Дорогие посетители!
Сайт "Правая.ру" существует исключительно благодаря Вашей помощи.
Пожалуйста, поддержите Правую.ру!
Z123200596836 R374009602500
9037920273
41001442968978
26 июля 2016
Метки

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
29 сентября 2009 г.
версия для печати

Историософия

Историософия – это целостная концепция истории на основе определенного миропонимания [i]. Несмотря на довольно позднее происхождение понятия [ii], историософия довольно долго существовала как донаучное знание — опыт концептуального видения смысла мировой истории. Философская энциклопедия дает следующее определение: историософия — концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла [iii].

В.Н. Зайцева определяет историософию как метафизику истории.Пожалуй, ключевыми в этих определениях являются слово «целостный» и приставка мета-. Не всякая философия истории может быть названа историософией. Мы можем говорить об историософии только тогда, когда, во-первых, есть целостный взгляд на историю, понимание ее как целого. А такое понимание, во-вторых, неизбежно оказывается пограничным – выходящим за рамки как собственно истории как науки, так и философии. Поэтому при определении историософии и возникают такие понятия, как мета-физика и мета-история. Отсюда и современная критика историософии как научной дисциплины, о чем речь пойдет ниже.Современный исследователь В. А. Кошелев называет историософию «особенной наукой»: «Она отличается от классической философии истории (представленной, например, у Гегеля): она менее занимается выяснением логики мирового исторического процесса, причинно-следственным «сцеплением» событий, рациональным объяснением их существа. Историософия – это интуитивное переживание судеб народов, эстетическое и этическое осмысление основ их исторического бытия, отыскание «корней» и прозрение будущей «судьбы» [iv].

К. Г. Исупов также настаивает на том, что историософия – это эстетическое переживание истории. С XIX в., пишет он, идет эстетизация истории в русской мысли, эстетизация материи факта, события, процесса, эстетическая мотивация поступков и т.д. [v]. Р.Ф. Юсуфов дополняет его: «Эстетическое постижение истории принципиально нерационалистическое… оно вводит в историю экспрессию Откровения, выявляет интеллектуальные и духовные аспекты истории» [vi].

В таком случае мы можем предположить, что литературные или близкие к литературным жанры – более органичная форма для историософских построений. И русская литература XIX-XX вв. полностью подтверждает данный тезис. Поэтому в последнее время и возникает разговор о художественной историософии, поэтической историософии, историософской поэзии и т.п.

[i] См. Я. Бутаков. Историософия. http://www.pravaya.ru/govern/392/2096

[ii] Впервые термин «историософия» употреблен в докторской диссертации Чешковского «Пролегомена к историософии», Берлин, 1833.

[iii] Философская энциклопедия. М. 1998.

[iv] Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях. М. 2000, с. 195-196.

[v] Исупов К.Г. Русская эстетика истории. Спб. 1992. с. 23.

[vi] Юсуфов Р. Ф. Историческая наука и историософия литературы: (о науч. и эстет. постижении истории) // История национальных литератур: перечитывая и переосмысливая. – М., 1996. – Вып. 2. – С. 5–41. С. 32
Все статьи с этой меткой:
23 февраля 2016 г. | Правый взгляд | Андрей Ашкеров
В состоянии транзита

За короткий период времени произошло множество событий: слияние двух чёрных дыр, подтвердившее гипотезу гравитационных волнах, встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, ползучая революция Трампа в Америке, которая, скорее всего, закончится ничем, но уже стала явлением из разряда «так не бывает». Наконец, смерть Дэвида Боуи и Умберто Эко. Даже на поверхностный взгляд, кажется, что за какие-то полтора месяца всего этого слишком много. Означает ли происходящее, что время очередной раз «вывихнуло сустав» или, напротив, обозначило какие-то новые, ещё неведомые закономерности? Или мы и вовсе стоим на пороге апокалиптической «жатвы», которую предрекали пророки и мистики?


13 апреля 2015 г. | Правый взгляд | Джон Милбанк
Град иной: Контр-история

Постмодернистская (или «пост-либеральная») теология должна отвергнуть две формы «фундаментализма». Сфера чувств, эмоций, вдохновений и переживаний больше не может представлять себя в качестве новой стороны универсальности, твердой «базы», на которой должно основываться религиозное и на которой нужно строить теологию


20 марта 2015 г. | Слева направо Справа | Независимая газета
Сердце тьмы, или Травматическая инклюзия

Возможность универсальной деструкции человеческого космоса также присутствует в списке траекторий исторического сюжета. - Александр Неклесса публикует расширенный текст доклада на конференции «Арабский кризис: новые вызовы», секция «Феномен «Исламского государства»: природа, тенденции, перспективы развития». Институт Африки РАН, НИУ «Высшая школа экономики»


7 января 2015 г. | Книжная справа | Мануэль Саркисянц
Россия и мессианизм

Традиция русского народного христианства пронесла сквозь века представление, согласно которому Христос по сей день скрывается где-то на земле. В наше время, как и столетия назад, странствует по свету неузнанный Бог; его удел — унижения и нищета; являясь порой людям, он вызывает у них жалость


9 декабря 2014 г. | Правый взгляд | протодиакон Андрей Кураев
Cв. Владимир, Путин и Херсонес

История это не газопровод. Попытка провести историческую линию от Херсонеса до Москвы, тщательно обходя Киев, слишком уж фантастична.

В общем, раздумья над этим фрагментом послания президента ставят меня перед выбором: или придется считать, что президентские спичрайтеры набраны из безнадежных троечников. Или же придется прийти к выводу о том, что «эта экскурсия велась для колхозников»


14 января 2014 г. | Правый взгляд | Петр Новак, Варшава\Белосток
Прием Антихриста

Хотя мы и ищем добра в качестве морального долга, в результате мы делаем зло. Так уж мы устроены. Следовательно, если бы нас осудили, нас осудили бы не за наши грехи и дела, но за недостаток любви, даже за недостаток заинтересованности в Христе. Но именно эта Любовь была подменена абсолютной истиной


4 августа 2013 г. | Правый взгляд | Роман Багдасаров
"Русь - Новый Израиль": 20 лет спустя

Итак, каковы перспективы бренда русскости в православии? Появятся ли у РПЦ откуда-то силы и возможности, чтобы стать действительно христианской церковью? Видимо, будет усилено использование РПЦ как некоего "хранителя русскости", однако они никогда не будут иметь собственного права голоса в этой концепции...


6 июля 2013 г. | Правый взгляд | Дмитрий Ахтырский, Нью-Йорк
"Крещение" "Руси" - кем, кого, во что и как

Проникновение христианства на «Русь» в результате унификаторских действий Владимира привело к заимствованию единственной уже готовой формы христианства... Были унаследованы, таким образом, и все основные византийские болезни, и имперская «деевангелизация» учения Иисуса.


5 апреля 2013 г. | Дневники | Илья Бражников
От "метафизики истории" к теологии Революции

Изборский клуб 4 апреля 2013 г. провёл дискуссию "Метафизика русской истории". Участникам обсуждения предлагалось "наметить программу изучения различных духовных, историософских, мистических, конспирологических, "энигматических" сюжетов прошлого и настоящего Русской цивилизации, объединяемых той или иной перспективой смысла истории, Промысла в истории, чуда в русской истории, миссии России". Публикуем тезисы И. Л. Бражникова


9 февраля 2013 г. | Правые люди Имена России | Илья Виницкий
Жуковский Василий Андреевич (1783 - 1852)


2 ноября 2012 г. | Правые люди Имена России | Дмитрий Ахтырский, Нью-Йорк
Андреев Даниил Леонидович (1906 - 1959)

Второй сын известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева (1871—1919) и внучатой племянницы Тараса Шевченко Александры Михайловны Андреевой (урожд. Велигорской; 1881—1906) родился в берлинском районе Грюневальд по адресу Гербертштрассе, 26, 20 октября/2 ноября 1906 г.


24 сентября 2012 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Самодержавие и богоодержимость

Современный псевдовизантизм, воспроизводящий лишь некое подобие имперского стиля, не опирающийся на антилатинство и отличное от протестантской идеи правового государства понимание царства и народа, симулятивен и противопоказан российской государственности и русскому обществу. Если византийский миф не наследуется в своей полноте, то воспроизведение византийского стиля будет вызывать у русского народа естественное отторжение


7 апреля 2012 г. | Правый взгляд | Протоиерей Димитрий Назаров
Вход в Иерусалим и стихия истории

Несмотря на правду, открыто и ясно возвещенную Господом, все фальшивые обвинения и провокации Синедриона имели два основных направления - обвинения Господа в «кощунстве» в отношении иудейского Закона и обвинения Господа в нелояльности по отношению к «оккупационной» римской власти. Завершением последних стали прямые угрозы Понтию Пилату, «искавшему пустить» Господа: «Ты - не друг Кесарю!»


29 ноября 2011 г. | Чтение | Бражников И. Л. Русская литература XIX-XX веков: историософский текст

В монографии прослеживаются ключевые историософские сюжеты русской культуры.


30 сентября 2011 г. | Чтение | Морис Хальбвакс. Социальные рамки памяти.

Хальбваксу удалось переместить фокус интересов историков с объекта «прошлое» на «память» и «коллективную память»


29 сентября 2011 г. | Опыты | Яна Бражникова
Террор истории

Сам феномен исторического остается внеположным по отношению к обеим познавательным установкам, изобретенным эпохой модерна: к методически однородному универсально-систематизирующему познанию, и к художественному восприятию, центрированному на феномене уникального и невысказываемого. Историческое же предшествует этому разделению, так же как и противоположности свободной воли и неотвратимой судьбы.


13 сентября 2011 г. | Правый взгляд | Александр Неклесса
Пограничная страна

Что есть Россия? Вопрос, на который вряд ли можно дать однозначный ответ. Исторический опыт свидетельствует об ипостасях и версиях Руси, России, о сосуществовании разных русских стран. Причем не только в диахронном русле, считая от мозаики Киевской Руси, Ордынского улуса, Московского царства, Российской империи до России-СССР и нынешней России-РФ. Но также в пространственном прочтении темы: северо-восточной Московии, обширной северо-западной Новгородской республики, юго-западнорусского государства – Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, а впоследствии Малой, Червонной и Белой Руси.


17 марта 2011 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Царство и ад

Победить Русского (Ромейского) царя некому. Захватить Москву может только Антихрист. Но если сохранить православную веру, это не страшно: «посемъ чаем царства, емуж несть конца». Третий христианский Рим, непосредственно граничит с царством, которому «несть конца». Граница между этими царствами практически незаметна, и граница эта не во времени


16 ноября 2010 г. | Книжная справа | Олег Николаевич Трубачев (1930 - 2002)
Русский – российский

«Россия» и «Русь», «русский» и «россиянин» - часто эти слова отождествляют, а часто и противопоставляют. Соотношение двух атрибутов нации подробно рассматривает выдающийся русский историк и филолог


30 сентября 2010 г. | Книжная справа | Л. Н. Гумилев, А. М. Панченко
Светлая Русь

Диалог двух выдающихся исследователей происходит как бы на стыке истории, культурологи и философии. Он позволяет взглянуть на древнерусскую действительность с самых разных сторон, проникнув в глубины нашего далекого прошлого


27 сентября 2010 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Эсхатологическое измерение историософского текста

Идея Русских как «новых людей» и Руси как царства «последних времен» есть основополагающая и фундаментальная предпосылка историософского текста русской культуры и в частности, историософского текста русской революции


23 сентября 2010 г. | Правый взгляд | Александр Елисеев
Геополитический аспект Крещения Руси. Часть III

Князь Владимир Святославович довел многие государственные работы до конца. Именно в его правление была окончательно разгромлена Хазария, именно он консолидировал русичей в единый этнос


21 сентября 2010 г. | Книжная справа | Вадим Кожинов (1930-2001)
«Монгольская эпоха» в истории Руси и истинный смысл и значение Куликовской битвы

Битва на Куликовом поле была важнейшим этапом великого противостояния между православной Русью и латинским Западом. За ордой Мамая стояли - транснациональное ватиканское жречество и торгашеские кланы Средиземноморья. Сам же Мамай, в отличие от ордынцев предшествующего периода, планировал заселить Русь своими людьми


21 сентября 2010 г. | Правый взгляд | Антон Кизим
Битва с Ордой против Запада

630 лет назад произошла Куликовская битва. Есть повод очередной раз задуматься над значением этого события, когда Москва доказала свою политическую зрелость, а русские показали, чего могут добиться, действуя сообща. Именно тогда Московская Русь стала реальностью всемирно-исторического значения


6 июля 2010 г. | Книжная справа | Вадим Кожинов (1930-2001)
Пути русского исторического самосознания

Одна из главных причин — подчас очень длительной — недооценки явлений отечественной культуры, — чрезвычайно резкие и всесторонние перевороты в истории и, соответственно, в истории культуры, присущие России. Русская культура не раз как бы умирает и лишь гораздо позднее воскресает заново


5 июля 2010 г. | Правый взгляд | Антон Кизим
Древняя Русь и Запад

Русские отказались стать частью Европы и романо-германской цивилизации еще в глубокой древности. И сегодня, когда нас настойчиво призывают стать частью глобального мира, очень важно проследить генезис этого выбора. И здесь нам очень помогут труды выдающегося историка Льва Гумилева


15 июня 2010 г. | Правый взгляд | Александр Елисеев
Русский Субъект: историософия возрождения. Часть I

На протяжении многих веков своей бурной истории русские неоднократно оказывались перед угрозой потерять свою субъектность, разделив судьбу «исчезнувших народов». Тем не менее, они всегда восстанавливали себя как Субъект Истории. И сегодня представляется чрезвычайно важным изучение этого процесса


1 марта 2010 г. | Книжная справа | Николай Васильевич Устрялов (1890 - 1937)
Проблемы прогресса

В своей блестящей работе главный идеолог «сменовеховства» наносит мощный интеллектуальный удар по мифам линейного «прогрессизма». В то же самое время он чужд линейному, инволюционному пессимизму. Русский философ и публицист рассматривает «прогресс» как нечто сложное и неоднозначное


17 марта 2008 г. | Правый взгляд | Владимир Карпец
Время Третьего Рима

Московское Царство ставило своей задачей хранение чистоты Православия, Империя Романовых и Советский Союз – в их «очищенном», дистиллированном качестве – освобождение Царского Града в первом случае и освобождение труда от капитала во втором. На самом деле ни одна из этих политико-идеологических целей выполнена не была


26 февраля 2008 г. | Правый взгляд | Владимир Карпец
Первая утопия в России

Православие не есть «иудеохристианство» хотя бы потому, что основано на поклонении Пресвятой Троице – не «одному», но и не «дурной безконечности» – и особо почитает Богородицу как «честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим». В древнем каноне на Богоявление о Христе говорится рожденном «из Отца без Матере и из Матере без Отца»: законов линейного времени в принципе не существует


16 января 2007 г. | Правый взгляд | Сергей Лабанов
Русская цикличность: от упадка к расцвету

Существуют различные способы оценки будущего: от мистического до научного. Возможно,для объяснения тех процессов, которые происходят в мире, имеет смысл вернуться к синтезу религии и науки. Ведь история человечества началась далеко не сегодня, а на территории России еще более 50 тысяч лет назад существовала оригинальная цивилизация – Гиперборея


10 ноября 2006 г. | Правление Политология | Наталья Андросенко
Природа русской цивилизации

Что такое русская цивилизация и через какие политические категории она себя осознает?В чем заключается природа «русского аффекта»?Об этом, и о многом другом рассказал в своей лекции «Политические категории русской цивилизации» известный публицист, автор книг «Русский проект:реставрация будущего» и «Русский националист» Егор Холмогоров


10 ноября 2006 г. | Правление Политология | Егор Холмогоров
Политические категории русской цивилизации

Правая.Ру публикует текст лекции, с которой известный консервативный публицист Егор Холмогоров выступил 9 ноября 2006 г. в РГГУ в рамках открытого лектория "Высшая школа политики"


8 ноября 2006 г. | Правление Политология | Владимир Карпец
ВРЕМЯ, ИСТОРИЯ И КАТЕХОН. Лекция Первая

Правая.Pу начинает публиковать избранные лекции В.И. Карпца по истории политических учений, прочитанные им в одном из московских вузов. Лекции печатаются нами по расшифровкам магнитофонных записей и отражают особенности разговорной речи


18 августа 2006 г. | Правый взгляд | Владимир Карпец
Антисионизм или асионизм?

Что же необходимо сегодня России? Позиция, которую мы бы определили как асионизм, или асемитизм (для ясности) – без всяких про и анти. Решающую роль здесь должна сыграть Православная Церковь, решительно заявляющая о своей не анти-, но и не-иудео-христианской позиции, быть может, даже стоит сделать крен в сторону «эллинства» – хотя бы только потому, что оно многие века было «в загоне»


18 ноября 2005 г. | Правые речи Выступления/Комментарии | Илья Бражников
Вселенская Церковь и глобализация антихриста

Выступление главного редактора Правой.Ру Ильи БРАЖНИКОВА на Богословской конференции Русской Православной Церкви "Эсхатологическое учение Церкви", состоявшейся 14-17 ноября 2005 г.


21 сентября 2005 г. | Правая сторона Православная карта | Илья Бражников
Куликово поле: вечное возвращение

Лишь при Дмитрии Донском титул «великий князь Московский» стал первостепенным, главным (идентичным титулу «великий князь всея Руси»). Поэтому следует признать, что Владимир так или иначе был «престольным городом» Руси в течение более двухсот лет, а Москва окончательно обрела статус столицы после Куликовской битвы


5 сентября 2005 г. | Правая вера Мистика | Григорий Николаев
Вызов гео-апокалиптики

Россия перед лицом «восточных вопросов». К 100-летию подписания Портсмутского мирного договора


25 марта 2005 г. | Правление Политология | Федор Иванович Тютчев (1803-1872)
Римский вопрос

Если среди вопросов дня или, скорее, века есть такой, в котором, как в фокусе, сходятся и сосредоточиваются все аномалии, все противоречия и все непреодолимые трудности, с которыми сталкивается Западная Европа, то это, несомненно, римский вопрос


10 марта 2005 г. | Правая вера Мистика | Григорий Николаев
Судьбы промысла

Россия в начале ХХ века через призму дневников, фактов, событий, видений, предчувствий и предзнаменований


5 марта 2005 г. | Правление Политология | Федор Иванович Тютчев (1803-1872)
Россия и Запад

Революция, если рассматривать ее самое существенное и простое первоначало, есть естественный плод, последнее слово, высшее выражение того, что в продолжение трех веков принято называть цивилизацией Запада


1 марта 2005 г. | Правление Политология | Федор Иванович Тютчев (1803-1872)
<Записка>

Что такое Восточная Империя? Это законная и прямая преемница верховной власти Цезарей. Это полная и всецелая верховная власть, которая, в отличие от власти западных государств, не принадлежит какому бы то ни было внешнему авторитету и не исходит от него, а несет в себе самой свой собственный принцип власти, но упорядочиваемой, сдерживаемой и освящаемой Христианством...


26 января 2005 г. | Книжная справа Библиотека Правой | Жан Бодрияр (1929 - 2007)
Реверсия истории

Известный французский философ о крушении СССР, "оранжевой" революции в Киеве, об отсутствии События, об Истории, обратившейся вспять, и об истинном Апокалипсисе (новый перевод, расширенный и дополненный)


21 января 2005 г. | Правление Политология | Федор Иванович Тютчев (1803-1872)
Россия и революция

Для уяснения сущности огромного потрясения, охватившего ныне Европу, вот что следовало бы себе сказать. Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества...


20 января 2005 г. | Правление Политология | Ярослав Бутаков
Историософия

Любая концепция историософии, в силу её изначальной заданности, либо подтверждает религиозную картину мира и исторического процесса, либо разрушает её, создавая взамен какую-нибудь иную «веру» (в прогресс, в глобализм, коммунизм и т.п.). Поэтому наукообразная историософия занимает много места только в неокрепшем, невыработанном или, наоборот, деградировавшем религиозном сознании, заменяя человеку религию как целостное мирообъяснение истории...


20 января 2004 г. | Правление Политическая история | Илья Бражников
Крестовые походы

Современная католическая точка зрения рассматривает крестовые походы как грех, публичное покаяние в котором папа Иоанн Павел II принес несколько лет тому назад. Кажется, накануне 1000-летия взятия Иерусалима и “освобождения Гроба Господня” крестоносцами. В идее крестового похода просматривается логика джихада и мораль Талмуда, но не этика Нагорной проповеди. Но интересно: если бы христианам удалось удержать Иерусалим до сего дня, построить в нем новые храмы, уберечь то, что уцелело, папа тоже бы каялся? И если да, то после покаяния понтифика надо было бы свернуть знамена и очистить Святую землю для евреев и арабов, подобно возвращению китайцам Гонконга?


19 января 2004 г. | Правая вера Мистика | Вардан Багдасарян, Королев
Образ антихриста в русской историософской мысли

Таким образом, каждая эпоха в развитии русской историософии создавала своего Антихриста, имевшего мало общего со зверем из "Откровения" Иоанна Богослова. Ему предначертано придти из Вавилонии после тысячелетнего царства Христа и утвердить свой престол в Иерусалиме. Русские мыслители, переживавшие апокалипсическое предание как личную драму, связывали сюжет об Антихристе с российским континиумом. России предписывалась либо победить Антихриста, либо его породить, либо и то и другое. Тенденции развития современной мысли позволяют заключить, что легенда об Антихристе будет актуальна и в 21 столетии, и что данный идеомиф способен предопределить ход исторического процесса в России...





Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2016