16 декабря 2018
Правая сторона
Православная карта

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Александр Ефремов
18 мая 2007 г.
версия для печати

Николо – Берлюковская пустынь

Николо-Берлюковская пустынь находится в Московской области, близ села Авдотьино, в 20 километрах от Богородска (Ногинска). По словам духовного писателя XIX века Ивана Шевёлкина, “во всей губернии не найти такого приволья”

Николо-Берлюковская пустынь находится в Московской области, близ села Авдотьино, в 20 километрах от Богородска (Ногинска). По словам духовного писателя XIX века Ивана Шевёлкина, “во всей губернии не найти такого приволья”. Местное предание гласит, что название “Берлюки” происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Позднее это место освятилось молитвами иноков…

Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился инок Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил деревянную часовню, куда поместил икону святителя. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь – духовная власть спешила восстановить утраченные в Смуту святыни.

После упразднения патриаршества Петром Великим эти земли перешли сначала к кремлёвскому Чудову монастырю, а затем – к Троицко-Стромынскому. Постепенно около Никольского храма сложилась небольшая община, которой в 1732-1734 годах управлял саровский иеромонах Иосия. При его приемнике строителе Сильвестре община приобрела в Москве небольшое подворье. При описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами – Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские кельи. К ней были приписаны три часовни в ближайших деревнях. Число братии составляло восемь человек.

В царствование Екатерины Великой, было упразднено несколько сот обителей, в их числе оказалась и Берлюковская пустынь закрытая в 1770 году. Впрочем, вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинское неподалёку от Берлюков, решил возобновить её. В 1777 году святитель пригласил из Стефано- Махрищенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный инок Иосиф из подмосковного Перервинского монастыря. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках (во время упразднения обители её имущество перешло Екатерининской пустыни под Москвой). Средства на возобновление Никольского монастыря в Берлюках поступали и от московской знати, чьи имения располагались в этих местах. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая — в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году переда­ли еще одну — на Елоховской улице в Москве.

При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнад­цать лет, на месте старого хра­ма выстроили новый, теплый, трехпрестольный — во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Нико­лая и мученика Мины, а также братский и настоятельский кор­пуса. В 1794 году Иоасаф скон­чался. Над его могилой помес­тили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа за­нял его родной брат — иеромо­нах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преем­никами были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботив­шийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, — Берлюковская пус­тынь жила по строгому обще­жительному уставу.

По распоряжению митропо­лита Платона на братское клад­бище монастыря перенесли де­ревянную церковь во имя Ка­занской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда ро­дом был дед митрополита).

В 1829 году в обители обре­ли икону "Лобзание Христа Спасителя Иудою", вскоре про­славившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надеж­да Яковлева, чьи родители час­то посещали пустынь: "В монас­тырь пришла женщина, кото­рая, будучи тяжело больна, ви­дела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей преда­тельство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к мона­хам. Иконы не было и в ризни­це. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые ли­ки. Промыли его — и обнару­жили икону". По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

Важной вехой в истории оби­тели стало время настоятельст­ва иеромонаха Венедикта (1829 — 1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влия­нием и опекой учеников знаме­нитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Зани­мался он и храмостроительством. В 1840 году в обители ос­вятили новопостроенную надвратную церковь во имя святи­теля Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освя­тил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одно­именный московский, он созда­вался в память о победе в Оте­чественной войне 1812 года.

В 1853 году митрополит Фи­ларет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями насто­ятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную коло­кольню для шестнадцатитонно­го колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гости­ницу и странноприимный дом, а также различные хозяйствен­ные постройки.

В 1840 году Венедикт, пер­вым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря по­лучил сан игумена, а в 1853 го­ду с-гал .архимандритом. Вот как о нем вспоминал архиманд­рит Пимен, в бытность свою благочинным московских мона­стырей неоднократно посещав­ший Берлюковскую пустынь: "Он был лет 60-ти, весьма бла­гообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел неболь­шие с проседью. К посторон­ним был весьма приветлив, для обители неусыпно старатель­ный, в управлении взыскателен и строг».

Архимандрит Венедикт скон­чался в 1855 году, оставив оби­тель духовно и материально процветающей. Новым настоя­телем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор попу­лярного "Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле" и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников. Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего, в Берг люковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Пред­течи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последова­тель и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духов­ную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских стар­цев. Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: "Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посеща­ет ее <...>, обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством".

Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году — 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Уг­решского монастыря, ученик ар­химандрита Пимена — Нил (Сафонов). В 1878 году он от­крыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу при­надлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

В 1895 году по проекту зод­чего А.С.Каминского началось строительство новой, монастыр­ской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание "Истори­ческого описания Николаевской Берлюковской пустыни", состав­ленного церковным историком, священником Леонидом Ивано­вичем Денисовым, позднее при­нявшим постриг с именем Арсе­ний (он же — автор популярной книги "Православные монастыри Российской империи" и несколь­ких статей об иконах Берлюковского монастыря).

После 1917 года Николо-Берлюковский монастырь пре­вратился в пристанище скорби — здесь разместилась психиат­рическая лечебница. Обитель во второй раз была закрыта.

В 1993 году власти отказа­лись вернуть хорошо сохранив­шийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с мона­стырской колокольни бурей со­рвало крест, который не был снят даже при Советской влас­ти.

Но в 2006 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви благословлено возрождение монашеской жизни в обители. Настоятелем мужского монастыря стал игумен Евмений (Лагутин). Начали восстанавливаться храмы, вновь сияет крест над колокольней, насельники монастыря благоустраивают территорию.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

21 января 20:59, Посетитель сайта:

Очень содержательный сайт.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018