Когда история мира становится слишком мужской, лучше рассказать её так, чтобы суметь забыть, что главный герой - это мужчина. Но это возможно, только если разорвать его связь с мужским миром, дать ему возможность родиться бессеменно, и сокрыть Его→
Вознесение, на мой взгляд, самый нелогичный христианский праздник.
Если распятие и воскресение очень хорошо вписываются в канву и считываются сердцем как мистерия, то вознесение не совсем понятно. Оно как бы завершает евангельский сценарий — мол, пьеса сыграна, до новой встречи.→
Если Евхаристия – это антропофагия, то только параконсистентная антропофагия. Она автореферентна, но не только толерантна к парадоксу автореференции, а еще и на нем утверждается. Жертвенное тело воплощенного Бога смогут съесть только те, кто сами принесены в жертву — в том же самом жертвоприношении (другого у христиан не бывает)→
Флаш очень много, но поверхностно говорит о несовместимости факта наличия в мире зла с гипотезой о существовании благого Бога. В современной аналитической теологии эта проблема ставится более остро: речь идет о проблематичности только так называемого «бесполезного зла» (gratuitous evil)→
Вечная тема западной философии «Почему я не христианин?» в восприятии православного человека звучит как «Почему западное христианство не состоялось?» – (в качестве христианства, а не великого явления человеческой культуры). Многие православные или симпатизирующие православию читатели книги Флаша почувствовали, что его книга получилась не «против», а «за» христианство. Ниже я постараюсь отчасти эксплицировать эти интуиции→
В.М. Гундяев назвал ересью заповедь, на которой, по словам Иисуса, "утверждаются закон и пророки". Вернее, наш энергичный христопродавец отработанным движением распилил ее на две части...
Это всё, конечно, никакое не открытие для тех, кто знает цену данному оратору и его риторике. А у остальных, по-моему, есть повод задуматься→
Его Воробейшество, подобно призраку, парил над нами – обиженными, обманутыми и оскорбленными, обещая скорый судный день над элитами церковными и нецерковными – день, когда все они качественно покаются перед нами. Жажда праведного коллективного насилия созревала в ожидании своего козла отпущения. Сегодня они получили заслуженную компенсацию за жертвы панк-молебна: возможность публичного разоблачения радужного епископата→
Толкование Апокалипсиса, как правило, строится как поиск аналогий событиям либо ближайшего будущего, либо далекого прошлого. Одни ждут исполнения времен и сроков, ожидая очередной планеты Нибиру. Другие убеждены, что апостол был слишком впечатлен разрушением Иерусалима, чтобы придавать его словам серьезное значение. Оба подхода придают Откровению характер зарисовки на заданную тему с намеренным шифрованием главных героев и событий→
Постмодернистская (или «пост-либеральная») теология должна отвергнуть две формы «фундаментализма». Сфера чувств, эмоций, вдохновений и переживаний больше не может представлять себя в качестве новой стороны универсальности, твердой «базы», на которой должно основываться религиозное и на которой нужно строить теологию→
Чтобы подтвердить присутствие в Евангелиях того, что я называю «миметическим циклом», нужно обратиться к понятию или, вернее, к персонажу, к коему христиане наших дней относятся с большим презрением. Синоптические Евангелия называют его по-еврейски – Сатана. Евангелие от Иоанна называет его по-гречески — дьявол→
Иисус на ослике въехал в город, и восторженные толпы его встречали, ожидая, что этот учитель и чудотворец поведет сейчас изголодавшийся от недостатка свободы израильский народ на бунт против оккупационной римской власти, на штурм дворца Понтия Пилата и его ставленника Ирода. Ничего этого не произошло. Путь Христа оказался совсем иным. Революции не случилось. [Новосибирск: расшифровка выступления на митинге]→
Отрицательная сторона запретов состоит в том, что их сугубо негативный характер раздражает, поневоле вызывая в нас миметическую тенденцию к его нарушению. Лучший способ предотвратить насилие состоит не в том, чтобы запрещать объекты или даже само желание соперничества, а предоставить людям образец, который, вместо того чтобы вовлекать их в миметические соперничества, защищал бы от них→
Христианин не может не поддержать крестовый поход Александра Невзорова против «чувств верующих», которые приведут только к умножению насилия и новым жертвам. А боги – у «верующих» и христиан все-таки разные. И если автор «Теории и практики кощунства» честен перед самим собой, он когда-нибудь это признает→
Бесконечное нагнетание враждебности на русском языке — это не защита русских и русского языка. Постсоветская лексика, в границах которой строится высказывание — это не защита русского языка. У меня такое впечатление, что пришло время изучения русского языка теми, кто говорит по-русски. Русский как иностранный, как мертвый язык, как латынь. Существующих образов говорения трагически не хватает, чтобы был возможен новый разговор о русско-украинских событиях. Все время чувствуешь спиной некий навязанный, устаревший нарратив, обессмысленность, стертость слов.→
Он даже не подумал, а возможна ли хоть одна яркая талантливая книга без идей? Белых, красных, зеленых, даже голубых, но идей. Идей авангардных и идей традиционалистских. Президент как бы и зовет писателей в поддержку рушащегося государства, но чтобы при этом не высказывали никаких идей. Он бежал от идей - как черт от ладана...→
Сначала причастие "выпаривается" из Евхаристии как ее тайная суть, затем Христос как субстанция "выпаривается" из самого причастия, оставляя хлеб и вино пустыми оболочками образов. Далее материя, понимаемая как образ, вид, картина, становится объектом технического манипулирования, что неизбежно приводит к изобретению кинематографа, телевидения, интернета, наружной рекламы и всего, что в конечном итоге ведёт к "порнографии образов"→
Назовите только имена "Олег", "Ольга" - и миф, как невод, властно потащит вас, как малую рыбу, в жестокие объятия неназываемого рыбака. Олег создал Киевскую Русь Ex Nihilo - будто Бог Ветхого Завета. Как Варуна вытянул страну из чёрной дыры небес. А Ольга в народном сознании несла в себе архетип Митры.→
Василина Орлова родилась в 1979 году в поселке Дунай Приморского края в семье моряка-подводника. В 2003 году закончила философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Печаталась в журналах «Дружба народов», «Новый мир», «Октябрь», «Наш современник». Автор книг прозы «Вчера» (М.:2003), «Пустыня» (М.:2006). За книжку стихов «Босиком» (Владивосток, 2008) удостоена премии «Литературной газеты» имени Антона Дельвига.→
Что значит «быть ребенком» в евангельском смысле, сегодня понять уже почти невозможно. Какие же свойства «детского характера» могли быть отмечены Христом, учитывая, что никакого понятия о «характере», тем более детском, ещё не было? Если Модерн романтизировал детство, то капитализм цинично его деметафоризировал→
Стенограмма четвертого собрания Общества Христианского Просвещения, посвященного теме "Православная анархия". Участвуют: В. Голышев, И. и Я. Бражниковы, А. Хоров, А. Солдатов, Р. Зайцев, М. Баранов, А. Домбровская→
Горе миру от соблазнов, но уж куда горше, когда соблазн исходит от тех, кто должен участвовать в вызволении мира. На современном языке это звучит так – жизнь социума должна строиться исходя из нужды самых беззащитных. На вопрос апостолов «кто больше в Царстве Небесном?» Христос отвечал, что «элита» должна состоять из законченных эгалитариев.→
Каково всеведение Божие? Неужели оно подобно Гуглу или каталогам спецслужб, где записаны все тайные и явные дела и помышления? Равносильно, как Бог знает человека, не будучи им? Человеческое знание сопряжено с божественным, но никогда не равновелико ему, и не перестает от этого быть человеческим. Итак, евангелисты описывают катастрофу антропологического исследования, проведенного Иисусом из Назарета→
Опыт проникновения в евангельский текст вещь прихотливая. Ощущение Святого норовит соскользнуть в "священное" и затеряться в перекрестных ссылках и общеобязательных комментариях Феофилакта Болгарского. Можно затачивать взор на пересечениях параллельных миров синодального шрифта и славянской вязи, верифицировать проникновение аутентичным греческимс подстрочником. Но факт остается фактом, православное сознание скользит в Евангелии исключительно между зачалами и четвероевангелием→
Голос был у Бога, и голос был Бог. И голос этот подобен грому... Способность «слышать голос» и есть единственный «ресурс» человека, единый «талант» его, который не стоит зарывать в землю, строя громоотвод. Важно вовремя подставить своё топливо под искру божественного огня. Но Господь не изверг, Он пастырь добрый и потому не станет зазря жечь своих овечек. Однако, и препятствовать инквизиторам всех времен Он не спешит→
Становится понятна неумолимая распря между иерусалимлянами-иудеями и галилеянином-Христом; распря какая-то первоначальная, из каких-то элементов духа идущая; становится понятным легкое, без всяких затруднений распространение Евангелия среди германцев, кельтов, славян, да и греков и римлян; понятно, что евреи ждут «другого, своего Мессию»→
Быть свободным значит поступать по совести. Всё остальное – что не по совести – есть рабство греху. Об этом Христос говорит фарисеям, которые думали, что никогда не были рабами. Но рабы – все люди. Сын Человеческий пришёл с целью освободить их, однако, они хотят убить его, чтобы лишиться свободы и совести навсегда→
Евангелие от Иоанна, по сути, рассматривает только один удивительный феномен – веру. Каким образом люди, имеющие глаза и уши, не видят и не слышат, не хотят верить даже явным чудесам, собственным ушам и глазам? И что делает их такими?
По уже сложившейся традиции на Страстной неделе, в канун Пасхи, главный редактор Правой.Ру размышляет над строками Евангелия от Иоанна→
Закончился Великий Пост. Началась Страстная. Для меня это всегда время не только особых, единственных в году церковных служб, но и время для сугубого чтения Евангелия. Ближе к Пасхе начинаешь лучше видеть объемные смыслы евангельского текста. Нам, недостойным, милостью Небесного Отца дано слышать и воспринимать глаголы вечной жизни. Этим пониманием и хотелось бы поделиться→