6 апреля 2020
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Роман Багдасаров
4 августа 2013 г.
версия для печати

"Русь - Новый Израиль": 20 лет спустя

Текст выступления на VI-м собрании Общества христианского просвещения : "Бренд православия: к 1025-летию Крещения Руси"

Итак, каковы перспективы бренда русскости в православии? Появятся ли у РПЦ откуда-то силы и возможности, чтобы стать действительно христианской церковью? Видимо, будет усилено использование РПЦ как некоего "хранителя русскости", однако они никогда не будут иметь собственного права голоса в этой концепции...

Я бы хотел сказать о причине, по которой русское православие, как религиозный бренд, никогда не будет всемирным брендом. То, что оно сейчас хоть как-то еще распространилось, и распространилось, в частности, в Америку, это заслуга, с одной стороны эмигрантов русских, а с другой стороны — заслуга той влиятельности, которую приобрели идеи, исходившие из Советского Союза.

На самом деле использована была именно эта волна. Если бы ее не было, то ни о каком, там, русском православии в Америке и в более отдаленных регионах, я думаю, мы бы не услышали…

Корень зла, мешающий русскому православию превратиться во всемирный бренд, находится в концепции, которую я обозначил еще в 92-м году. Правда, я ее не демонизировал, просто о ней рассказал, даже, каюсь, в значительной степени романтизировал. Концепция носит название «Русь — Новый Израиль». Было опубликовано в «Граде Китеже», 5 номер за 1992 год. Это первая независимая православная газета, в принципе, которая выходила без виз каких-либо духовных учреждений, выпускавшаяся независимым коллективом православных авторов. Сергей Фомин был ее редактором.

Для «Китежа» я начал писать серию статей, продолжение потом публиковалось еще в «Жизни вечной» (тоже независимое православное издание). Конечно, я относился к этому несколько по-другому, чем сейчас. В то же время, я не предполагал, что эта концепция когда-нибудь снова воплотится. Поэтому текст был, скорее, поэтический, основанный на исследовании Ефимова, дореволюционного историка церкви, выпустившего брошюру в 1916 году в городе Казани, которая точно так же называлась «Русь — Новый Израиль». И я не придумал ничего нового, кроме как расширить его концепцию. Потом этим занимался Данилевский (Игорь Данилевский, я имею в виду). Историк, который, в общем, более фундированно, чем я, и более критически все это развил и который, сейчас является главным исследователем данной концепции и автором, пишущим на данную тему в академическом ключе. Его первые статьи на эту тему появились совершенно синхронно с моими в 1992 году.

[…] Итак, в Новом Завете мы не найдем рассуждений о всемирной миссии христианства. Мы вообще не найдем таких понятий, как человечество. И проповедь Х