16 января 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
31 июля 2008 г.
версия для печати

Несбывшаяся мрiя свiдомих украинцев

Украинская государственность в очередной раз продемонстрировала перед всем миром свою несостоятельность. Патриарх Константинопольский Варфоломей, принятый в Киеве как настоящий восточный папа, не ответил взаимной любезностью, не пошёл на поводу у президента Ющенко – не реализовал его «мечты». Это не означает, что проблема решена. Вопрос об украинской автокефалии в очередной раз отложен, но не снят с повестки дня

Ukrainian Dream

Украинская государственность в очередной раз продемонстрировала перед всем миром свою несостоятельность. Патриарх Константинопольский Варфоломей, принятый в Киеве как настоящий восточный папа, не ответил взаимной любезностью, не пошёл на поводу у президента Ющенко – не реализовал его «мечты». «Я верю и прошу, Ваше Всесвятейшество, Вашего благословения. Для мечты. Для правды. Для надежды. Для нашего государства. Для Украины», — так обращался к Патриарху, традиционно именуемому «Вселенским», президент на торжественном приеме на Софийской площади. Кстати, спичрайтеры Ющенко в этом случае даже не озаботились проблемой перевода, не подумав о том, что слово «мечта» (по-украински, мр) на святоотеческом языке является понятием сугубо негативным и означает прельщение бесами. Любые мечтания православный подвижник должен безжалостно отсекать, чтобы не впасть в прелесть. Патриарх Варфоломей, являющийся, помимо прочего, главой Афонских монастырей (кем бы он ни был на самом деле) язык аскетики знает прекрасно. И потому просьба Ющенко «благословить мечту» (dream, в английском переводе) прозвучала, по меньшей мере, двусмысленно. И Патриарх, не став уподобляться бесу, мечты не благословил.

В ходе визита были и другие весьма «прелестные» моменты, рассчитанные на религиозную экзальтацию местного населения. Например, в первый день приезда Варфоломея украинское (как считают эксперты, преимущественно униатское) телевидение продемонстрировало радугу над Софийским собором как знак небесного благословения Украине. Однако, радуга оказалась «с обратным знаком» — перевернутой и напоминала гигантские рога над куполом. «Чудо», как выяснилось вскоре, было рукотворным. Но если бы подобное имело место на самом деле, то следовало бы счесть его скорее недобрым предзнаменованием: обыкновенная радуга связывает небо и землю своего рода «мостом», здесь же мост не доставал до земли, видимо, и символизируя недосягаемую «мечту» — мрiю свiдомих украинцев.

Кстати, корень слова мрия в родственных славянских языках также связан со смертью – пресловутый «голодомор» несет в себе всё ту же «мрию». А в русском языке он связан с мраком и маревом, то есть завесой, пеленой, застилающей видимый мир. Впрочем, и сам м – того же корня. Ведь что есть мiр, согласно православному пониманию? Суета и томление духа. «Не любите мiра, ни того, что в мiре», — говорит апостол Иоанн. Мечта Ющенко о «единой национальной поместной церкви» есть вопрос политики, а не веры, то есть это целиком дело мира сего.

Варфоломеевская симфония

Но, конечно, не знание патриархом Варфоломеем православной аскетики и тем более особенностей славянских корней привели его к решению умерить пыл украинских автокефалов. Существовали на то более мирские и веские причины.

Собственно говоря, наверное, в то, что автокефальная поместная церковь на Украине будет провозглашена прямо на торжествах 1020-летия Крещения Руси (или, по версии украинского агитпропа, «Киевской Руси-Украины»), кроме Ющенко и некоторых ответственных лиц в Московской патриархии, не верил никто. Такие вещи делаются без лишнего шума и привлечения постороннего внимания. Но, несомненно, Ющенко и Варфоломей чувствовали бы себя гораздо уютнее, если бы делегация Московского Патриархата на торжества не приехала. Сам же этот приезд – да ещё такой представительный (весь Синод во главе со Святейшим Патриархом да ещё два десятка епископов) не позволял им развернуться.

"Симфония"Ющенко и его колониальная администрация сделали всё, чтобы, возвеличив Константинополь, выказать своё презрение к Москве. Накануне по всему Киеву были развешаны рекламные плакаты, баннеры и растяжки с изображением Патриарха Варфоломея и его же вместе с благообразно отретушированным Ющенко: «Україна спадкоємиця (преемница) Київської Русі», «Україна зустричає патріарха Варофоломія», «До нас їде Вселенський Патриярх» — гласили они. Ющенко и Варфоломей, видимо, должны были являть (по замыслу) образ православной «симфонии властей». Однако, эта украинская симфония с Варфоломеем выглядела довольно пародийно и в конечном итоге, как уже ясно, не состоялась. (Кстати, как выяснилось позднее, Вселенский Патриарх благословения на тиражирование своего образа рядом с Ющенко не давал).

Наш патриарх — Алексий!Усилиями верных, невзирая на полуофициальный запрет, удалось кое-где разместить и рекламные плакаты с Патриархом Алексием: «Україна вітає свого Патриарха». Собственно, как было обозначено в этих рекламных слоганах, так всё и произошло: «Вселенского» «зустричали» в аэропорту Борисполь со всеми подобающими и неподобающими почестями, «своего» официально не встречали, но зато его «витали», то есть приветствовали тысячи простых верующих украинцев. Они держали плакаты с изображением Святейшего и надписью «Благословен грядый во Имя Господне», скандировали «Наш Патриарх — Алексий!»

На встречу Варфоломея свозили автобусами находящихся в отпуске учительниц из Винницы и Житомира и давали им под роспись жовто-блакитные стяги; встречу Алексия II хотели замять, но церковный народ этого сделать не позволил, съехавшись по доброй воле из самых разных концов Украины. То есть, если Вселенский Патриарх предстал политиком высокого ранга (кем он в действительности не является), то Патриарх Московский выступил подобно Мессии. И хотя его бронированный мерседес с московскими номерами не был похож на евангельского ослика, для собравшегося народа это не имело ни малейшего значения, и при сравнении двух первоиерархов сразу было видно, кто здесь настоящий хозяин.

Господином и Отцом Украины в народном сознании остается Московский Патриарх Алексий, что было ярко и убедительно продемонстрировано. Кстати, именно он, а не Варфоломей, вопреки дезинформации «оранжевых» СМИ, возглавил литургию на Владимирской горке, поскольку, согласно православной традиции, литургисающим считается тот, кто освящает Дары. Тропарь перед благословением Даров читал именно Алексий II: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися». Патриархи Константинопольский, Иерусалимский и остальные, следовательно, ему сослужили, как и подобает гостям.

Виктор Ющенко покинул эту литургию в самом начале, сославшись на стихийное бедствие, постигшее в это время западные регионы Украины. Будь он действительно верующим, каким любит себя изображать, он догадался бы, что фальшивая радуга и обрушившийся потоп находятся в причинно-следственной связи.

Однако, от аналитиков и экспертов не укрылось, что истинной причиной бегства президента с центрального мероприятия торжеств было разочарование теми договоренностями, которых достигли патриархи, встретившись накануне. Сколь красивой и заманчивой ни выглядела «украинская мечта», она не реализовалась на Владимирской горке и теперь уже не реализуется в ближайшее время. Святой Владимир, однажды приведший Русь под Константинопольский патриархат, не позволил увести ее туда повторно в условиях, когда существует уже Русская Церковь Московского Патриархата. По-видимому, теперь Ющенко придется уйти с президентского поста несолоно хлебавши, получив «неуд» от заокеанских хозяев. Хозяевам же надо озаботиться проблемой поиска более удачливого «преемника», ведь, скорее всего, Юлия Тимошенко, проигнорировавшая весь этот «национально-поместный» официоз, на эту роль также не подходит.

Это не означает, вместе с тем, что проблема решена. Вопрос об украинской автокефалии в очередной раз отложен, но не снят с повестки дня. В речах Варфоломея было слишком много двусмысленностей, вроде «крещения украинского народа» и «помолюсь о единстве вашей церкви». Слишком известны и его закулисные переговоры с Филаретом.

Кто выиграл? Несомненно, в самом большом выигрыше патриарх Варфоломей, которого, кажется, нигде ещё и никогда не принимали так. И пусть его потенциальную «паству» завозили в Киев по разнарядке, дело не в этом, а в том, что тренд украинской автокефалии был успешно запущен и прошёл первую серьезную апробацию. Надо сказать, что этому поспособствовали и в Москве, ибо само озвучивание серьезности угрозы нового раскола вполне поддержало этот тренд. Идеальным вариантом для Московской Патриархии было бы неупоминание существования такой угрозы вовсе. Одна Русь – один народ – один Патриархат. Теперь же, одержав тактическую победу путем озвучивания угрозы и последующим ее снятием, отчитавшись о достигнутом успехе, дипломаты из ОВЦС не только не рассеяли всех сомнений в том, что раскол не состоится, но, пожалуй, и увеличили их. На этот раз удалось задавить всех авторитетом Святейшего и многочисленной «группой поддержки». Но что будет завтра?

Украина – родина Диомида

Среди многочисленных иерархов, присутствовавших на торжествах на Владимирской горке, были и такие, кто не проявил стремления служить вместе с Экуменическим Патриархом. Со строго православной точки зрения, Патриарх Варфоломей, находящийся в молитвенном общении с Папой Римским и ведущий какие-то сомнительные переговоры с анафематствованным иерархом, является еретиком, и должен быть извергнут из сана. Только для этого должен быть созван Всеправославный Собор, что в настоящее время едва ли возможно. Но при этом в Русской Православной Церкви есть немало епископов, для которых Вселенский Патриарх не авторитет. Таковы глубоко почитаемые в народе епископы — Сергий Тернопольский и Феодор Каменец-Подольский.

вл. Сергий ТернопольскийОни появились в толще народа в самом конце литургии, и им буквально не давали прохода. Любовь нелицемерная, выказываемая им простыми людьми, поистине не знала границ. Если Святейший Патриарх сегодня – это, прежде всего, имя, символизирующее единство и легитимность Русской Церкви Московского Патриархата, то упомянутые владыки выражают всем своим образом непреклонность Православия и ревность по вере. Недаром именно они голосовали против осуждения еп. Диомида на Архиерейском соборе.

Не будем забывать и о том, что Владыка Диомид (Дзюбан), в последнее время прочно ассоциирующийся с Чукоткой, родом именно с Украины. И здесь у него немало последователей, которые отнюдь не стремятся к тому, чтобы учинить «раскол справа», как в том их обвиняют некоторые агенты глобализации, пристроившиеся к церковной ограде. Напротив, они выражают приверженность исключительно Московскому Патриархату, только лишь пытаясь избежать тех тенденций, которые все сильнее сказываются на жизни Церкви в последнее время и которые епископ Диомид обозначил в виде известной триады: «глобализация, экуменизм, цареборчество». Совершенно очевидно, что по мере усиления борьбы с Диомидом, слишком понятно кому и зачем нужной, популярность консервативных владык будет только усиливаться, не говоря уже о том, что в случае возвращения Константинопольского Патриархата на Украину, анафемы, произнесенные в Москве, не будут иметь должной силы, и изверженные из сана епископы смогут переходить под омофор Варфоломея.

Если «единая украинская национальная поместная церковь» — это все же скорее мечта (поскольку слепить одну организацию из УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ едва ли возможно), то две Русские церкви – под Москвой и под Константинополем – это реальность недавнего прошлого и неизбежность будущего России при демократии.

Но если, конечно, Москва оставит недостойные демократические игрища и перейдет к нормальной, подобающей ей имперской политике, западные рубежи Империи ещё могут быть сохранены. Однако, для этого, как нам уже доводилось писать, вместо расплывчатости и дешёвого популизма либеральных формулировок необходима чётко артикулированная заявка на постсоветское пространство.

Будем считать, что давление, которое было оказано по линии МИДа на турецкое правительство и через него на гражданина Турции Архондониса, несомненно, повлиявшее на результат, первой попыткой такой артикуляции.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

4 августа 18:03, Питерский:

Как же изверженные в Москве из сана, подобно Владыке Диомиду, за обличение исповедывающих «глобализации, экуменизма, цареборчество» епископы смогут переходить "под омофор Варфоломея", который, как справедливо пишет Автор, сам "является еретиком, и должен быть извергнут из сана"?

Вот если бы их (епископов) анафемствовали именно за приверженность этим тенденциям, но этого мы, похоже, не скоро дождёмся, равно как и того, что "Москва оставит недостойные демократические игрища и перейдет к нормальной, подобающей ей имперской политике".


4 августа 18:09, qqq:

Давайте вы подождете со своим оптимизмом до 1) дня независимости Украины (24 августа) 2) до приблизительно нового года. Вот посмотрим, что те сделают втихаря. Напомнить предуперждения Зосимы Сокура (основателя Святогорской лавры) и некоторых прочих? Думаю, ближайших 2-3 года ничего РПЦ на Украине не предвещают. :(


9 августа 20:24, Прекрасный юный девственник:

временного запрета Русской Церкви не избежать, надо только внутренне быть к нему готовым.


22 августа 22:04, Посетитель сайта:

Отец Зосима основатель Никольского монастыря, а Лавре уже пять веков :)



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019