22 августа 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Андрей Хоров, Екатеринбург
13 апреля 2010 г.
версия для печати

Уральская Антипасха

Несмотря на просторы нашей страны, мифогеография ее достаточно бедна. В коллективном сознательном масс-медиа варятся одни и те же амбивалентные образы: златоглавый «кровосос» Земли Русской помпезно возвышается над культурной столицей криминала, тропики зимней Олимпиады пожирают бюджет совместно с взрывоопасными горцами. «Замкадье» очерчено Золотым Кольцом провинции, стянуто жилами газопроводов, вдоль которых спорадическими всплесками растут индустриальные грибы-миллионники

Храм вместо Фонтана

Уральская антипасхаВ течение Великого поста журналист Леонид Парфенов и писатель Алексей Иванов просвещали русский мир о существовании особой уральской матрицы, где русская идентичность пашен Европы и тайги Азии переплавилась в атаноре горного Хребта России. И миф рассказанный начинает жить. Этим Великим постом в Екатеринбурге, вероятно, впервые в истории постсоветской России назревает массовая антицерковная интернет-истерия. Точнее, антихрамовая. В канун Антипасхи на Площадь Труда вышли, по разным оценкам, от 500 до 5 тыс. человек, выступившие против строительства храма, или, корректнее, за сохранение фонтана.

Проект восстановления храма покровительницы города Великомученицы Екатерины стал причиной неявного раскола населения на сторонников и противников строительства. С каждой седмицей разногласия приобретали все более яркую религиозную окраску и завершились «смертельным предупреждением» правящего архиерея Викентия храмоборцам: «Ни один человек, который противился Богу, не скончался своей смертью. Мы говорим, что противиться Богу есть очень опасно для самого человека... наказание Божие передается на протяжении семи поколений». Данный информационный акт, будь он совершен в Сети, однозначно бы интерпретировался как толстый троллинг в отношении уральского интернет-актива (читай «небыдла»), как это и было расшифровано телекомментатором ТАУ Владом Некрасовым (серию телерепортажей ТАУ смотрите ниже), принесшим извинения за провокацию.

Парадокс заключается в том, что проводимая в течение десятилетий массовая точечная застройка элитными домами и торговыми центрами, перенапрягшая транспортные и жилищные коммуникации города, не очень обращала внимание на мнение жителей города. А тут даже уральские рокеры Шахрин и Бегунов (лидеры группы «ЧайФ»), заметив, что «новостроенных храмов как грязи... надоело самоуправство властей», выступили на митинге. Прежде подобное самоуправство позволяло ребятам «отпевать» открытие молла в парковой зоне, но в этот раз строители покусились на концертную площадку в центре города.

Площадь трудаАргументы с разных сторон сводились к следующему — без истории пресно, а с историей тесно. Символично, что по проекту храм должен заменить фонтан Каменный Цветок, не обладающий архитектурными достоинствами, но внезапно в интернет-баталиях оказавшийся памятником уральским мастерам и вообще любимым местом отдыха горожан. Может, и правду сказал Алексей Иванов о том, что «Урал-язычник поклоняется не Богу и не золотому тельцу, но железу» и общественный резонанс возникает только при осязаемой борьбе символов-архетипов? В информационных войнах «святая война» образов превращается в «холивар» брендов, специфично преломленных в уральской матрице. Попробуем расшифровать этот «мессэдж» народного бессознательного сознанию медиа-масс.

УГМК против АСК

Изначально выглядело так, будто бы закладка камня «нового старого» храма готовилась к приезду Патриарха Кирилла. Однако камень заложен еще в 1992 г. еп. Мелхиседеком, да и само согласование строительных планов требует времени. Теперь же Патриарху необходимо искать слова утешения для уврачевания конфликта.

Тем не менее, даже сторонний наблюдатель во всей шумихе сможет обнаружить вытеснение конфликта «верхов» в пространство СМИ. Глобальный кризис переформатировал структуры власти и капитала в регионе. Катастрофическое падение цен на металл подорвало промышленность Урала и фактически привело к уходу губернатора Росселя. Под шум кризиса из Метрополии двинулся ползучий «пересмотр итогов приватизации», а попросту разгром региональных олигархических групп. В итоге градостроительная монополия «Атомстройкомплекс» (или в народе АСК), контролируемая мэром А.М. Чернецким, схлопнулась до небольшой конторы. С приходом нового губернатора А. Мишарина всплыли «замороженные» уголовные дела против мэра.

Исчезающее влияние мэрии привело к разбалансировке в системе власти и открыло город для влияния регионального и федерального капитала. Так, федеральную стройку посткризисной пятилетки (район «Академический») получила Ренова-СтройГрупп В. Вексельберга, оттеснив всех региональных застройщиков. Внезапно близкими к воплощению оказались и давние мечты владельца УГМК — медного олигарха А. Козицына по возрождению «златоглавого Екатеринбурга». Потенциальный Екатерининский храм как эмблема нового-старого Екатеринбурга, отстроенный при содействии нового губернатора, может потеснить визитную карточку города — Храм-на-Крови, заботливо нарисованную Росселем. И, наконец, Екатеринбургская епархия, не имеющая реальных финансовых и политических рычагов влияния и пребывающая в перманентном конфликте с мэрией, добровольно становится выразителем чаяния властных элит.

Стечение данных обстоятельств привело мэра к думам о народе. Прежде попираемая гражданская позиция оказалась единственным средством влияния мэрии на губернатора и епископа. При таком закулисном фоне и была развернута пиар-кампания против строительства храма. Даже главный архитектор города, чей уход был предопределен задолго до того, списал собственную капитуляцию на счет невозможности мириться с наступающим клерикализмом. Для сравнения, строительство тем же УГМК храма Малого Златоуста на подобной же площади Малышева прошло при молчаливом попустительстве мэрии и не вызвало особого ажиотажа в обществе.

Как можно видеть, действия СМИ по-прежнему весьма эффективны. Причем методы воздействия прямого убеждения, к каким прибегала епархия, оказались малорезультативными по отношению к непрямым действиям интернет-актива. Надо отдать должное инициаторам конфликта — они сделали все, чтобы конфликт не прошел по линии «верующие-неверующие», пытаясь перевести его в акцию «за фонтан». Тем не менее, действия обеих сторон очевидно эксплуатируют общественное мнение — скрывая победу одной олигархической группы над другой. Впрочем, из двух «зол» выиграло более доброе — в отличие от элитных районов и гипермаркетов АСК, храмы и спорткомплексы, отстроенные УГМК, не прибыльны и являются хорошим примером капиталистической «десятины».

Три скандала — три эпохи

Подобный церковный скандал — третий в истории Екатеринбурга. Первая антицерковная истерия случилась в 1999 году — во время выхода страны из дефолта. Тогда пиар-кампания по обвинению епископа Никона в гомосексуализме была оформлена в виде митинга «голубых шариков», пикетирующего литургию. Почерк внутриклановых разборок также читался без труда. Никон, по мирскому образованию бухгалтер и десантник, силовыми методами упорядочил сборы со всех храмов епархии. Два крупных монастыря, находившихся под попечительством Уралмаша, желали заполучить статус ставропигиальных, т.е. стать церковными оффшорами регионального капитала. «Технология устранения епископа» была разоблачена Романом Неумоевым и подробно описана Анной Матвеевой в книге «Небеса». Новый правящий епископ Викентий решил проблему путем «равноудаленности олигархата от епископа», впоследствии взятым на вооружение В.В. Путиным.

Второй случай — пикет Екатеринбургской епархии педерастами и закидывание их снежками из «святой воды» были прямым следствием закрытия ночного клуба силами православной молодежи. Клуб находился как раз вблизи алтаря Малого Златоуста (строительство которого УГМК началось спустя пять лет и привело к закрытию еще пары ночных клубов, находящихся по соседству). Чуть позже развлекательная индустрия погрузилась в кризис перепроизводства и, судя по «зачистке» телевещания, попала под молчаливую цензуру властей.

Так, «уральская матрица» вытесняет конфликт элит в медиа-массы по механизму противления светской идеологии Церкви. Причем неадекватное проявление конфликтов есть тень проблем всей страны. В конце 90-х гг. церковный хитон был раздираем коммерсантами, ищущими ухода от налогов на табак, в нулевых в Церкви искали защитника нравственных ценностей.

Уральская Антипасха открыла 10-ые — новую эпоху в отношениях Церкви и общества.

Уральская матрица

Причиной конкретно церковных конфликтов является отсутствие на Урале иной конфессиональной и этнической идентичности, каковой обладают соседние регионы — тюркский ислам Поволжья и язычество малых народов Сибири, где всякий конфликт проходит по множеству линий разлома. Идентичности этих регионов держатся для баланса в противовесе «госидеологии». В отличие от культурной самоидентичности «сибиряков», «уральцы» не закрепились в русском языке. И русская идентичность в уральском котле не имеет особого статуса. Всякий татарин, удмурт, белорус становится русским по умолчанию. Данный факт удивительно подмечен А. Ивановым в «Сердце Пармы» — в XV веке было очевидно, что русские никогда не освоят этот дикий край, но «только если на три сажени русской кровью пропитается». Таинственно капли крови Святых Царей довершили связывание Земли Русской в уральских недрах. Но пока что «молчащая кровь» народных масс отвергает единство православной веры с русской землей.

По мнению А. Иванова, Урал прежде всего «держава в Державе»: Строгановы содержали собственную армию, заводы Демидовых не облагались налогом, советский Урал был практически полностью закрыт даже для своих, в постперестроечной России возник проект Уральской республики. Причем данный проект в действительности не лежал в ельцинской рамке «берите суверенитета, сколько унесете». Радикальное отличие автономности Урала заключается, как это ни странно, в его абсолютной зависимости от всей России. Равноудаленный от границ России регион являет собой проекцию русской многонациональной, православной, многоконфессиональной России.

Урал является тем специфичным регионом, который в силу своей географической изоляции, вынужден развиваться и экономически и инфраструктурно с темпом всей России, и столичной, и провинциальной. Для сравнения, например, в рамках транспортной теоремы Переслегина очевидна опасность технологического развития Русской Азии. Представим, что Благовещенск догоняет по уровню промышленного развития китайский Айгун. Поскольку инфраструктурно Благовещенск никогда не будет связан с Метрополией лучше чем с Китаем, то мгновенно российско-китайская граница становится главной помехой. Для равномерного развития региона транспортное сопротивление внутри страны должно быть на порядок ниже, чем сопротивление государственной границы. Урал, претендуя на автономию, обязан сохранять и совершенствовать общегосударственную инфраструктуру, по которой сбывается его продукция. Чем более «связана» Империя в любом направлении, тем выгоднее Уралу. Практически все геополитические катастрофические прогнозы содержат в себе фразу «до Урала» — будь то немцы в Европе или китайцы в Сибири. Сама же уральская матрица оказывается странным перепутьем, равноудаленным от мировых центров Европы, Индии и Китая — «так не доставайся же ты никому».

Оттого «держава в Державе» оказывается под постоянным вынужденным политическим давлением Метрополии, не имея даже возможностей для сепаратистского шантажа. В отличие от соседей, Урал не получает иностранных грантов на развитие уральской культуры. На Урале отсутствуют идеологические противовесы госидеологии. Если во всех регионах с множеством линий напряжения давление Центра на регион может вытесняться по различным линиям разлома, то на Урале давление не имеет иного выхода, кроме как в позицию «против Москвы, не политической, но идеологической».

Агрессивный светский секуляризм, являясь идеологий отрицания, во всех регионах имеет множество очень разных противников и потому не может проявиться в полной мере. На Урале же секуляризм находит свою единственно возможную идентификацию «от противного», свое alter ego в противополагании Церкви. Поэтому в информационном пространстве региона Епископ оказываются агентом Метрополии, гораздо в большей степени, чем Губернатор. В этом свете приезд Патриарха Кирилла в Екатеринбург должен неминуемо быть обставлен как вторжение идеологии Центра, в противопоставлении которой и находит свою идентификацию светская идеология, в остальное время являющая собой пустое место. Пожалуй, эта молчаливая борьба невнятной светской веры и неадекватной православной убежденности должна была выйти на поверхность. Не стоит труда увидеть, как в уральской матрице отразились слова одного из идеологов нынешней Патриархии — К. Фролова: «Сейчас, в этот уникальный исторический момент, когда государство открыто Церкви, у Церкви нет иного выхода, как поддержать и обосновать (не убоимся слов "идеологически обосновать") нынешнее Российское государство!»

Именно в эту ловушку и попал владыка Викентий — «нет иного выхода, кроме как поддержать и обосновать» желания олигархата и содействие губернатора. В итоге теряющие влияние региональные лидеры начинают играть на противоречиях народа и власти, подгружая гораздо более удобную и абсолютно бессмысленную идеологию противопоставления гражданского общества Церкви.

Так конфликты элит посеют зубы дракона на русской земле, искусственно размежевав ее на «православную» и «секулярную». Причем выбор для всех окажется искусственным. И политтехнологии эти (пожалуй, уже нездешнего происхождения), закрывают возможность истинной политии и искренней веры.

Великая Среда.

Великий Четверг

Великая Пятница


Прикреплённый файл:

 Уральская антипасха, 11 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

13 апреля 14:55, Военрук:

Иерархи - с олигархами. Священники - с народом.

Верхушка РПЦ, также, как и московское "професссионально-патриотическое" движение, - во всем поддерживает олигархическую власть, выступает против интересов трудящихся. Она стремится к слиянию с Ватиканом, к преходу награбленных олигархами богатств под охрану НАТО.

В то же время, духовенство, живущее в исторической России - солидарно с простым народом, разделяет его чаяния. Оно является аванградом борьбы за освобождение нашей страны от иноземного влияния, за восстановление достойного уровня жизни и сохранение традиционных ценностей.

Консервативное духовенство - всегда против папизма и экуменизма. Священство, вместе с трудовым народом, сделает все для духовного обновления России, для очищения епископата от натовских прихвостней.


13 апреля 16:26, Александр:

А.Иванов -масон

Возможно и фильм Иванова и атака на храм в Екатеринбурге - это звенья одной цепи.

Алексей Иванов сценарист фильма Царь как минимум увлекается масонством. Официальный сайт автора и его творчество насквозь пропитаны явной масонской символикой. (однозначные масонские символы есть кстати и на официальном сайте Лунгина). Но на сайте писателя Иванова их настолько много, что это сложно считать простым совпадением. И это уже точно не совпадение, что книги малоизвестного российского писателя Иванова были изданы во Франции (т.е. изначально не окупаемый проект) издательством некого профессора – слависта Жоржа Нива (Georges Nivat), который, читает лекции в европейских университетах на тему - масонство в русской литературе.

http://mobyddick.livejournal.com/32205.html


14 апреля 12:03, Посетитель сайта:

Обычная провокация. Какая нормальная молодежь будет в наше время всерьез бегать с лозунгом "Труд выше религий"?


16 апреля 17:14, Посетитель сайта:

Да, вы правы. Если молодёжь ценит труд, то это конечно же ненормально! Нормальная молодёжь пьёт, колется, ворует и молится :)


16 апреля 23:45, Посетитель сайта:

Не смешно

"пьёт, колется, ворует и молится :)"

одно из действий лишнее. Те, кто молятся, точно не наркоманят и не воруют. Несовместимо это. А труд... да его и в совке не ценили выше чем 3 коп в киоске.


17 апреля 13:51, Посетитель сайта:

> Если молодёжь ценит труд, то это конечно же ненормально!

Да, заметно на фото - стоят ударницы труда.


19 апреля 00:49, Анатолий:

Не надо рассказывать сказки про "агрессивный светский секуляризм". Достаточно вспомнить "Письмо академиков", озаботившихся "клерикализацией" общественной жизни в России, теледебаты о введении в школьную программу предмета "Основы православной культуры". Кто там заправлял? -Представители "малого народа", (которого всегда подавляющее большинство в телеящике).

В современной России, 80% населения которой идентифицирует себя православными, нет стихийных антицерковных выступлений. Все они тщательно организуются скрытыми кукловодами.


19 апреля 21:55, Посетитель сайта:

"Не надо рассказывать сказки про "агрессивный светский секуляризм". Достаточно вспомнить "Письмо академиков"…"

А эти академики при какой власти стали академиками? При иностранной что-ли?

СССР был задуман, реализован и на первых порах держался ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на представителях того самого "малого народа". Живыми реликтами той эпохи выступили пресловутые "акадЭмики" с характерными фамилиями.


22 апреля 15:14, Анатолий:

Когда высылали на двух пароходах русских философов ,ученых, богословов, в институты и университеты прходили черноволосые кудрявые люди и сильно картавя спрашивали: "Где тут записывают(!) в кгасные пгофессога?" Это из воспоминаний И.Ильина.


22 апреля 23:26, Виктор:

"...сильно картавя спрашивали: "Где тут записывают(!) в кгасные пгофессога?""

И вождь-то у них тоже был картавый!


24 апреля 01:16, Анатолий:

Бог шельму метит: кого картавостью(самый человечный), кого - дьявольской меткой(лучший немец), кого - рыжиной, как Чубайса, Геббельса - хромотой, а Ющенко так рожу разворотил, чтобы даже западенцы поняли, кто ими правит. Да вот не внемлят люди совершенно ясным знамениям!


24 апреля 17:02, Виктор:

Сталин тоже ведь имел физические дефекты. Сухая рука. А его тут в "великие" со знаком плюс записали!


26 апреля 11:01, меченый:

ответ Анатолию

Анатолию:

Вот бы посмотеть на Вас, милый друг, и послушать речь Вашу. Исключительно чтобы увидеть немеченую ничем и никем (и уж паче чаяния Богом) нешельму (читай: саму Святость)


26 апреля 18:05, Анатолий:

Простите, уважаемый, если я Вас обидел. Но ведь это всего-навсего народная пословица-примета...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019