14 июля 2020
Правое дело
АППС

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Скатов, "Народный собор"
6 апреля 2006 г.
версия для печати

Не петь больше «Бояну»!

Журналистское расследование, посвященное ситуации вокруг русского оркестра «Боян» Часть I

В середине февраля этого года в Центре славянской музыки, что на Таганке в Москве (здание бывшего кинотеатра «Зенит»), чествовали Анатолия Ивановича Полетаева.

В зале в буквально яблоку негде было упасть.

Анатолий Иванович – создатель и на протяжении многих лет бессменный руководитель знаменитого Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», равно как и Центра славянской музыки, где событие происходило. Народный артист СССР и России, лауреат всевозможных, в том числе международных, конкурсов и премий, орденоносец, перешагнул 70-летний рубеж, и, согласитесь, ТАКОМУ человеку в ТАКОЙ день есть о чем поведать людям. Он и поведал – в форме блистательного концерта, принять участие в котором пригласил замечательных исполнителей и, конечно же, любимое свое детище оркестр «Боян».

Блистал и сам юбиляр. Стройный, элегантный – под стать фраку, выглядел Анатолий Иванович не по годам, с непередаваемым юмором и артистизмом вел концерт, но в какие-то моменты становился строг, когда говорил о самом важном – о смысле жизни, о роли музыки в постижении ее таинств… На сцену выходили ученые и писатели, предприниматели и военные, коллеги-музыканты – поклонники творчества Анатолия Ивановича. И все, как один, восторженно спешили поведать о том непреходящем значении, что имело и имеет это творчество для России. Зачитывались поздравительные телеграммы. Процитируем некоторые из них.

От Президента РФ В.Путина:

«Уважаемый Анатолий Иванович! Поздравляю Вас с 70-летием. За многолетнюю творческую жизнь Вы внесли существенный вклад в сохранение и приумножение лучших традиций…, воспитание и просвещение молодого поколения. Возглавляемый Вами талантливый коллектив оркестрантов по праву славится поистине уникальным репертуаром, виртуозным исполнительским мастерством. Его выступления неизменно пользуются вниманием публики».

Даже в сухой, протокольный президентский текст, как видим, вкрались довольно-таки звучные нотки… Еще более эмоционально звучало послание министра культуры и массовых коммуникаций РФ А.Соколова:

«Сердечно поздравляю Вас – яркого музыканта и дирижера, замечательного человека… Природа щедро наградила Вас талантом, способным пропустить через сердце все великие проявления духа. Вы – музыкант от рождения, и все Ваши мысли, чувства, страсти, боль и радость – все это музыка благодаря Вашему высочайшему профессионализму, тонкому чувству музыкальных стилей. Руководимый Вами… оркестр «Боян» получил признание как в России, так и за рубежом. Примите мою благодарность за все, что Вы сделали для нашей России, ее блага и духовного процветания».

Концерт завершился.

Анатолия Ивановича у сцены плотным кольцом окружили друзья и поклонники. Кто не успел, спешил с поздравлениями лично.

- Благодарю. Спасибо… – вежливо-устало кивал маэстро.

И вдруг воскликнул, не сдержавшись, с невыразимой какой-то болью. О том, что два часа таил на сцене, дабы не испортить людям праздник:

- Да ведь выгоняют нас чиновники! На улицу выгоняют! Не петь больше «Бояну»! «Бояна» больше не будет…

И – померк свет рампы. Лица многих выражали изумление и… неверие в слова Анатолия Ивановича.

Как это – Россия без «Бояна»? Без легендарного певца-сказителя и музыкального коллектива, который четвертый десяток лет по праву носит это имя, «по праву славится уникальным репертуаром, виртуозным исполнительским мастерством»?

Как это – Россия без Анатолия Полетаева? Без музыканта, чьи «мысли, чувства, страсти, боль и радость – все это музыка благодаря… высочайшему профессионализму, тонкому чувству музыкальных стилей»?

Как понимать в таком случае пожелания министра – «жизненной энергии и творческого вдохновения», Президента – «успехов, здоровья и благополучия»?

По замыслу чиновников, участь «Бояна» давно предрешена.

Но прежде чем раскрыть этот замысел, должен я подробно, насколько позволят рамки журналистского расследования, рассказать об Анатолии Полетаеве и оркестре «Боян», иначе сути происходящих событий читателю не понять.

А еще – поговорить о культуре.

Нет, не чиновников, хотя сама по себе тема и любопытна. О культуре – в широком, философском понимании этого слова.

Смыслы и символы

Существуют сотни определений, что такое культура.

Мне ближе всего толкование американского антрополога Лесли Уайта (1990-1975 гг.) – родоначальника как термина «культурология», так и аналогичной весьма популярной ныне науки, изучением культуры занимающейся.

В понимании Л.Уайта, культура – это саморазвивающаяся система, определяющая поведение не только отдельного человека и племени, но и нации, государства как целого. Функционирует эта система в виде СМЫСЛОВ и СИМВОЛОВ.

Откуда берутся СМЫСЛЫ и СИМВОЛЫ? Само собой, не из воздуха – их придумываем мы, люди. Но потом они вырываются из-под нашей опеки и живут собственной, обособленной жизнью. Саморазвиваясь, мутируя, они уже на нас, людей, влияют самым непосредственным образом. Они объективны, а их носителями являемся опять-таки мы, люди.

Они приходят и уходят, сменяя друг друга. Но некоторые «диктуют» нам на протяжении тысячелетий.

Искусство во всех его проявлениях (театр, живопись, поэзия, музыка…) есть средоточие наиболее значимых смыслов и символов. Музыка же, по признанию великих умов человечества, – высшее из искусств.

Музыка «появляется там, где слово бессильно» (Г.Берлиоз). «Музыка – единственный нематериальный доступ в высший мир знания, в мир, которым человек окружен, хотя не может его осязать. То, что духовно получают от музыки посредством чувств, – есть воплощенное духовное открытие» (Л.Бетховен).

«Что нужно читать, чтобы лучше понять русского человека?» – как-то в эмиграции спросили у Федора Шаляпина. «Слушайте музыку Рахманинова,» – ответил певец.

Анатолий Иванович Полетаев всю свою сознательную жизнь тем и занят, что сохраняет эти самые СМЫСЛЫ и СИМВОЛЫ и приумножает их.

Традиции и святыни

О подобном поприще Толя Полетаев, поступая в воронежскую Центральную музыкальную школу по классу баяна, и не помышлял. Просто его отец Иван Иванович, по профессии железнодорожник, любил в минуты отдыха взять в руки гармонику и по слуху что-то подобрать. И позже, обучаясь в Воронежском музыкальном училище, – тоже не думал. Мечтал он… о механико-математическом факультете университета.

Однако – судьбе было угодно. И были у него незаурядные учителя.

Класс баяна в музучилище вел А.Н. Пильщиков, он же руководил оркестром русских народных инструментов. Александр Никифорович в свое время многие годы был связан с профессиональным оркестром народных инструментов при Украинском республиканском радиокомитете, руководимом В.А. Комаренко. Владимир Андреевич, в свою очередь, был учеником знаменитого В.В. Андреева. Василию Васильевичу Андрееву мы обязаны появлением первого Великорусского оркестра народных инструментов (1887 г), положившему начало принципиально новому и глубоко национальному по своим корням виду исполнительского искусства. Такие проглядывались преемственность и перспектива…

Н.Я. Чайкин, в класс которого попал Анатолий, поступив в Московский государственный институт им. Гнесиных, в 50-60-х годах прошлого столетия являлся лидером московской баянной школы, высочайшие достижения которой были признаны как в Советском Союзе, так и за рубежом. Он исповедовал принцип: «От Баха до наших дней». И репертуар студента А.Полетаева (переложения для баяна) не может не впечатлять: И.Бах, И.Гайдн, Л.Бетховен, К.Вебер, Ф.Лист, Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Ф.Крейслер, М.Вагрич, А.Дворжак, М.Глинка, Н.Римский-Корсаков, М.Мусоргский, А.Лядов, П.Чайковский, А.Скрябин и многие, многие другие западные, русские и советские композиторы…

Уже со второго курса (1955 г.) А.Полетаев – артист Москонцерта.

В 1956 г. ему доверяют представлять отечественное искусство во Франции на Международном фестивале студенческой молодежи. Тогда же в Париже он впервые записывается на граммпластинку.

1957 г. – золотая медаль на конкурсе в рамках Всесоюзного фестиваля молодежи. В том же году – золотая медаль уже Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

1958 г. – первые зарубежные гастроли (в составе творческой группы по линии Госконцерта): Эфиопия, Ливан, Тунис, Египет, Великобритания. Император Эфиопии Хайле Селассий I, растроганный эфиопской народной песней «в жарком» исполнении баяниста из далекой снежной страны, вручает ему золотую медаль.

По окончании института Полетаев едет в Н.Новгород (тогда Горький). Ему всего двадцать три, но он находит в себе силы и смелость, чтобы открыть в местной консерватории кафедру народных инструментов. Ею руководит до 1960 года и одновременно учится в Москве в аспирантуре у своего наставника Н.Я.Чайкина.

В 1960-1962 годах преподает в институте им. Гнесиных. Затем много успешно гастролирует.

1964-й и последующие годы – Венгрия, Япония, Цейлон, Танзания, Камерун, Гану, Конго, Болгария, Монголия, Индия, Великобритания, Шотландия, Финляндия… В 1966 г. А. Полетаев – лауреат Международного конкурса аккордеонистов и баянистов «Дни гармоники» в Клингентале (Германия). Вообще же, с начала музыкальной его карьеры и по наши дни искусству Анатолия Полетаева рукоплескали более чем в 30 странах мира.

- Престиж страны, конечно же, поддерживать было надо, – вспоминает Анатолий Иванович. – Но я считал и считаю, что главная моя аудитория – это мои соотечественники…

Баян – один из самых, скажем так, демократичных инструментов. Любим народом, транспортировка его – без проблем. Он «озвучит» и сельский клуб, и зал консерватории. Сегодня Анатолий Иванович затрудняется даже припомнить, в каком регионе, области, городе не звучал бы его многотембровый баян «Россия».

Он дарил людям лучшее, что знал и умел. Рецензируя его сольный концерт в Малом зале Московской консерватории, одна из центральных газет писала:

«Еще совсем недавно уделом баяна была область только народной музыки, ныне же художественно-выразительные возможности многотембрового инструмента стали настолько всеобъемлющими, что позволяют артисту интерпретировать самый различный репертуар – от народной песни до вершин западной классики… Полетаев играл преимущественно классическую музыку… , исполнитель считает, поскольку современному баяну доступна самая серьезная литература, значит, ее можно пропагандировать в самых отдаленных уголках страны, в деревнях и селах…».

На фирме граммзаписи «Мелодия» одна за другой выходят его пластинки. Он заседает в престижных международных жюри. Киностудия «Экран» снимает фильм – «Играет Анатолий Полетаев» (1972 г.). В 1974 г. Анатолий Иванович получает звание Заслуженного артиста РСФСР… Он – на пике своей творческой карьеры. Современный исследователь его творчества, доктор искусствоведения, профессор В.В. Бычков целый раздел своей монографии посвящает Полетаеву-баянисту того периода – «музыканту-художнику, имеющему свое индивидуальное творческое лицо и индивидуальный… почерк, ставящие его в ряд ВЫДАЮЩИХСЯ (выделено мною – С.С.) исполнителей».

Сохраняя и приумножая

аНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ НУ НИКАК НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА ДОСТИГНУТОМ.

Только этим его качеством объясним взлет Полетаева-исполнителя, его неповторимое «творческое лицо». Исполнял ли он «иноземных» Баха, Гайдна или же «своих» Чайковского, Свиридова, его ИНТЕРПРЕТАЦИИ классических музыкальных текстов были неизменно оригинальны, свежи, нисколько не умаляя авторского замысла, но наоборот – подкрепляя, предельно раскрывая его.

Да что говорить: он и в техническом плане продвинул баянное искусство!

В 1959 г. на последнем курсе института Анатолий Полетаев представил к защите дипломный реферат «К вопросу об овладении техникой игры на баяне пятью пальцами». Хотя нам, неспециалистам, это название говорит мало, все-таки вкратце разберемся, в чем суть да дело, поскольку предложенная А.Полетаевым «система пятипальцевой аппликатуры» (устоявшийся потом научный термин) явилась своего рода революционным прорывом.

До середины прошлого века баянисты использовали для игры максимум четыре пальца правой руки, поскольку пятый (большой) палец находился за грифом, выполняя роль «удерживающего». Эпизодически, правда, кто-то включал его в игру, но на традиционной технике (постановке правой руки) это не отражалось. Студент Полетаев теоретически и практически обосновал, что предлагаемая им обновленная техника сулит исполнителю немалые творческие возможности. Нововведение в академической среде вызвало горячие споры. Понадобились годы, прежде чем «система А.И. Полетаева» (так и писали в специальных работах) стала общепринятой. Как много позже безоговорочно признавал один авторитетный автор, использование пятипальцевой аппликатуры «в исполнительской и педагогической практике баянистов – нововведение громадной важности. Оно значительно продвинуло вперед развитие баянной техники».

К великому сожалению, в середине 70-х Анатолий Иванович вынужденно прервал карьеру исполнителя: из-за болезни рук, «инструмента», без которого баянисту – никуда.

Но у него к тому времени уже был «Боян»!

Электронная… балалайка

«Боян» Анатолий Полетаев основал в 1968 г. И вновь вызвал на себя острые критические стрелы.

В первом составе «Бояна» было всего 8 человек, инструменты – баян, балалайка, гусли, ударные… Состав как состав, если бы не одно «но»: к каждому инструменту был подведен микрофон, звук пропускался через усилители и динамики. «Электронная балалайка? Кощунство!» – вот далеко не самый резкий из выпадов, которые слышали в свой адрес музыканты «Бояна» поначалу.

- Понимаете, и до «Бояна» я солировал с ведущими коллективами страны, в моем распоряжении были лучшие залы, — вспоминает Анатолий Иванович. — Но с некоторых пор стал замечать, что на академические концерты, в том числе мои, приходят в основном профессиональные музыканты: посмотреть, кто и как владеет инструментом, какова техника и так далее. А где же, спрашивал я себя, народ?! Который пашет и сеет? На средства которого я существую?! Тот народ, которому я, музыкант, должен отдавать и отдавать?!

Я хотел, чтобы оркестр народных инструментов отвечал духу времени. И в то же время – был мобильным, экономичным, при минимуме состава и материальных затратах решал задачи большого исполнительского коллектива. Чтобы он добирался до любого уголка нашей необъятной страны, где «живого» оркестра не слышали и слышать пока не могли.

А мы с самого начала установили для себя эту планку – оркестр. Современное по тем временам оборудование позволяло задать и определенные масштабы звука, и нужную разнообразную палитру красок… Свою первую программу мы поехали «обкатывать» в Сибирь, на Дальний Восток – по адресам комсомольских ударных строек. Люди там работали в тяжелейших условиях, в тайге, спали в палатках. Как они нас принимали! Это был праздник! Тогда-то, отбросив последние сомнения, я и решил: вот путь, по которому надо идти!

Первый среди равных?

«Первый среди равных» – так некогда, на заре классической музыки именовали дирижера. В принципе, большинство дирижеров по сей день и есть «первые среди равных». К дирижерскому пульту они встают довольно часто по той причине, что их собственная исполнительская карьера не заладилась…

Но мы-то знаем, что, создав «Боян», Анатолий Иванович еще многие годы оставался ведущим его солистом. А эстетические и просветительские задачи, поставленные им перед «Бояном», были столь значительны, неожиданны и новы, что даже в дирижерском цеху не позволяли его равнять с кем-либо.

К тому же, взяв в руку дирижерскую палочку, не стал он ею дежурно «указывать» и вновь проявил себя как незаурядный интерпретатор известных произведений. Вплоть до того, что сам начал писать, с учетом инструментальных возможностей, оркестровки для «Бояна».

Заявил о себе как композитор – его произведения и ныне звучат в исполнении как «Бояна», так и других российских коллективов и солистов. А при необходимости… сам пишет к новым своим песням стихотворные тексты.

Идеями он прямо-таки бурлил. И, начиная что-то новое, неизменно доводил до логического завершения.

Мужал, разрастался год от года и сам «Боян», все более приобретая академические черты. В состав оркестра дополнительно вводится ряд народных духовых и ударных инструментов (сопель, жалейка, владимирские рожки, трещотки и др.), затем – инструменты симфонического оркестра (ударные, духовые, струнные…). При всем при этом в ткань музыкального произведения дирижер мог вплести и синтезатор, и бас-гитару.

Критика снисходит. Один из рецензентов после выступления коллектива в Октябрьском зале Дома Союзов писал: «Программа… отличалась продуманностью и хорошим вкусом, а исполнение – яркой образностью. Восторженно приняли слушатели два фрагмента из «Картинок с выставки» М.Мусоргского… мощная энергия звуков заполнила зал до предела».

«Боян» становится лауреатом Первого молодежного фестиваля народной музыки в Москве (1969 г.), X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1973 г.). В 1982 г. «Бояну» присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола.

Но поистине «золотой век» «Бояна» отмечен годами, проведенными в стенах бывшей церкви св. Власия, что на Старом Арбате.

В тот период «Боян» уже окончательно сформирован и представляет собой уникальное, единственное в России и мире образование: современный малый симфонический оркестр, соединивший в себе два начала – народные инструменты и инструменты симфонического оркестра.

- В помещении была внеземная акустика, церковная, — вспоминает Анатолий Иванович. – Она нам помогала. Мы поднимали слушателей до такого уровня духа, что они не могли сдержать слез…

У Николая Бурляева в его «Дневниках режиссера. 1987 г. 16 мая» находим: «…были… на концерте произведений Рахманинова в исполнении оркестра «Боян». Я открыл Рахманинова заново. Хочу, чтобы его «Вокализ» играли на моих похоронах…».

- Это был катарсис, очищение! – не может скрыть былых восторгов Анатолий Иванович.

Так продолжалось до ноября 1995 г., когда «в один прекрасный день» оркестр со всем его за десятилетия нажитым имуществом (реквизит, оборудование, инструменты) был вышвырнут на мокрую от снега осеннюю улицу…


Окончание — Часть II





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020