23 октября 2014
Метки

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
29 сентября 2009 г.
версия для печати

Историософия

Историософия – это целостная концепция истории на основе определенного миропонимания [i]. Несмотря на довольно позднее происхождение понятия [ii], историософия довольно долго существовала как донаучное знание — опыт концептуального видения смысла мировой истории. Философская энциклопедия дает следующее определение: историософия — концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла [iii].

В.Н. Зайцева определяет историософию как метафизику истории.Пожалуй, ключевыми в этих определениях являются слово «целостный» и приставка мета-. Не всякая философия истории может быть названа историософией. Мы можем говорить об историософии только тогда, когда, во-первых, есть целостный взгляд на историю, понимание ее как целого. А такое понимание, во-вторых, неизбежно оказывается пограничным – выходящим за рамки как собственно истории как науки, так и философии. Поэтому при определении историософии и возникают такие понятия, как мета-физика и мета-история. Отсюда и современная критика историософии как научной дисциплины, о чем речь пойдет ниже.Современный исследователь В. А. Кошелев называет историософию «особенной наукой»: «Она отличается от классической философии истории (представленной, например, у Гегеля): она менее занимается выяснением логики мирового исторического процесса, причинно-следственным «сцеплением» событий, рациональным объяснением их существа. Историософия – это интуитивное переживание судеб народов, эстетическое и этическое осмысление основ их исторического бытия, отыскание «корней» и прозрение будущей «судьбы» [iv].

К. Г. Исупов также настаивает на том, что историософия – это эстетическое переживание истории. С XIX в., пишет он, идет эстетизация истории в русской мысли, эстетизация материи факта, события, процесса, эстетическая мотивация поступков и т.д. [v]. Р.Ф. Юсуфов дополняет его: «Эстетическое постижение истории принципиально нерационалистическое… оно вводит в историю экспрессию Откровения, выявляет интеллектуальные и духовные аспекты истории» [vi].

В таком случае мы можем предположить, что литературные или близкие к литературным жанры – более органичная форма для историософских построений. И русская литература XIX-XX вв. полностью подтверждает данный тезис. Поэтому в последнее время и возникает разговор о художественной историософии, поэтической историософии, историософской поэзии и т.п.

[i] См. Я. Бутаков. Историософия. http://www.pravaya.ru/govern/392/2096

[ii] Впервые термин «историософия» употреблен в докторской диссертации Чешковского «Пролегомена к историософии», Берлин, 1833.

[iii] Философская энциклопедия. М. 1998.

[iv] Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях. М. 2000, с. 195-196.

[v] Исупов К.Г. Русская эстетика истории. Спб. 1992. с. 23.

[vi] Юсуфов Р. Ф. Историческая наука и историософия литературы: (о науч. и эстет. постижении истории) // История национальных литератур: перечитывая и переосмысливая. – М., 1996. – Вып. 2. – С. 5–41. С. 32
Все статьи с этой меткой:
14 января 2014 г. | Правый взгляд | Петр Новак, Варшава\Белосток
Прием Антихриста

Хотя мы и ищем добра в качестве морального долга, в результате мы делаем зло. Так уж мы устроены. Следовательно, если бы нас осудили, нас осудили бы не за наши грехи и дела, но за недостаток любви, даже за недостаток заинтересованности в Христе. Но именно эта Любовь была подменена абсолютной истиной


4 августа 2013 г. | Правый взгляд | Роман Багдасаров
"Русь - Новый Израиль": 20 лет спустя

Итак, каковы перспективы бренда русскости в православии? Появятся ли у РПЦ откуда-то силы и возможности, чтобы стать действительно христианской церковью? Видимо, будет усилено использование РПЦ как некоего "хранителя русскости", однако они никогда не будут иметь собственного права голоса в этой концепции...


6 июля 2013 г. | Правый взгляд | Дмитрий Ахтырский
"Крещение" "Руси" - кем, кого, во что и как

Проникновение христианства на «Русь» в результате унификаторских действий Владимира привело к заимствованию единственной уже готовой формы христианства... Были унаследованы, таким образом, и все основные византийские болезни, и имперская «деевангелизация» учения Иисуса.


5 апреля 2013 г. | Комментарии | Илья Бражников
От "метафизики истории" к теологии Революции

Изборский клуб 4 апреля 2013 г. провёл дискуссию "Метафизика русской истории". Участникам обсуждения предлагалось "наметить программу изучения различных духовных, историософских, мистических, конспирологических, "энигматических" сюжетов прошлого и настоящего Русской цивилизации, объединяемых той или иной перспективой смысла истории, Промысла в истории, чуда в русской истории, миссии России". Публикуем тезисы И. Л. Бражникова


9 февраля 2013 г. | Правые люди Имена России | Илья Виницкий
Жуковский Василий Андреевич (1783 - 1852)


2 ноября 2012 г. | Правые люди Имена России | Дмитрий Ахтырский
Андреев Даниил Леонидович (1906 - 1959)


24 сентября 2012 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Самодержавие и богоодержимость

Современный псевдовизантизм, воспроизводящий лишь некое подобие имперского стиля, не опирающийся на антилатинство и отличное от протестантской идеи правового государства понимание царства и народа, симулятивен и противопоказан российской государственности и русскому обществу. Если византийский миф не наследуется в своей полноте, то воспроизведение византийского стиля будет вызывать у русского народа естественное отторжение


7 апреля 2012 г. | Правый взгляд | Протоиерей Димитрий Назаров
Вход в Иерусалим и стихия истории

Несмотря на правду, открыто и ясно возвещенную Господом, все фальшивые обвинения и провокации Синедриона имели два основных направления - обвинения Господа в «кощунстве» в отношении иудейского Закона и обвинения Господа в нелояльности по отношению к «оккупационной» римской власти. Завершением последних стали прямые угрозы Понтию Пилату, «искавшему пустить» Господа: «Ты - не друг Кесарю!»


29 ноября 2011 г. | Чтение | Бражников И. Л. Русская литература XIX-XX веков: историософский текст

В монографии прослеживаются ключевые историософские сюжеты русской культуры.


30 сентября 2011 г. | Чтение | Морис Хальбвакс. Социальные рамки памяти.

Хальбваксу удалось переместить фокус интересов историков с объекта «прошлое» на «память» и «коллективную память»


29 сентября 2011 г. | Опыты | Яна Бражникова
Террор истории

Сам феномен исторического остается внеположным по отношению к обеим познавательным установкам, изобретенным эпохой модерна: к методически однородному универсально-систематизирующему познанию, и к художественному восприятию, центрированному на феномене уникального и невысказываемого. Историческое же предшествует этому разделению, так же как и противоположности свободной воли и неотвратимой судьбы.


13 сентября 2011 г. | Правый взгляд | Александр Неклесса
Пограничная страна

Что есть Россия? Вопрос, на который вряд ли можно дать однозначный ответ. Исторический опыт свидетельствует об ипостасях и версиях Руси, России, о сосуществовании разных русских стран. Причем не только в диахронном русле, считая от мозаики Киевской Руси, Ордынского улуса, Московского царства, Российской империи до России-СССР и нынешней России-РФ. Но также в пространственном прочтении темы: северо-восточной Московии, обширной северо-западной Новгородской республики, юго-западнорусского государства – Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, а впоследствии Малой, Червонной и Белой Руси.


17 марта 2011 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Царство и ад

Победить Русского (Ромейского) царя некому. Захватить Москву может только Антихрист. Но если сохранить православную веру, это не страшно: «посемъ чаем царства, емуж несть конца». Третий христианский Рим, непосредственно граничит с царством, которому «несть конца». Граница между этими царствами практически незаметна, и граница эта не во времени


16 ноября 2010 г. | Книжная справа | Олег Николаевич Трубачев (1930 - 2002)
Русский – российский

«Россия» и «Русь», «русский» и «россиянин» - часто эти слова отождествляют, а часто и противопоставляют. Соотношение двух атрибутов нации подробно рассматривает выдающийся русский историк и филолог


30 сентября 2010 г. | Книжная справа | Л. Н. Гумилев, А. М. Панченко
Светлая Русь

Диалог двух выдающихся исследователей происходит как бы на стыке истории, культурологи и философии. Он позволяет взглянуть на древнерусскую действительность с самых разных сторон, проникнув в глубины нашего далекого прошлого


27 сентября 2010 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Эсхатологическое измерение историософского текста

Идея Русских как «новых людей» и Руси как царства «последних времен» есть основополагающая и фундаментальная предпосылка историософского текста русской культуры и в частности, историософского текста русской революции


23 сентября 2010 г. | Правый взгляд | Александр Елисеев
Геополитический аспект Крещения Руси. Часть III

Князь Владимир Святославович довел многие государственные работы до конца. Именно в его правление была окончательно разгромлена Хазария, именно он консолидировал русичей в единый этнос


21 сентября 2010 г. | Книжная справа | Вадим Кожинов (1930-2001)
«Монгольская эпоха» в истории Руси и истинный смысл и значение Куликовской битвы

Битва на Куликовом поле была важнейшим этапом великого противостояния между православной Русью и латинским Западом. За ордой Мамая стояли - транснациональное ватиканское жречество и торгашеские кланы Средиземноморья. Сам же Мамай, в отличие от ордынцев предшествующего периода, планировал заселить Русь своими людьми


21 сентября 2010 г. | Правый взгляд | Антон Кизим
Битва с Ордой против Запада

630 лет назад произошла Куликовская битва. Есть повод очередной раз задуматься над значением этого события, когда Москва доказала свою политическую зрелость, а русские показали, чего могут добиться, действуя сообща. Именно тогда Московская Русь стала реальностью всемирно-исторического значения


6 июля 2010 г. | Книжная справа | Вадим Кожинов (1930-2001)
Пути русского исторического самосознания

Одна из главных причин — подчас очень длительной — недооценки явлений отечественной культуры, — чрезвычайно резкие и всесторонние перевороты в истории и, соответственно, в истории культуры, присущие России. Русская культура не раз как бы умирает и лишь гораздо позднее воскресает заново


5 июля 2010 г. | Правый взгляд | Антон Кизим
Древняя Русь и Запад

Русские отказались стать частью Европы и романо-германской цивилизации еще в глубокой древности. И сегодня, когда нас настойчиво призывают стать частью глобального мира, очень важно проследить генезис этого выбора. И здесь нам очень помогут труды выдающегося историка Льва Гумилева


15 июня 2010 г. | Правый взгляд | Александр Елисеев
Русский Субъект: историософия возрождения. Часть I

На протяжении многих веков своей бурной истории русские неоднократно оказывались перед угрозой потерять свою субъектность, разделив судьбу «исчезнувших народов». Тем не менее, они всегда восстанавливали себя как Субъект Истории. И сегодня представляется чрезвычайно важным изучение этого процесса


1 марта 2010 г. | Книжная справа | Николай Васильевич Устрялов (1890 - 1937)
Проблемы прогресса

В своей блестящей работе главный идеолог «сменовеховства» наносит мощный интеллектуальный удар по мифам линейного «прогрессизма». В то же самое время он чужд линейному, инволюционному пессимизму. Русский философ и публицист рассматривает «прогресс» как нечто сложное и неоднозначное


26 февраля 2008 г. | Правый взгляд | Владимир Карпец
Первая утопия в России

Православие не есть «иудеохристианство» хотя бы потому, что основано на поклонении Пресвятой Троице – не «одному», но и не «дурной безконечности» – и особо почитает Богородицу как «честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим». В древнем каноне на Богоявление о Христе говорится рожденном «из Отца без Матере и из Матере без Отца»: законов линейного времени в принципе не существует


18 августа 2006 г. | Правый взгляд | Владимир Карпец
Антисионизм или асионизм?

Что же необходимо сегодня России? Позиция, которую мы бы определили как асионизм, или асемитизм (для ясности) – без всяких про и анти. Решающую роль здесь должна сыграть Православная Церковь, решительно заявляющая о своей не анти-, но и не-иудео-христианской позиции, быть может, даже стоит сделать крен в сторону «эллинства» – хотя бы только потому, что оно многие века было «в загоне»


21 сентября 2005 г. | Правая сторона Православная карта | Илья Бражников
Куликово поле: вечное возвращение

Лишь при Дмитрии Донском титул «великий князь Московский» стал первостепенным, главным (идентичным титулу «великий князь всея Руси»). Поэтому следует признать, что Владимир так или иначе был «престольным городом» Руси в течение более двухсот лет, а Москва окончательно обрела статус столицы после Куликовской битвы


5 сентября 2005 г. | Правая вера Мистика | Григорий Николаев
Вызов гео-апокалиптики

Россия перед лицом «восточных вопросов». К 100-летию подписания Портсмутского мирного договора


10 марта 2005 г. | Правая вера Мистика | Григорий Николаев
Судьбы промысла

Россия в начале ХХ века через призму дневников, фактов, событий, видений, предчувствий и предзнаменований


26 января 2005 г. | Книжная справа Библиотека Правой | Жан Бодрияр (1929 - 2007)
Реверсия истории

Известный французский философ о крушении СССР, "оранжевой" революции в Киеве, об отсутствии События, об Истории, обратившейся вспять, и об истинном Апокалипсисе (новый перевод, расширенный и дополненный)


20 января 2005 г. | Правление Политология | Ярослав Бутаков
Историософия

Любая концепция историософии, в силу её изначальной заданности, либо подтверждает религиозную картину мира и исторического процесса, либо разрушает её, создавая взамен какую-нибудь иную «веру» (в прогресс, в глобализм, коммунизм и т.п.). Поэтому наукообразная историософия занимает много места только в неокрепшем, невыработанном или, наоборот, деградировавшем религиозном сознании, заменяя человеку религию как целостное мирообъяснение истории...


20 января 2004 г. | Правление Политическая история | Илья Бражников
Крестовые походы

Современная католическая точка зрения рассматривает крестовые походы как грех, публичное покаяние в котором папа Иоанн Павел II принес несколько лет тому назад. Кажется, накануне 1000-летия взятия Иерусалима и “освобождения Гроба Господня” крестоносцами. В идее крестового похода просматривается логика джихада и мораль Талмуда, но не этика Нагорной проповеди. Но интересно: если бы христианам удалось удержать Иерусалим до сего дня, построить в нем новые храмы, уберечь то, что уцелело, папа тоже бы каялся? И если да, то после покаяния понтифика надо было бы свернуть знамена и очистить Святую землю для евреев и арабов, подобно возвращению китайцам Гонконга?


19 января 2004 г. | Правая вера Мистика | Вардан Багдасарян, Королев
Образ антихриста в русской историософской мысли

Таким образом, каждая эпоха в развитии русской историософии создавала своего Антихриста, имевшего мало общего со зверем из "Откровения" Иоанна Богослова. Ему предначертано придти из Вавилонии после тысячелетнего царства Христа и утвердить свой престол в Иерусалиме. Русские мыслители, переживавшие апокалипсическое предание как личную драму, связывали сюжет об Антихристе с российским континиумом. России предписывалась либо победить Антихриста, либо его породить, либо и то и другое. Тенденции развития современной мысли позволяют заключить, что легенда об Антихристе будет актуальна и в 21 столетии, и что данный идеомиф способен предопределить ход исторического процесса в России...





Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2014