо во времена такого, например, «политического православного» как Иосиф Виссарионович Сталин. Трудно себе представить, чтобы население Галиции и Волыни встречало советские войска под лозунгом «волим под ЦК КПСС и товарища Сталина». А ведь в 1915 году галичане со слезами радости встречали русские войска и православного государя. Сотни галицийских приходов, столетиями находившихся под гнетом католической унии и антироссийской пропаганды, выражали горячее желание присоединиться к Православию. А каков был авторитет советской власти, и доверие к проводимой ею церковной политике? «Ликвидированная» в СССР уния продержалась в состоянии «ликвидации» менее, чем продержался сам Советский Союз. В то же время на тех землях, где уния была упразднена в силу вхождения их в состав Российской Империи — Белоруссия, правобережная Украина, Волынь, ее практически не существует и по сей день. Внедряя в жизнь, так сказать, «политическое православие», советская власть дабы увеличить число, как это предполагалось, просоветских православных юрисдикций, стимулировала появление соответствующих автокефалий. В годы советской власти РПЦ предоставила автокефалию Польской Православной Церкви, Чехословацкой Православной Церкви, восстановила автокефалию Грузинской Православной Церкви и исходатайствовала у Константинопольского Патриархата автокефалию для Болгарской Православной Церкви. Если рассматривать СССР в качестве переходного этапа на пути разделения Российской Империи, то и стремление к учреждению новых автокефалий в странах — бывших членах СССР можно рассматривать как логическое продолжение соответствующей «политическо-православной» политики.

Подходя к вопросу о канонической автокефалии УПЦ необходимо отметить тот факт, что сам по себе этот вопрос не является вероучительным, и не влияет непосредственным образом на главную цель христианской жизни – спасение души и стяжание Духа Святаго. Также, следует особо отметить, как политправославные в полемическом пылу не увидели, что осуждение «политического православия» связывает руки не только и не столько любителям поспекулировать на православной тематике из РФ, но и их «антиподам» с Украины. Ведь утверждения о необходимости предоставления Украине церковной автокефалии ввиду изменения ее политического статуса и вектора — такая же спекуляция, как и утверждения о том, что невозможность дарования автокефалии УПЦ является аксиомой, то есть положением, не требующим доказательств. Идея украинской автокефалии – это политическая идея, «политическое православие» в чистом виде. Поэтому осуждение «политического православия» можно считать меморандумом независимости Церкви от пытающихся управлять ею политиков всех мастей.

«Умножать сущности без необходимости», разделять там, где нет для этого вероисповедных и канонических предпосылок, нет никаких причин. Тем более, что украинское законодательство рассматривает Православие лишь как одно из равнозначных для государства исповеданий, а Православная Церковь на Украине не имеет статуса юридического лица. Наиболее серьезный аргумент сторонников автокефалии — уврачевание раскола – неубедителен, так как если мы действительно, в согласии с учением Православной Церкви, признаем, что раскол является серьезным грехом, то должны понимать, что его уврачеванием может быть только искреннее покаяние пребывающих в расколе, и их соединение с Церковью, а отнюдь не очередное изменение канонического статуса УПЦ.

Также к разряду спекуляций следует отнести обвинения в адрес украинских архиереев, заключающиеся в том, что они, де, на Соборе УПЦ намеченном на 2008 г. собираются провозгласить автокефалию. «Автокефалия» на Украине уже есть. Даже две, три или более. И очередной раскол никто устраивать не собирается. Если же речь идет о законной, канонической автокефалии, то согласно каноническому праву и действующему Уставу Собор РПЦ волен как даровать УПЦ автокефалию, так и отменить ныне существующие у УПЦ права широкой автономии, вернув ее в состояние экзархата. Или же наоборот, предоставить УПЦ официальный статус автономной церкви. В любом случае данный вопрос находится исключительно в компетенции Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Архиерейского или Поместного Собора Русской Православной Церкви.

[1] В соответствующей резолюции Собора говорится: «Мы также осуждаем так называемое «политическое православие», предполагающее внесение в церковную ограду политических лозунгов, поскольку это не отвечает духу Христовой проповеди».

[2] Авторы некоторых публикаций, к сожалению, несправедливо утверждают, что Собором было вынесено «осуждение ряда православных организаций и их лидеров». В резолюции Собора говорится: «От полноты Украинской Православной Церкви мы свидетельствуем, что деятельность общественной организации "Союз православных граждан Украины" не имеет отношения к Украинской Православной Церкви. Глава этой организации господин Валерий Кауров не имеет права представлять позицию Украинской Православной Церкви и высказываться от ее имени по каким-либо вопросам. Более того, мы свидетельствуем, что отдельные его действия и высказывания направлены против Украинской Православной Церкви и вредят ее спасительной миссии в обществе». И далее: «Мы считаем деструктивным вмешательство в церковную жизнь Украины политических и околоцерковных общественно-политических организаций, в том числе зарубежных, поддерживающих антицерковную деятельность господина Валерия Каурова и его сторонников». То есть осуждена была конкретная организация – СПГУ по факту деятельности ее одиозного председателя В. Каурова, а также околоцерковная российская организация, а именно Московское отделение СПГ в лице не менее одиозного Кирилла Фролова, имя которого не называется, поддерживающего антицерковную деятельность Каурова. Мало того, на Рождество Синод УПЦ наградил ряд православных организаций и их лидеров.

[3] Примечательно, что на учредитильном съезде СПГУ, когда на этот съезд было получено благословение священноначалия, и когда В. Кауров еще не успел себя проявить в Киеве во «всей красе», то есть за два с лишним года до осуждения этой организации Собором УПЦ, я рекомендовал внести в устав пункт о том, что условием членства в СПГУ должно быть участие в Таинствах Церкви. Этот пункт был отвергнут, благодаря чему «православность» тому или иному гражданину можно было приписывать не в силу его органического единства с Церковью, а в силу одной только формальной декларации.

Мнение автора статьи может на совпадать с мнением редакции "Правой.ru"





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

24 января 15:14, Рогозянский:

Слава Богу, после публикаций последней недели хоть что-то становится ясно. Вопрос: а можно было народ не томить? У нас ведь это, как водится, 9/10 проблемы. Снизу начинают подозревать, что в верхах происходит что-то неладное. В ответ тишина. Плюс непонятная возня на "Православие в Украине" Дудченко. Эмоции само собой накаляются.

И еще, если разночтения в теме Православия и политики таковы, как Вы пишете, уважаемый автор, т. е. мировоззренческие, вкусовые, тогда может быть православным организациям Украины следует подуспокоиться и перестать поливать грязью друг друга? Ну не в одной квартире ведь жить о. Димитрию с "одиозными" Кауровым и Фроловым! Пускай каждый займется своим, различия всегда будут. Мне кажется, какой-то составить перечень короткий пунктов о ненападении. О том, чтобы постараться не задевать больных для сторон вопросов. И предоставить оставшееся на суд Божий и времени.

Мне лично очень понравился ракурс, под которым о. Димитрий схватил тему. Взвешенно, успокоительно. Упоминание Каурова с Фроловым как "одиозных" смотрится в этом как пережиток, бельмо на глазу. Если анализ ситуации наконец устоялся, уважаемый автор должен, мне кажется, испытывать неудовлетворенность по поводу конфликта с желанием приложить силы к "разрядке напряженности".

Анисимов дал комментарии "Радонежу". Нормальное начало посредничества. Не хватало еще православным на Украине начать ходить стенка на стенку из-за Каурова с Добычиным.


24 января 16:22, с.Д.:

Я лишь попытался вывести тему из того ракурса, в который ее поставили "политправославные". Во-первых преодолеть однобокое отношение к происходящему, и осознать проблему именно в духовном, а потом уже политическом ключе. Во-вторых перестать то в откровенно хамском и повелительном, то в надменном и поучительно тоне обращаться к украинскому епископату и духовенству. Украинские епископы и священники ничем не хуже и не лучше, чем русские. Это одни и те же епископы и священники. Поэтому проблему нужно осознать комплексно, а не в духе претензий одной части церкви к другой, так как это уже сеяние раскола. Мне, например, известно, что здесь, на Украине у сторонников единства УПЦ с РПЦ тоже есть свои многочисленные вопросы к священноначалию РПЦ. Но я не припомню, чтобы кто-нибудь из них поднимал эти вопросы некорректно. Например мне не раз доводилось слышать недоумение верующих, по поводу того, что своего Архипастыря, Святейшего Патриарха Алексия его украинская паства не видела уже 17 лет. Я, конечно, объясняю, что у Святейшего больное сердце, и что после того приема, который устроили ему местные националисты в 1990 г., можно попросту опасаться за его здоровье. Но объективно, визит Патриарха (а его приглашало и государство) мог бы произвести такой эффект, что тему лоббирования автокефалии не поднимали бы еще долгое время.


24 января 18:01, Рогозянский:

Надеюсь, что "хамский и повелительный" - это не в отношении моего сообщения.

В общем я с Вами согласен и сам вижу некий барьер. Когда украинские священники и миряне приезжают на Рождественские чтения, например. Помнится, батюшка с Умани с болью обращался на секции к собратьям не допускать мысленного разделения.

Только сдается мне, что проблемы автокефалии и братств - это в основном то, что "варится" между православными на самой Украине. Так что вопрос не "претензий одной части церкви к другой". В этих словах, я не хочу Вас обидеть, уважаемый о. Димитрий, видна некая болезненная обостренность восприятия. То, что мне приходилось читать по теме событий в УПЦ в российских источниках (за искл. м. б. Кирилла), спокойно и взвешенно. А вот страсти - открытые письма, ответы на них, обращения и т. п. - приходят к нам с Украины.

В данном случае, если позволите, просто доброжелательный взгляд со стороны: это никому не нужно. Ни Каурова нельзя заставить отказаться от церковно-общественной деятельности, ни Кауров не сделает так, чтобы только он представлял точку зрения православных Украины. Вы на этом поле были и будете одновременно. Напрасно решать вопрос тем, чтобы ославить другую сторону, морально уничтожить ее и этим закрыть дело. Другая сторона в свою очередь будет напирать на существующие и несуществующие недостатки. В результате народ, непосвященный в подробности, будет отдаляться от всего этого и с сомнением смотреть со стороны.

Каждый при желании может нанести урон сопернику, и это вы уже доказали друг другу. Повторения никто не захочет. Приложите силы к обратному. Политики не умеют подниматься над амбициями. А православные должны показать, что у них есть то, перед чем противоречия могут отбрасываться. В контрасте с происходящим в политике это было бы очень красиво и ободряюще, поверьте.


24 января 23:24, священник Евгений Максименко:

От всего сердца хочу поблагодарить своего сотоварища батюшку Димитрия Познанского за то, что выбрал время и о многом обстоятельно дал понять тем, кто разволновался в прошедшей ситуации из-за инсценировок фролово-кауровской труппы. Я, в свою очередь, как утверждал, так это делаю и ныне (какую грязь бы на меня не лил Кауров): никто не уйдет от МП, но вот МП нужно срочно себя встряхнуть и вернуться в Крещенскую Купель - град Киев для окормления чад Божиих.Который год говорим, что крайне необходим приезд Святейшего в Киев; крайне необходимо решить вопрос устройства в Киеве Патриаршей Резиденции, равно как и в Минске. Вот только приезд не Фролов должен готовить, а разумные, и что самое главное - верующие, люди. Только лишь Святейший может начать становление к возрождению Единой Святой Киевской Руси, но, в то же время, с немедленным очишением своего окружения от кликуш. И приезд Патриарха на очень-очень долгое время отбросил на обочину некоторые горячие головы, стремящиеся к отделению от МП. Думаю не стоит еще и еще раз призывать к изучению новой редакции Устава УПЦ? Там все четко изложено, но кто-то жаждет видеть на белом грязь. Не поймут, глупые, что грязь эта с них же и сыплется, но не приростает к чистоте церковной.


25 января 08:59, Рогозянский:

Это в копилку о.Димитрию, насчет политправославия:

"В это самое время я, как нарочно, получил из Петербурга извещение, что, по тамошнему благоусмотрению, у нас в Сибири увеличивается число буддийских капищ и удваиваются штаты лам. Я хоть и в русской земле рожден и приучен был не дивиться никаким неожиданностям, но, признаюсь, этот порядок contra jus et fas {Против закона и справедливости

(лат.)} изумил меня, а что гораздо хуже, - он совсем с толку сбивал бедных новокрещенцев и, может быть, еще большей жалости достойных миссионеров.

Весть с этим радостным событием, во вред христианству и в пользу буддизма, как вихрем разнеслась по всему краю. Для ее распространения скакали лошади, скакали олени, скакали собаки, и Сибирь оповестилась, что "все преодолевший

и все отвергший" бог Фо в Петербурге "одолел и отверг и Христосика".


25 января 09:01, Рогозянский:

Торжествующие ламы уверяли, что уже все наше верховное правительство и сам наш далай-лама, то есть митрополит, приняли буддийскую веру. Перепугались миссионеры, известясь о сем; не знали, что им делать; иные из них, кажется, отчасти сомневались: уж и впрямь не повернуло ли в Петербурге дело на ламайскую сторону, как оно в то тонкое и каверзливое время поворачивало на

католическую, а ныне, в сию многодумную и дурашливую пору, поворачивает на спиритскую. Только нынче оно, разумеется, совершается спокойнее, потому что теперь кумир хотя и ледащенький выбран, но зато теперь и против этого рожна прать никому не охота; а тогда еще этой хладнокровной выдержки недоставало во многих и, в числе прочих, во мне грешном".

Н.С.Лесков "На краю света".


25 января 09:15, Игорь:

Очень умная, очень добрая статья по очень больному вопросу.Будем надеяться, что она остановит названных здесь скандалистов, которые в прелести.

И действительно, непонятно, почему Патриарх, так много ездящий по епархиям РПЦ, так долго не посещает Киев? Не проявление ли это того же "политического православия"?

Если же есть беспокойство за здоровье Патриарха (хамство местных националистов и попустительсво им местных политиков известно, - что недостойно цивилизованного государства!), то необходимо послать представительную делегацию из первых митрополитов или даже одного со специальным посланием Патриарха, чтобы снять проблему.


25 января 10:36, Валерий:

Благодарю, батюшка, за доброе, теплое слово! Мне не столько важно то, что было сказано об отдельных людях, сколько вразумление для меня лично, поскольку "политика" заслонила Православие в душе, в жизни. Неприятие, озлобление и, к великому сожалению, даже ненависть к политическим оппонентам - вот только краткий список того, что бушует в душе. И очень хотелось бы, чтобы всегда находились люди охлаждающие горячие головы добрым, хорошим словом. Спаси Вас Господи!


25 января 17:16, коренной киевлянин:

Даже дураку видно что УПЦ МП- это рычаг давления на Украину, это структура которая создает напряжение в стране, курируется ФСБ(об этом сейчас ходят слухи)…..и если вы делаете вид что этого нет- то вы просто лжецы, ну форменные лжецы.

Ну никак не можете понять что Украина должна иметь свою патриотически-настроенную церковь- а не опереточную структуру которую дергают из кремля. И задача которой вернуть мою родину в состав Российской империи…..но скоро это закончится.


25 января 20:33, Андрей:

Украинская Православная Церковь

Статья политическая. Суть - решение национально-политического вопроса: как именно заставить глупых украинцев осознать себя русскими.

Только метод Ваш, уважаемый автор, как ни странно, христианский. Оказывается чтобы украинцы забыли кто они такие - их нужно любить...

Странно - потому что раньше Ваши единомышленники предпочитали иные методы.

Уважаемые братья и сестры во Христе, дайте пожалуйста ответ на напрашивающиеся вопросы:

1. Как именно и с какой интенсивностью надлежит Вас любить, чтобы Вы отказались быть русскими?

2. Хотите ли Вы такой любви по отношению к себе?

Заранее благодарен за ответ.


26 января 12:19, Посетитель сайта:

По форме согласны, но выскажем одно предположение: растет ли доверие со стороны православных святейшему Патриарху? И это не "политическое православие".


26 января 14:57, с.Д.:

Андрею

Уважаемый Андрей, Вы упустили один момент, озвученный в статье, а именно: В то же время «украинское православие» в том виде, в котором оно пропагандируется адептами УАПЦ и «Киевского патриархата» навсегда останется «полуправославием» вследствие несостоятельности украинской национальной идеи в её религиозно-историческом контексте.

Как для православного человека, для меня любая национальная идея может быть оправадана только тогда, когда она зиждется на камне Веры Христовой. Если мы попробуем непредвзято разобраться в украинской, заметим - очень молодой идее, то увидим, что ничего собственно христианского в ее основании не лежит. Другое дело, что и в РФ есть люди, которые пытаются низвести русскую идею до такого же уровня. О чем также было сказано.


26 января 15:03, с.Д.:

Андрею

И еще. Осознание себя русским для украинца - это не отказ от себя, это отказ от наносного, и раскрытие более глубинного. Говоря о том, что украинцы осознают свою русскость через Православие, я могу также сказать, что и русские осознают свою русскость через Правосалвие. Иначе, что это за русский? Достоевский об этом, помнится, говорил.


26 января 23:43, Артемий:

Я так понимаю: слово "русский" происходит от слова Русь, и так уж получилось, что на Руси теперь 3 государства. Соответственно люди, там живущие в Украине, вполне могут называть себя украинцами. Но это не мешает им считать себя русскими, так как они являются неотъемлемой частью Руси.


27 января 17:05, православный (Украина):

Мнение автора о невозможности провозглашения автокефалии это только личное мнение одного из священников. Если бы с подобным заявлением выступили епископы киевской митрополии (четко и без вариантов) то вес такого заявления был бы намного больше... Но таких заявлений нет...


27 января 17:22, православный (Украина):

По поводу устройства в Киеве Патриаршей Резиденции.

Да не нужна она там. Она уже есть у нас в Одессе. Прежде чем заслужить такую честь (иметь Резиденцию в своем городе) вы бы сперва вернули храмы от раскольников в состав УПЦ. Вы ответьте на простой вопрос, а много ли храмов в Киеве, за исключением монастырей, которые все еще являются приходами УПЦ? И много ли там прихожан (за исключением монастырей)? Во время помаранчевых событий сколько людей в Киеве участвовало в совместной "молитве" с еретиками и раскольниками? Уж не милион ли? И какой прием эти люди устроят нашему Патриарху? Негоже за счет Патриарха решать свои вопросы...


27 января 23:23, За счет?:

А наемник, иже несть пастырь...


28 января 00:42, Михаил Чернушенко:

Ответ на простой вопрос и на ряд других

В Киеве на 2006 год было не менее 96 православных (то есть канонических, не раскольничьих) приходских храмов. Сейчас уже за сто будет, вероятно. И монастырей, помимо Лавры, восемь, причем в них есть по нескольку храмов и, кроме того, в некоторых монастырях есть отдельные скиты.

На 2006 год храмов униатов, УПЦ КП и УАПЦ вместе взятых было 45, из них три монастыря, хотя они у них существенно от приходов не отличаются. Есть еще несколько римо-католических храмов. Секты протестантов пересчитать, конечно, трудно.

Реальных прихожан (то есть тех, кто причащается, кто приходит на вечерню, кто ходит на храмовые праздники в другие приходы) в канонических православных приходах многократно больше, чем в имитационных храмах. Но если считать всех, кто иногда заходит в храмы "поставить свечку" или набрать воды, то, конечно, разница будет меньше. Таким людям важны второстепенные подробности, которыми можно их сиюминутно увлекать.

Поэтому бессмысленно считать тех, кто присутствовал и тем самым "участвовал" в каких-то "молитвах" во время оранжевых событий. По сути это вопрос грамотной подготовки массовых акций. Это вопрос манипулируемости сознания сентиментальных людей, собранных в толпу. В принципе 95 процентов из них, если показать им пару подходящих передач по телевизору, с таким же успехом пойдут встречать с цветами хоть Московского Патриарха, хоть японского Императора. Так же и две тысячи лет назад одни и те же люди ("политические правоверные") кричали Христу "Осанна", а потом Пилату "Распни Его!".

Об этом, собственно говоря, и написана хорошая статья отца Димитрия, расставляющая на свои места главное, второстепенное и третьестепенное.

Кто не дал себе труда в этом разобраться, то разберитесь, а не бранитесь.


28 января 13:10, Киевлянин:

Вы, уважаемый отец Дмитрий, смотрите на ситуацию со своей киевской колокольни. С нее кажется, что Кауров безнадежно одиозен. Но из Одессы, и вообще с Востока, ситуация выглядит несколько иначе. Это раз. Во вторых, знаете сколько таких "одиозных" с той стороны, в "Киевском патриархате" у грекокатоликов и т. п. Нормальные люди, как вы, конечно мало интересуются тем, что у них происходит, но поверьте, там все очень радикально и одиозно. Нам таким здравомыслящим и нормальным может с ними и не сладить. Здоровой одиозности и твердости нам сильно не достает. По поводу же того, что должно произойти, чтобы наш народ опомнился... Есть только одно средство. УКРАИНСКАЯ ИДЕЯ ДОЛЖНА ОБАНКРОТИТЬСЯ! Как обанкротился и сошел на нет большевизм. Все. В масштабе всей страны больше ничего не поможет. Одним из факторов который бы это дело сильно ускорил могло бы быть освобождение Востока и Юга, которые совсем еще не потеряны. Там они помнят кто они такие и даже во время оранжевой революции и сильнейшего пропагандистского давления их головы не удалось "перепрошить". Мы не можем отказывать им в праве пытаться спастись и выбраться из этого всего.

Во времена Хмельницкого, кстати, рецепт спасения Украины оказался ровно таким же самым. Ему удалось освободить только половину страны, но этого оказалось достаточно.

И последнее, мутузить друг друга в хвост и в гриву на радость недругам, в последнее время стало нашим любимым "православным" занятием.

Представьте себе чтобы в 17ом веке православные жители Львова осуждали Хмельницкого за его "одиозность" (хотя по нашим нынешним меркам он бы был здорово одиозен)... Думаю, они молились за него, очень горячо, но очень тихо, чтоб не услышали поляки.


28 января 17:26, Посетитель сайта:

Киевлянину

Прежде чем делать такие заявления, Вы лучше посетите город Одессу, и поспрашивайте у людей, как они относятся к Каурову. Если бы Хмельницкий (кстати, в отличие от Каурова образованный человек и дворянин) позволил себе хоть малую толику того, что вытворяет Кауров, его бы сами казаки посадили на кол. Вы зайдите в подъезд дома Каурова в воскресный день, и узнайте почему каждую неделю ему вымазывают стены дегтем. Узнайте сколько девушек сделало себе аборт от "православного вождя", уверявшего их, что блуд и прелюбодеяние с ним нужны для пользы церкви. Спросите чей кум держит одесский ночной клуб со стриптизом, и кто получает проценты от доходов этого заведения. А у самих стриптизерш поспрашивайте, кто их пробует перед принятием на работу. Это так, лишь приемлемые для бумаги вопросы. Но очевидно, что ответы на них вы легко найдете в Одессе.


28 января 18:21, Киевлянин:

Посетителю 17.26

Вот ежели я скажу, что вы девушек в стрип баре, как вы выражаетесь "пробуете", попробуйте потом доказать, что это не так, что вы не верблюд, и аборты после общения с вами никто не делал.

Это голословные обвинения. Больше того, учитывая любовь СБУ и прочих наших органов к этому самому Каурову, будь это правдой, он давно бы сел, это раз. А во вторых, все бы было давно в газетах, с фото, во всех подробностях, документально подтвержденных. А нацики наши хотят ему по голове надавать как самому активному. Чтоб другие не высовывались.

А сами вы, случаем, не в СБУ служите, не отслеживаете этот сайт? (Вот опять же пример, обвинить можно в чем угодно по принципу "клевещи смело, что-нибудь да останется".) Кстати, церковными наградами, которые вручал ему митрополит Кирилл лично, ваш Кауров награжден. И этот факт, в отличие от того что говорите вы, можно легко проверить.


29 января 13:27, с.Д.:

"киевлянину"

Уважаемый аноним, я стараюсь не оппонировать людям, выбирающим в качестве способа дискуссии навязывание оппонентам собственных фантазий, и желающим, собственно, со своими собственными фантазиями дискутировать.

Со своими претензиями касательно осуждения деятельности Каурова Вы можете обращаться к архиерейскому Собору Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, если, конечно, считаете себя компетентнее.

Эта статья не о Каурове.


29 января 21:29, пАсЯтитель сайтЫ:

у меня вопрос ко всем кто сюды пишет: почему Россия так цепляется за чечню и весь остальной северный кавказ, которые на нафиг не нужны со своим враждебным мусульманским населением... а то что Киев-мать городов русских находится на территории другого государства никого не волнует? может потомому что у нас в кремле сидит Асламбек Дудаев, который хочет присоединить Россию к таджикистану?


30 января 01:14, Посетитель сайта:

О Каурове, о Каурове. Статья "на добивание".


30 января 15:35, Одессит киевлянину:

Я вам не скажу за всю Одессу...

Так ведь СБУ очень выгодна фигура Каурова. Лучшего пугала не сыскать. Если все доказательства его "православной деятельности" есть у светских журналистов, то что говорить о СБУ? Небольшие эпизоды из "Жития "свтого" не подлежащего канонизации" читайте, например, здесь: http://www.vitrenko.org/start.php?lang=1&part_id=1&article_id=4810

В общем, "и все биндюжники вставали, когда в пивную он входил"...


30 января 16:08, Киевлянину:

окститесь

ну-ка, ну-ка, расскажите нам как в незалежной сажают за аборты, прелюбодеяния, пользование проститутками, содержание стрип-баров?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019