7 декабря 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Павел Зарифуллин, Центр Льва Гумилёва
26 июля 2013 г.
версия для печати

Раджа, дарующий Волю

С огромным уважением к Василию Макаровичу Шукшину

Посвящается Георгию Осипову, а также «Р.В» (1)

Плясали: Ус, Мишка Ярославов, Федор Сукнин, Лазарь Тимофеев, дед Любим, Семка Резаный, Татарчонок, Шелудяк, Фрол Разин, Кондрат – все. Свистели, орали.

Видно, жила в крови этих людей, горела языческая искорка – то был, конечно, праздник: сожжение отвратительного, ненавистного, злого идола – бумаг. Люди радовались.

Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю»

Вдыхая запах брошенных в огонь и сожженных плодов, скифы пьянеют от него так же, как эллины от вина. Все больше плодов бросают они в огонь и все сильнее пьянеют, пока не поднимаются и не начинают плясать и петь.

Геродот «История»

В 1971 году худсовет студии окончательно зарубил картину о Разине и разрушил страстные надежды Шукшина. Наблюдатели вспоминают, что когда Василий Макарович вышел оплёванный, то тихо зарычал: «ВСЕ. Пусть отныне судьбу России решают балерины. Па-де-де — С комсомольским задором… ТОШНО». Шукшин понял всё и сразу. Что в брежневской России для Степана Разина, для стихии чистого света – уже места не было

Шукшин

Шукшин – Скиф

Василий Макарович Шукшин остался в нашей памяти, как человек активный, сильный и подвижный. Он едет в поезде, плывёт на пароме, катается в такси. Скончался Василий Макарович на корабле, как истинный русский кочевник. Небывалая сила двигала его, неся в неудержимом потоке, словно редкую алтайскую птицу. Поезд едет-едет-едет и… перелетает реку без моста. Как без моста?! На воздушной подушке.

В русской культуре начала XIX века страсть к путешествиям именовали «скифством». Прославились странничеством Пушкин и Гоголь, но более всех – Денис Давыдов – подлинный «скиф» революционной войны с Бонапартом.

Однако помимо смерти необходимо зафиксировать и место рождения великого человека. На Родине Шукшина в деревне Сростки Алтайского края археологи недавно обнаружили скифское городище, построенное в VIII веке до н.э.

Т. е. Шукшин мало того, что умер как скиф – в походах и скитаниях, он ещё и родился буквально на скифском кургане. Получается, что сама биография режиссёра не даёт нам права в «скифстве» Шукшина усомниться.

У всех есть свой Шукшин, свои любимые фильмы. А мы будем говорить о том, что Шукшин не сделал, не сотворил, о его грёзе. Она украшала изнутри его творчество, не бросаясь на глаза. Мечта осталась в буквальном смысле за кадром. Задуманное сам Василий Макарович считал самым значительным делом жизни. И в этом «несвершённом» Шукшина кроются настоящие сокровища. Клады Стеньки Разина.

Он «горел» Грёзой о Степане Разине, считал атамана, чуть ли не Мессией рода человеческого, ставил его на одну доску с Христом!

«И героев-то таких в истории человечества — девять-десять: основатели религий, Христос в том числе, вожди народных восстаний, не все: Пугачев сюда не может быть отнесен. Наполеон тоже «не вышел» на такого героя, хоть шуму наделал больше всех их. Разин…»

Всю жизнь Шукшин писал одну и ту же книгу, пошёл в режиссуру, чтобы снять один единственный фильм. Параллельно публиковал отличные книги и снимал шикарные фильмы. И бредил-бредил Степаном Разиным.

Раджа

Грёза о Разине априори является скифской, потому что Разин и есть архетип Скифа: мобильного, пассионарного, благородного, нестяжательного, мужского, иного.

Но есть ещё экспертное заключение евразийского лингвиста. Теодор Шумовский великолепный знаток происхождения русских слов доказал, что фамилия «Разин» – это вовсе не принадлежность к семье. Это почётный титул степного аристократа – однокоренной древнему слову «Раджа». (2)

Так в Индии до сих пор именуют сиятельных князей – потомков скифов и эфталитов (белых гуннов), захвативших Индостан во времена «раджпутской революции» VII века. Ну да, Разин – Скиф. Такой же, как Василий Шукшин.

Солнечный Русский

Людей, подобных Степану Разину, «Новые Скифы» называют Солнечными Русскими. Они презентуют русский мужской архетип. Для Солнечного Русского, реализация его мужского «Я» – это не главное. Он бросает сердце на алтарь Иного. И он не победим.

В Берлине в Трептов-парке стоит памятник русскому солдату работы Вучетича. В одной руке солдата – меч, в другой – спасённый ребёнок.

Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенки Кузбасса Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года.

Русский герой дошёл до Берлина, пройдя по головам врагов и друзей. Согласно психоаналитике Адлера и философии Ницше дальше он должен реализовывать своё «Я» и волю к власти, которой у него до черта (иначе бы он ни до какого Берлина не добрался). Он должен брать трофеи и угонять в Россию рабов. Так и делали немцы – белокурые бестии. Русаки же мои не так. Русский солдат погибает в Берлине, закрывая своим телом немецкого ребёнка. Это крах для западного мировоззрения, да и для любого другого. Такое поведение Мужчины-Триумфатора алогично.

Но Солнечный Русский пришёл из Иной страны. Мы победили Германию не тогда, когда закрутили ей кишки по Бранденбургские ворота. А в минуту конца войны, когда русский солдат отдал жизнь за немецкую девочку в городе Берлине.

Разин – любит!

Вот и Степан Разин – Солнечный Русский, потому что он живёт для других, он разменивает свою волю на волю других. Он бесконечно любит свою удивительную страну и свой странный народ. Воин, в котором живёт любовь – заговорён от поражений. Как Разин, непобеждённый никем по сию пору.

«Разин — это русская трагедия. Сколь способен любить Разин — столь любит народ, породивший его, сколь ненавистны ему страх и рабство, так они прокляты изначально прародителем его — народом. В то далекое время народ не знал, как освободить себя. Не знал и Разин. Если б знал, освободил бы. «Я пришёл дать вам волю» — и принял топор палача. Разин не может быть жесток исторически. Жесток, тот, кто губит из страха и властолюбия. А Разин любит!» (3)

Счастливая фраза «Разин любит!». Словно пароль в Царствие Небесное. Ведь корнями Разин-Раджа вырастает из небесной Сварги – жилища всеблагого и стогневного, щедрого, могучего, яростного и непобедимого громовержца Индры. Раджпуты – дети Индры, как и казаки.

Индра

Историк религий Жорж Дюмезиль интересно описал характеры и повадки древних арийских богов. Варуна сковывает и вяжет землю и небо. Митра организует справедливый порядок.

А Индра приходит и выносит всё к чёртовой матери, забрасывая планету иными мирами. Ведь всем известно, что во время сильной бури торнадо часто швыряют в почву не только птиц, автомобили и насекомых. Сверху падают также тритоны, удавы, пламенные головни, затянутых в атмосферу комет. А те несут споры новой инопланетной жизни. Кусочки звёзд и энергию чистого света. И жизнь не кончается. Она начинается.

Таинственная сила Индры в его «ваджре» – алхимической квинтэссенции молнии и алмаза. Словно капельница-гроза она наполняет кровь героев соком небесных берёз.

Воля вихря

Философ Делёз утверждал, что тайный сговор двух властителей Митры и Варуны породил Государство. И все властители мирские по сию пору копируют космических владык. Один царь вяжет, разводит, второй – пишет законы. Один «проворачивает», другой «заявляет», один околдовывает, другой судит. Они выстроили всех под свой бесконечный имперский бадминтон, королевские шахматы. В такой ситуации стихия чистой жизни обречена на рабство этих дихотомических качелей. Всё поделено между Митрой и Варуной. Ты за Pussy Riot или против Pussy Riot? Два дракона вцепились друг в друга.

Ты за царя или за патриарха? За Никона или за Алексея Михайловича?

Но внезапно является Индра-Степной-Раджа-Степан-Разин…

Иной из Иного – Сильный – С-Той-Стороны, из Ниоткуда. Он утверждает: «оба хуже». И как в клипе группы «НОМ» «Спорт вреден!» – выбрасывает шахматы и ракетки в окно. Он не принимает никаких ограничений и разграничений, он не играет по установленным кем-то правилам. Он существует вопреки. И вот этот Господин Вопреки речёт задушенным драконами людям: «Я пришёл дать вам волю!»

Балет

Воля и молния «Раджи» должна была преобразить страну Советов 70-х годов через главный фильм Василия Шукшина.

Но что же произошло? Почему шукшинский марш ветров умчался в космическую дыру? У меня есть личное предположение на эту тему. В порядке дискуссии.

Вова Акваланг однажды сделал фотографию на форуме «Россия 2020» – на ней я и балерина Волочкова. Фотография несколько кривоватая. Изящная балерина застыла вполоборота с немым вопросом: «Павел, мы будем с Вами фотографироваться?». А ваш покорный слуга играет желваками и со злостью смотрит вдаль. Это притом, что я прекрасно отношусь к Волочковой и всегда любезен с женщинами. Но Акваланг, как заправских джазмен выхватил синкопу конфликта, точку нуменозности, потоки инвазий. Секунда туда – секунда сюда: все улыбаются. И отправляются в портфолио.

Ну а это тогда что такое?!

Вова повесил «битое» фото у себя в ЖЖ под названием «Революционер и балерина». Неминуемо пошли весёлые комментарии. Например, от Анонимуса: «У него же желваки, как у Шукшина, играют».

Я совсем забыл о мимолётном приключении пока не начал входить в историю взаимоотношений Шукшина, Степана Разина и киностудии имени Горького.

В 1971 году худсовет студии окончательно зарубил картину о Разине и разрушил страстные надежды Шукшина. Наблюдатели вспоминают, что когда Василий Макарович вышел оплёванный, то тихо зарычал: «ВСЕ. Пусть отныне судьбу России решают балерины. Па-де-де — С комсомольским задором… ТОШНО».

И страшно «заходил» желваками.

Я не собираюсь сравнивать себя с Шукшиным и наоборот, мы всё же разные люди. Но здесь видимо сработал один и тот же скифский рефлекс. Рефлекс отчуждения чистой жизни от рациональной культуры.

Ведь балет как элемент культуры – суть монетизация творческих усилий цивилизации. Это часть багажа оккупационной элиты. Он находится в рамках договора Митры и Варуны. Балет есть забава аристократов-митраистов. И глупо предъявлять претензии запонкам или пенсне Митры. Претензии надо предъявлять самому Митре и его благородным нобилям, за то, что они жрут русский народ, аки клопы ненасытные тысячу лет.

Балет – удел королевских особ, как и шахматы. В нём есть правила и строгие па. Он прекрасен и эстетичен. И мёртв. Он разрезанная часть бытия. Воронёнок на глазу у погубленного Ивана-Царевича.

А скифство Степана Разина – это Живая Вода. Она создаёт, рождает, взрывает, ломает через колено, обновляет, чарует, дарит счастье и побеждает. Вода, насыщенная бриллиантовой кровью волшебных молний. Вода сияющей далёкой планеты.

Балет и культура живут в теле страны, но горе стране, где господствуют исключительно любители балетных. Как в России перед 1917 и 1991 годом. Тогда стране каюк.

Шукшин понял всё и сразу. Что в брежневской России для Степана Разина, для стихии чистого света – уже места не было.

Пляска Степана Разина

Но марлезонский балет никогда не бесконечен, а уж в России – тем паче. Великие князья веселятся с балериной Кшесинской, но рукоятка нагана Бориса Савинкова уже стучится в ложу генерал-губернатора. И Ванечка Каляев отправляет к чёртовой бабушке главного любителя русского балета князя Сергия Александровича. Ну а дальше в Большом сходятся бесконечные братья Степана Разина – в матросских бушлатах и крестьянских полукафтанах. Они съехались на съезд советских депутатов. И обнажённые пьяные вакханки швыряют с пьедестала статуи балерин.

И Айседора Дункан, бежавшая в страну Степана Разина, запускает баранью голову свободного танца в европейский балет.

А Разин срывает шапку, хлопает ею оземь. То был пляс и не пляс – что-то вызывающе-дикое, нагое: так выламываются из круга и плюют на все.

Ходи! – заорал он. – Тю!.. Ох, плясала да пристала, сяла на скамеечку. Ненароком придавила свою канареечку! Не сбавляй!.. Вколачивай!

К атаману подстраивались казаки и тоже плясали: притопывали, приседали, свистели, ухали по-бабьи… Наладился развеселый древний круг! (4)

Черкасские свадьбы

В городе снова всё идёт по плану – Варуна и Митра чинно жрут человечий пирог, очередной королёк ведёт заседание правительства, очередная ведьма в монокле глядит на Есенина и плюётся, очередной пиарщик выносит Ленина из мавзолея. Но Силе всё равно, она, как зараза, пролетает мимо и сквозь приказных, полицейских и медийных. Она отрыгивается официальной культурой, её нет на картах GPS, она выкинута из договора элит и повестки дня Государственной думы на 1000 лет вперёд.

Но Григорий Распутин приплясывая и улыбаясь в усы, снова мягко ступает на Невский проспект. Он не предусмотрен никем, но он несёт в себе Сразу Всё.

Карл Густав Юнг – психоаналитик дальше всех подошедший к интересующей нас проблеме, повествовал о Духе Меркурии. Об отринутой официозом права, государства и церкви стихии чистой жизни. О золотой Силе царства Великанов и Карликов, сокрытой за отделяющей мир сей стеклянной стеной. С-Той-Стороны в неё стучатся ножками нерождённые дети.

И Сила вольного царства Степана Тимофеевича забрасывает эти города тысячами жар-птиц.

Когда казаки-революционеры в 1669 году заняли столицу Дона Черкасск, то русский пророк Степан Разин потребовал играть свадьбы по-новому (или очень по-старому): «Поставьте молодых у дерева, дайте им чару из вина и крови, да пляшите вокруг них хоровод. Вот и получится у вас разлюбезная парочка».

И великолепно плясали казаки-женихи и серебряный снег парил над головами невест.

«Новые Скифы» – партия С-Той-Стороны. Партия разинских кораблей, плывущих с изумрудных холмов Мазендерана. Мачты у них с радужными парусами, словно хвосты павлиньи. Они ходят в страну, где нет различий, противоположностей, где смерти нет места, где круглые сутки карагоды играют свадьбы. Оттуда несут медовые реки первобытную Силу и Танцы. С осенних холмов Алтая, с огненных ветров Гиляни, с винных рек Черкасска, с Солнцевых гор Золотых.

Оттуда скачут к нам плясуны свадеб и переворотов – Мужчины С-Той-Стороны: Индра, Разин, Шукшин…

Чудаки и поджигатели. Они врываются в драконий порядок и режут и жгут его на куски.

Митра будет повержен, а Варуна прижат копием. И оба завязаны колесом.

Азартные скифы-близнецы в золотых масках с грифоньими клювами!

Летят!

Танец в скифской юрте

Эта пляска завершит наше эссе о Разине и Шукшине. Её могло бы и не быть, но она здесь и никто ничего с этим поделать не может! Пляска раскручивается как ураган, отодвигая световыми руками, кистями, коленями, ладонями, мизинцами тени и сны, прошлое и будущее.

Так плясали русские княгини в татаро-монгольских юртах. Меркуриальные листья летели во все стороны, так что свиристело в ушах. Пламя Татарского океана успокаивалось и белые русские лебеди кувыркались в его огненных волнах.

Раз-два-три – и нет Орды. Орда стала русской аристократией, а Русь – Красной ордой от Татарского пролива до Финского залива.

А пляска разворачивалась, мелила-мелила, наполнялась крылами и станами. Образы рождали звуки, будто шептались стружки, перья, цветы, насекомые, живущие в дереве. Танец обретал световую длительность, прыгал змеёю, обнимал облаком.

Белое солнце скакало, крутилось каруселью. И только ритмический стук в стену, в потолок и в пол накатывал новые наскоки.

Так в молочных реках Града Святого Духа дышали и вертелись прыгуны-молокане. Дух нисходил, растворяя длинные и чёрные поля страстной небесной солью. После всегда прорастали горластые кристаллические травы. И звенели-звенели-звенели, вызывая последний пламенный дождь.

Ликующий единорог нарезал круги вокруг спящего льва. Скимен сразу проснулся и от удивления открыл алую пасть алхимической свадьбы.

А пляска продолжалась. Продолжается. Отныне она будет вечной. Она больше никогда не остановится. Она заберёт в свои круговороты и сердцебиенья лесные поляны и степные просторы.

А из сияющего моря пляски любви смотрели миллионы золотых рыб. Они зажигали огни бесконечных глаз.

(1) Одно из объяснений аббревиатуры «Р.В.» – «Русский Восток» – тайное общество, созданное в российском генштабе генералом Снесаревым. Ставило своей целью «скифское преображение» Руси, а также присоединение к России Синьцзяна, Тибета, Северного Ирана, некоторых частей Афганистана, а также освобождение Индии от Британского господства. В разные годы к обществу принадлежали такие разные люди, как Шапошников, Рерих, Блюмкин и Изенбек.

(2) “Раджа» происходит от индоевропейского корня rāj со значением «быть во главе чего-либо», а также «блестеть, сверкать»

(3) Василий Шукшин – заявка на сценарий фильма «Я пришёл дать вам волю»

(4) Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю»


Прикреплённый файл:

 shukshin.jpg, 13 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019