15 декабря 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
23 марта 2005 г.
версия для печати

Имперские символы и фекальная масса

Сравнивая постановку «Детей Розенталя» с акцией Гельмана «Россия-2» и выставкой «Осторожно, религия!», легко убедиться, что это явления одного ряда. «Дети Розенталя» представляют собой попытку затопить имперские традиции русской культуры фекальными массами поп-арта

Искусство поп и соц-арта, которым всю свою жизнь занимался "король гноя и сала" Сорокин, несмотря на отдельные успехи, по-прежнему остается недоступным основной массе населения, что и демонстрирует реакция депутатов. Эта реакция, увы, предсказуема и учтена, заложена в основание самого метода.

Заставить известных культурных «кумиров» с узнаваемым, по многочисленным портретам, имиджем действовать в современной социокультурной ситуации, общаться с проститутками, братвой и т.п. – в высшей степени провокативно.

Это комический жанр, культурные корни которого уходят в античность, к комедиям Аристофана. Реакция «оскорбленной невинности», которую демонстрируют депутаты, к сожалению, показывает невысокий уровень их гуманитарного образования. Странно и глупо поднимать вопрос о нравственности в центре Москвы, где на каждом шагу можно увидеть гораздо более целостные образцы безнравственности: вызывающие во всех смыслах билборды, казино, ночные клубы, рекламу и т.д.

Весь нравственный пафос, на самом деле, может сводиться только к тому, что Большой остается последним бастионом классической морали в окружении зла. Однако, эта мораль, как и оперное искусство в целом, — буржуазны по происхождению и отнюдь не являются образцом истинной нравственной чистоты.

Морализаторский подход к принципиально аморальному творчеству Сорокина смешон и непродуктивен, ибо задача современного художника – заинтересовать как можно большее количество людей своим искусством, лишь бы его читали, смотрели и т.д. Если его творчество не будет нести провокативного заряда, им никто сегодня не заинтересуется.

С другой стороны, сравнивая постановку «Детей Розенталя» с акцией Гельмана «Россия-2» и выставкой «Осторожно, религия!», легко убедиться, что это явления одного ряда.

Выставка в сахаровском центре, ставшая материалом для суда, призвана бить по религиозным основаниям русского общества, гельмановский перформанс направлен против традиционной для России сакрализации власти. В данном же случае речь идет о дискредитации ещё одного имперского символа.

Несмотря на всю буржуазность оперного искусства, нельзя не признать, что в России Большой театр все же стал элементом аристократической и даже монархической культуры. В становлении Большого деятельное участие принимал такой образцовый Царь-государственник, как Алекандр III. Чайковский не состоялся бы без высочайшей поддержки. Далее, в эпоху Дягилева Большой становится символом русского искусства вообще — быть может, последним символом русской дореволюционной культуры. С начала ХХ в. Большой театр во всем мире стал синонимом русскости.

Итак, если «Осторожно, религия!» бьет по религиозным чувствам, «Россия-2» – наносит удар по чувству сакрального в отношении государства, то «Дети Розенталя», не являясь в прямом смысле русофобией (там скорее снижаются классические персонажи музыкального "олимпа": в их числе Моцарт, Вагнер, Верди), целится в последний символ имперской культуры и тем самым так же успешно, как и первые две акции, бросает вызов сакральным основаниям Русской цивилизации.

Аполитичный Сорокин (общественные взгляды его ограничиваются вялым антисталинизмом) используется в данном случае почти «втемную» в самых непосредственных политических целях. Постановка на сцене Большого такой оперы – разрушение символа большого национального искусства. Поэтому эта акция антинациональна.

Журналисты, даже патриотически настроенные, зачем-то ставят проблему художественной рецепции Сорокина и его творчества, в то время как надо ставить проблему полноценного антирусского культурного заказа на высшем государственном уровне.

Программа «Культурная революция» воинствующего безбожника и русофоба Швыдкого, крышующего эту постановку, наносит вреда стократ больше, чем все творчество Сорокина, помноженное на всю гнойно-фекальную массу, выложенную на страницах его книг.

Тем не менее «Дети Розенталя» и представляют собой попытку затопить имперские традиции русской культуры этими самыми фекальными массами поп-арта, венчают ряд антиимперских ударов по значимым национальным символам, поэтому правильным было бы осуществлять постановку в не столь исторически маркированных центрах – возможно, как верно предложила депутат И. Савельева, место этой постановки – «экспериментальная сцена, молодежные и новаторские театры».

Однако вся современная европейская культура прошла путь перевода маргинального в официальное. Таковы законы постмодерна. Не минуют они, видимо, и Россию.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

23 марта 18:39, Посетитель сайта:

Честно говоря, такая кампания против Владимира фекального навевает две мысли: 1) или Вова сам денег забашлял Якименко и Ко

2)либо инициаторы этой кампании клинические идиоты


23 марта 21:25, Посетитель сайта:

Русофоб Швыдкой готов продать даже мать родную за звонкие сребреники. С ним всё ясно - его поставят в первых рядах черного списка. А вот эта история с Большим театром, ярко показала, насколько прогнила прослойка интеллигенции - ну как перед началом октябрьского переворота!


5 апреля 19:09, Навобор:

А я не вижу тут ничего удивительного. После окончания "хождения в народ" интеллигенция стало надежным оплотом русофобства, что наблюдается уже более сотни лет. Но кроме того происходило постоянное изменение качественного состава интеллигенции. На мой взгляд сейчас гордое знамя сего отродья несут актеры различного пошиба, писателишки, шоумены и подобная шушера. И не будет порядка на Руси, пока мы не выметем все это отребье поганой метлой, как ляхов в 17 веке.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019