19 ноября 2019
Правое дело
Политическое Православие

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















22 мая 2007 г.
версия для печати

Совершается крупнейшая градостроительная ошибка

Результаты ознакомления рабочей группы ЭКОС с материалами Проектных предложений по строительству на Пушкинской площади

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППОЙ ЭКОС с материалами Проектных предложений по строительству на Пушкинской площади тоннелей и подземного торгово- досугового центра со стоянками автомашин фирмы «Гюнал Иншаат Тиджарет Ве Санайи Аноним Шаркети».

Концепция проектирования тоннелей и торгово-досугового комплекса на Пушкинской площади, разработанная в недрах НИиПИ Генплана Москвы, положенная в основу указанных Проектных предложений, не представлялась на Научно- методический совет Москомнаследия и не рассматривалась на Экспертно- консультативном общественном совете (ЭКОС) при Главном архитекторе Москвы.

Рассмотрение Предложений Объединенной рабочей группой Москомнаследия, ЭКОС, Москомархитектуры (29.06.06г.) имело ознакомительный характер. Президиум ЭКОС (21.07.06 г.) выявил серьезные нарушения как в области охраны культурного наследия, так и в решении вопросов транспорта, гидрогеологии, экологии. Отсутствовало архитектурное сопровождение Предложений.

Президиум ЭКОС предложил авторам доработать проблемные вопросы, в т.ч. учесть мнение жителей прилегающих кварталов. В целях более детального ознакомления спроектными решениями была создана Рабочая группа из членов ЭКОС иразработчиков альтернативных Предложений Комиссии «Старая Москва».

Проектные предложения не были переработаны, что послужило основанием Президиуму ЭКОС, состоявшемуся 5 декабря 06 г., отложить очередное обсуждение Предложений.

По результатам деятельности Рабочей группы Президиум ЭКОС 23.03.07 г. решил обратиться к Мэру Москвы с просьбой еще раз рассмотреть на Общественном совете по градостроительной политике необходимость строительства на Пушкинской площади тоннелей и подземного торгово- досугового комплекса (исх. №3 от 30.03.07г.).

Результаты рассмотрения Рабочей группой указанных Предложений и рекомендации заключаются в следующем.

1. Проектирование тоннельной развязки и крупномасштабного подземного торгово-досугового комплекса на Пушкинской площади не предусмотрено Градостроительным планом развития Москвы до 2020г. Напротив, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы (№№368-ПП от 21.05.02г.), предусматривалось сохранение на Пушкинской площади объекта Природного комплекса (№80 по перечню ППМ №203-ПП от 26.03.02г.).

Решение о строительстве тоннелей и подземного комплекса принято на Общественном совете по градостроительной политике при Мэре, юридическая значимость которого не определена, без объявления открытого конкурса на реконструкцию столь значимого объекта в Объединенной охранной зоне центра Москвы. Иностранный инвестор также был определен не на конкурсной основе, что противозаконно.

Во главу угла поставлена транспортная проблема, которая имеет место во всем столичном мегаполисе. Однако, идея строительства тоннелей на Пушкинской площади возникла задолго до «Большой Ленинградки», панацеи от транспортных проблем на главной трассе Москвы, и была отвергнута за недоказанностью ее эффективности.

После принятия на Совете при Мэре решения о транспортной развязке на Пушкинской площади, НИиПИ Генплана откорректировал концепцию решения транспортной ситуации в центре города с учетом строительства тоннелей на Пушкинской площади.

Принятое решение о строительстве на Пушкинской площади тоннелей и подземного комплекса входит в противоречие с законодательством в области охраны наследия, а именно: Ф3№73 от 14.06.12 и М3 № 40 от 09.06.03г., запрещающих какое-либо строительство в охранных зонах памятников, кроме регенерационного.

Напомним, Пушкинская площадь входит в зону охраняемого природного ландшафта, геометрия которого не должна видоизменяться при новом строительстве. В пределах контура намечаемого подземного строительства находятся памятники федерального значения: садово-паркового искусства (оконечность Тверского бульвара); монументально- декоративного искусства (памятник Пушкину); археологии (культурные слои Земляного города Скородома ХVI в. с древними захоронениями и фундаментами многих исторических утрат, в т.ч. Страстного монастыря).

Президиум ЭКОС (05.12.06г.) также рассмотрел и одобрил новые Предложения Комиссии «Старая Москва», ранее (18.10.06 г.) направленные ею в Министерство культуры России и Москомнаследие, о придании Пушкинской площади статуса охраняемого государством достопримечательного исторического места Москвы.

Однако, рассмотрение Заявки Комиссии на федеральном и городском уровнях необоснованно затягивается. Между тем, Правительство Москвы принимает Постановление (№37-ПП от 23.01.07г.), подтверждающее, что реализацию инвестиционного проекта строительства тоннелей и торгово-досугового комплекса на Пушкинской площади осуществляет ОАО «ТДЦ»Тверской» на основании Распоряжения Правительства Москвы (№ 2410-РП от 01.12.04 г.) и инвестиционного контракта (№12-107592-5001-0012-00001-05 от 14.12.05 г.).

ОАО «ТДЦ «Тверской», главным учредителем и инвестором которого является названная турецкая фирма (она же проектирует и осуществляет строительство) вменяется заказать разработку акта разрешенного использования данной территории с учетом ранее разработанной исходно- разрешительной документации (№202-31/842-2004). Возникают вопросы относительно указанных в Постановлении сроков: предпроектные разработки (не утвержденные ЭКОС) считаются выполненными, практически разработанная стадия Проект завершается в марте 2007г., реализация Проекта в 2008г.

2. Подземное строительство на Пушкинской площади приводит к разрушению культурных слоев ХVI в., содержащих древние захоронения и фундаменты колокольни с церковью Алексея Человека Божьего, собора во имя чудотворной иконы Богородицы «Страстная» и прп. Антония и Феодосия Печерских Страстного монастыря, стены и башни Белого города, колокольни и части церкви Дмитрия Солунского, древних жилых кварталов, постамента памятника Пушкину на Тверском бульваре. Уничтожению подлежит огромный археологический город.

С разрушением культурных слоев ХVI в. под всей площадью, Москва потеряет не только редкую возможность выявления новых памятников археологии с их открытой музеефикацией , в т.ч. из подземных переходов, но и возрождения на своих фундаментах ценных исторических объектов в будущем.

Проектом предусматривается искусственное воспроизведение на Тверском бульваре участков стены и башни Белого города после их уничтожения при строительстве тоннеля. Понятно, что такое отношение к реликвиям не может служить компенсацией их утраты.

На тщательное обследование территории и поиск исторических фундаментов и древних захоронений не отводится время, поскольку археологические работы, финансируемые Заказчиком, будут осуществляться одновременно с подземным строительством. На самом деле, находки ожидаемы, что подтверждают археологические работы 30-х годов прошлого века (карточки № № 387, 1513, 1639 Электронной картотеки археологии Москвы).

3. Вопросы транспорта на Пушкинской площади решаются на основе строительства транспортной развязки Тверской улицы с Тверским-Страстным бульварами, чем достигается (если следовать концепции НИиПИ Генплана) непрерывность движения транспорта от МКАД до Манежной площади и улучшение экологической обстановки на этом участке магистрали.

О том, что это не решает проблем экологии, показывают приведенные в концепции данные вредных выбросов по Арбатской площади, где тоннели построены, а вредных выбросов не стало меньше.

В Предложениях отсутствует классификация магистралей транспортной развязки. В то же время, приведенные в концепции расчеты показывают в 3 раза большую интенсивность транспортного потока на Тверской улице по отношению к Тверскому и Страстному бульварам. Это естественно и объясняется различным функциональным назначением магистралей, взаимное пересечение которых (в соответствии с нормами градостроительного проектирования СНиП 2.07.01-89*) не требует транспортной развязки. Следует принять во внимание минимальное нормируемое расстояние 50 м. от кромки магистралей с непрерывным движением до памятников истории и культуры, что невыполнимо по отношению к памятнику Пушкину. Транспортная проблема в Предложениях более создается, чем решается:

- вхождением «Большой Ленинградки» в исторический Центр Москвы, куда направляется не сдерживаемый светофорами поток транспорта с периферии города;

- одновременным возведением на Пушкинской площади крупномасштабного торгово-досугового комплекса, привлекающего транспорт в центр Москвы;

- организацией въездов из туннеля в многоуровневые подземные стоянки машин и в торгово-досуговый комплекс, что затрудняет движение по нему транспорта;

- нерешенностью узов развязки потоков транспорта по входе и выходе из туннелей на Бульварное кольцо, где имеются светофоры;

- созданием усложненной схемы движения автотранспорта на площади с привлечением в качестве объездных путей окружающих площадь исторических улиц и переулков;

- игнорированием вопросов оптимальной организации маршрутов и остановок пассажирского транспорта и обеспечения комфортности пешеходного движения.

4. На карте геологических рисков Москвы Пушкинская площадь обозначена в числе Опасных зон в центре города, и крупномасштабное подземное строительство под всей площадью вызывает тревогу.

На сегодня удовлетворительное состояние фундаментов окружающих домов не говорит об их способности выдержать предстоящее испытание, когда появится гигантская «пробка» для естественного прохождения грунтовых вод (глубина 4-х уровневого подземелья составляет более 24 м, осваиваемая площадь отрываемого котлована в границах проектируемого контура внешних стен — более 30 тыс.кв.м.).

Следует учитывать близость окружающей застройки и наличие здесь сооружений 3-х веток метро, выход из строя которых явится катастрофой для города (по заявлению директора Метрополитена, ст. Маяковская пострадала именно из-за строительства тоннеля на пл. Маяковского (ныне — Триумфальной пл.). Известен факт обнаружения воды в одной из буровых скважен в процессе исследования грунтов на Пушкинской площади, проведенного инвестором.

5. В результате осуществления подземного строительства ее поверхность становится ж.б. перекрытием верхнего подземного этажа, где произрастание высокой зелени и деревьев невозможно. Вследствие этого, в Проекте предусматривается озеленение площади в виде малорослых, суррогатного свойства, деревьев, взращиваемых по новой зарубежной технологии на основе гидропоники и заменяемых через 5-10 лет.

Аналоги такого рода озеленения, подтверждающие возможность его применения в климате Москвы, как и конкретные решения по проблеме охраны природы, проектная фирма не предъявляет.

Разработчики Предложений предполагают в качестве «компенсации» за уничтоженные зеленые насаждения на Пушкинской площади замену больных деревьев где-то на Тверском бульваре, подменяя обычную обязанность коммунальной службы города.

В Предложениях налицо серьезные нарушения в области охраны природы, которые должны быть подвергнуты Государственной экологической экспертизе.

6. Если реализуется Проект, вид Пушкинской площади изменится в худшую сторону.

Площадь выравнивается по рельефу, а со стороны Сытинского переулка всплывает первый подземный этаж комплекса; площадь резко заужается и обезображивается открытыми спусками в тоннели и подземные гаражи по всему периметру; лишается своих скверов и естественной высокой зелени; появляются наземные строения (главный вход в комплекс, градирни, вентиляционные шахты). Площадь станет неузнаваемой.

Существенно ухудшатся условия восприятия пространства площади и памятника Пушкину со стороны Сытинского переулка и при подходе с Тверского бульвара. Бульвар заужается и на значительном протяжении теряет свое историческое осевое планировочное решение, а на подходе к площади подрезается для организации входа в 1-ый подземный этаж комплекса.

Примечательно, что большая часть проектных решений, в т.ч. по транспортной проблеме, «работают» на торгово-досуговый комплекс: собственная стоянка на 1000 машин; три ветки метро, вестибюли которых объединяются с торговым и развлекательным пространством; тоннели, из которых запроектирован въезд в подземные стоянки машин; Тверской бульвар, при вхождении которого на площадь организован вход в подземелье; Б.Путинковский переулок и Б.Бронная улица, за счет ширины которых организованы спуски в подземные паркинги.

На Пушкинской площади, в самом центре Москвы, может совершиться крупнейшая градостроительная ошибка по проекту, не имеющему архитектурного сопровождения. Пушкинская площадь зарывается в землю, в то время, как здесь, на гребне холма, по правилам градостроительного искусства, более уместен ансамбль с доминантой.

Правомочно ставить вопрос о необходимости проведения открытого архитектурно-градостроительного конкурса на реконструкцию Пушкинской площади.

7. Проект не согласован с москвичами, проживающими окрест Пушкинской площади, которые выступают в количестве более 1500 человек против намечаемого подземного строительства, объединившись в Общественное движение «За сохранение историко-культурного наследия Москвы и среды жизнеобитания «Пушкинская площадь».

Выступают против уничтожения древних захоронений и фундаментов колокольни и собора Страстного монастыря верующие москвичи, которые, при поддержке Региональной общественной организации «Бородино-2012», собрали и направили Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию П и Мэру Москвы Ю. М. Лужкову более 10000 подписей «За восстановление Страстного монастыря».

У москвичей есть поддержка Всемирного Русского Народного Собора (№ХI- ВРНС-исх. №313 от 07.03.07г.), постановившего единогласно принять Обращение Комиссии «Старая Москва», РОО «Бородино-2012» и ОД «Пушкинская площадь» о защите территории Пушкинской площади от подземного строительства и возможном восстановлении Страстного монастыря.

8. Проектные предложения подземного строительства на Пушкинской площади не решают удовлетворительно ключевые вопросы проектирования (охраны наследия, археологии, геологии, экологии, архитектуры, согласования с жителями вблизи площади).

Если Проектные предложения реализуются, Пушкинская площадь окончательно потеряет духовно-культурную атмосферу, сложившуюся здесь веками, благодаря замечательным людям и событиям, здесь бывшим, а также духовной и градостроительной значимости объектов ее застройки.

Достойным для городской власти выходом из создавшегося положения является скорейшее рассмотрение Москомнаследием и Министерством культуры Заявки Комиссии «Старая Москва» на придание Пушкинской площади статуса охраняемого государством достопримечательного исторического места Москвы, направленную в Министерство культуры и Москомнаследие еще 18.10.06 г.

Проектные разработки турецкой фирмы найдут применение на других, неисторических, территориях, а здесь, на Пушкинской площади, могут быть со временем возрождены исторические утраты на существующих фундаментах.

Рабочая группа рекомендует принять во внимание альтернативные «Предложения по восстановлению исторической среды на Пушкинской площади», разработанные Комиссией «Старая Москва». Они заключаются в поэтапном восстановлении основных элементов утраченного ансамбля б. Страстной площади. Город получит возрожденный в общих чертах градостроительный ансамбль с колокольней-доминантой, верующие москвичи — восстановленую древнюю святыню Москвы, как это было с Храмом Христа Спасителя.

Альтернативные Предложения Комиссии «Старая Москва» поддержаны многими москвичами и не создают нерешенных вопросов, в т.ч. по транспортной проблеме, поскольку исторический Центр Москвы необходимо освобождать от крупных офисных и торгово- развлекательных учреждений, а улицы в Центре Москвы должны быть с регулируемым движением транспорта.

В противном случае, в соответствии с Ф3№73, встанет вопрос о необходимости проведения Государственной историкo-культурной экспертизы на предмет соответствия Проектных предложений нормативным требованиям к сохранению объектов историко-культурного наследия. Более того, предстоит согласование с Правительством Российской Федерации, поскольку памятники на Пушкинской площади федерального значения.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019